Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Политическая система: Понятие и основные элементы политической системы



 

Государство не только результат развития общества, но и фактор формирования политической системы общества.

Политическая система общества — упорядоченная на основе права система всех политических явлений, которые функционируют и взаимодействуют (либо противодействуют) в обществе с целью завоевания, удержания либо участия в политической власти, это механизм организации и функционирования политической власти.

Государство хотя и важнейшая, но не единственная политическая организация в обществе.

В состав политической системы входят такие негосударственные общественные объединения как партии, профессиональные союзы, женские организации ,общественные движения (например, «Народный рух» институты общественного мнения и др.

Элементы политической системы общества:

Субъекты политики-государство, политические партии, движения, общественные объединения и др.;

Политические нормы и принципы;

Политические отношения,

Политическая идеология, сознание, взгляды, культура;

Связи между названными элементами.

Взаимодействие элементов (компонентов) политической системы общества позволяет выделить пять подсистем её функционирования:-

1. Институциональная - субъектный состав (народ, социальные слои, политические партии, общественные организации другие объединения граждан, трудовые коллективы, государство и др.).

2. Нормативная (регулятивная) - - система политических (а также правовых) норм и принципов, которые регулируют отношения между народами, социальными группами, партиями,политическими лидерами.

3. Функциональная — политические отношения, политический процесс, политический режим, поскольку через них формируется, изменяется, осуществляется политика.

4. Идеологическая - - политическая идеология, сознание,взгляды, культура, возможность гражданина оценить политическое бытие и выбрать вариант поведения.

5. Коммуникативная — интегративные (объединяющие) связи всех подсистем функционирования политической системы общества в целом.

Каждая из самостоятельных частей — звеньев политической системы общества имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности, самостоятельность в решении вопросов, относящихся к их внутренним и внешним делам.

Указанные элементы и части объединяются в единую политическую систему категорией «политическая власть».

Особое место в политической системе общества принадлежит государству, поскольку оно является главным средством достижения целей, стоящих перед обществом, концентрирует в себе многообразие политических интересов, придает устойчивость политической системе посредством упорядочения ее деятельности.

Признаки государства, отличающие его от общественных объединений:

1) в каждой политической системе общества может существовать только одно государство, а общественных объединений -много;

2) государство — организация всего населения, а общественные объединения — части населения;

3) только государство есть единственная полновластная организация в масштабе всей страны, способная защитить основные права и свободы всех лиц, находящихся на его территории;

 

12. Государство в политической системе.

 

Сформировались три подхода к соотношению гражданского общества и государства:

1) государство и гражданское общество — совпадающие социальные системы;

2) государство и гражданское общество — разные социальные системы, первичным (ведущим) есть государство, которое контролирует гражданское общество;

3) государство и гражданское общество — разные социальные системы, государство выполняет служебную (подчиненную) роль по отношению к гражданскому обществу.

Признаки (черты) гражданского общества — в его соотношении с государством:

1) не существует до государства и вне государства;

2) не включает государство, развивается самостоятельно -без непосредственного вмешательства государства;

3) состоит из субъектов — свободных и равноправных граждан и добровольно сформировавшихся объединений, находящихся в отношениях конкуренции и солидарности;

4) обладает определенным приоритетом перед государством,однако заинтересовано в благосостоянии государства и способствует его развитию;

5) оказывает влияние на создание и функционирование государственных органов в собственных интересах ;

6) вправе требовать от государства защиты жизни, здоровья,безопасности граждан, не допуская его вмешательства в их частные интересы;

7) формирует право, которое формулируется государством в законах и иных нормативно-правовых актах, гарантирует и защищает его от нарушений со стороны кого бы то ни было. Все потребности гражданского общества реализуются посредством воли государства, выраженной в форме правового акта;

'Первоначально в течение длительного времени гражданское общество вырабатывает норму права в рамках фактических отношений. Благодаря признанию нормы государством фактические отношения доводятся до статуса «юридических».

 

8) развивается и взаимодействует с государством в границах права, которое выступает как равный и справедливый масштаб свободы и справедливости, а не как способ навязывания государственной воли.

Государство способно содействовать развитию общества либо

препятствовать ему.

В функционировании гражданского общества роль цивилизованного государства должна выражаться в том, что оно:

- служит формой, организующей гражданское общество и создающей условия для его развития;

- является относительно самостоятельным по отношению к гражданскому обществу и осуществляет солидарные публичные интересы всех членов общества;

- устанавливает «правила игры», которых должны придерживаться граждане и их объединения, создаёт благоприятные условия для их существования и развития;

 

- не вмешивается в частную сферу семьи, быта, культуры (первый уровень гражданского общества): такое вмешательство может иметь место только в целях обеспечения личной или общественной безопасности;

- оказывает необходимую защиту гражданскому обществу\ функционирующему в пределах его территории, в том, что относится к социальной безопасности граждан;

— выступает орудием социального компромисса гражданского общества, смягчает социальные противоречия между различными социальными группами;

- юридически обеспечивает возможности гражданина быть собственником, создавать общественные объединения, коммерческие корпорации, принимать активное участие в политической жизни общества;

- имеет пределы регулирования отношений в обществе, которые определяются конституцией государства, стандартами в области прав и свобод человека, закрепленными в международных актах.

И гражданское общество, и государство функционируют для удовлетворения потребностей и интересов человека. Гражданским обществом можно назвать такое общество, в котором главным действующим лицом является гражданин как автономная личность.

13.Формы осуществления народного суверенитета.

 

Следует отличать суверенитет государства от суверенитета народа и суверенитета нации.

Суверенитет народа (народ — граждане всех национальностей, проживающие на территории данной страны) означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состава его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Суверенитет народа, закрепленный в конституции, — качественная характеристика демократии, демократического режима в государстве. В ст. 5 Конституции Украины записано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета народа?

Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда) отсутствие внешнего суверенитета государства влечет утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического состояния. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником государственного суверенитета.

Нация (в юридическим отношении) равнозначна термину «народ». В термин «нация» вкладывается и смысл гражданства. Нация — граждане государства различных национальностей, которые объединены сходством в решении существенных политических и психологических проблем. Это сходство воз пикает вследствие проживания на одной территории и длительного общения друг с другом. Нация (в этническом отношении) — этносоциальная общность, у которой сформировалось самосознание своей идентичности (общность исторической судьбы, психологии и характера, склонность к национальным, материальным и духовным ценностям и т.п.), а также территориально-языковое и хозяйственно-экономическое единство. Население — совокупность физических лиц, вне зависимости от их национальности и гражданства, законно проживающие на территории конкретного государства.

Основные права нации:

— право на существование и свободное развитие, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность реализовать право на политическое самоопределение (государственная самоорганизация -вплоть до создания самостоятельного государства);

- право на свободное развитие национальных потребностей — экономических и социальных;

— право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев , традиций;

- право распоряжаться природными и материальными ресурсами на своей территории;

- право на мирное сосуществование с другими народами и нациями;

- право на экологическую безопасность и др.

Таким образом, суверенитет нации, ее полновластие означает обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы, относящиеся к развитию национальной свободы и национальных потребностей, право на уважение национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений. Полновластие одной нации невозможно без соблюдения суверенитета других наций и народностей, без уважительного отношения к их национальным потребностям и правам.

Украинский народ политически самоопределился, создав самостоятельное независимое государство. Государство Украина содействует консолидации и развитию украинской нации, сохранению исторической памяти, традиций и культуры, учитывает этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность её коренных народов и национальных меньшинств. Конституция Украины определила украинский язык государственным языком, подчеркнув, что государство обеспечивает всестороннее развитие как украинского языка во всех сферах общественной жизни, так и свободное развитие, использование и защиту русского и других языков национальных меньшинств (ст. 10).

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета нации в многонациональных государствах?

В многонациональном государстве его суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциальной общности. Он включает в себя обязанности по отношению к другим нациям, которые являются современниками «титульной» нации, существуют параллельно с ней.

Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из объединившихся наций достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики).

Главное состоит в том, чтобы нация, составляющая большинство в стране и давшая название государству, не использовала свой перевес для ограничения прав представителей другой нации. Противоправна и недопустима любая национальная дискриминация или стремление одной нации подчинить другую.

Согласно Уставу ООН, любое государственное образование должно уважать права нации на самоопределение и обеспечить гарантии данного права. Однако право на самоопределение не тождественно праву на государственный суверенитет. Нельзя ставить знак равенства между правом народов на самоопределение и правом на отделение, на вхождение в состав того или иного государства, а также выход из состава государства. Национальный суверенитет не обязательно предполагает государственный суверенитет. Самоопределение может иметь форму культурной автономии, т.е. развитие национального языка, ведение преподавания на родном языке, восстановление и развитие собственной культуры, искусства и т.п. Если все народы, входящие в многонациональное государство, будут добиваться права создания самостоятельного государства (государственного суверенитета), то мир будет вовлечен в хаос.

Государственный, народный и национальный суверенитеты взаимосвязаны в демократическом государстве.

Украина как суверенное демократическое государство воплощает в себе суверенитет государства, суверенитет нации и суверенитет народа. Реализация в Украине права на политическое самоопределение, вплоть до отделения (высшая ступень национального суверенитета, влекущая установление государственного суверенитета) является объективно закономерным процессом. Народ Украины — носитель суверенитета, единственный источник государственной власти

Суверенитет (верховенство - франц.) — особенность власти самостоятельно и независимо от какой-либо другой власти осуществлять свои функции как внутри страны, так и за ее пределами.

народный суверенитет — это самоопределение, полновластие народа в организации экономического, политического и социально-культурного бытия. Полновластие народа осуществляется в разных формах и прежде всего в деятельности государственных органов, разнообразных формах общественной деятельности, в институтах непосредственной демократии.

 

14. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГООБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВАВ УКРАИНЕ

В Конституции Украины понятие «гражданское общество» не зафиксировано, хотя основные нормативные установки гражданского общества нашли здесь свое отражение. Это не случайно, ведь развитого гражданского общества, как и правового государства, в Украине пока нет. Достижение такого качественного состояния общества и государства — дело будущего. Формирование гражданского общества и правового государства в Украине должно идти по таким основным направлениям:

1) развитие частной инициативы. История не знает примеров существования гражданского общества и правового государства без рыночных отношений и частной собственности. Частная собственность, рыночная экономика препятствуют политической монополии партии или социальной группы, создают материальные условия для самостоятельности, свободы и равноправия индивидов. Важнейшие правовые средства в этом смысле — закрепление права собственности и свободы предпринимательства

2) достижение высокого уровня благосостояния граждан, сглаживание социального неравенства. Ни гражданское общество, ни правовое государство невозможно при бедности, социальной незащищенности большинства населения. Традиционной опорой демократии является средний класс, в современных западных государствах достигающий двух третей населения. Украинское государство должно создать правовые и политические условия для формирования среднего класса, преодоления бедности значительной части населения Украины. Этот процесс неразрывно пимами с развитием рыночной экономики, совершенствованием налогового и социального законодательства;

И) формирование гражданской политической культуры. Носители такого типа политической культуры не только осознают цели и назначение политики, но и активно участвуют в политическом процессе. Неотъемлемой частью этого процесса является повышение правовой культуры, уровня правовых знаний населения Украины, преодоление нигилистического и идеалистического отношения к правовым ценностям, политического абсентеизма (отказа от участия в политической жизни, в частности — выборах);

4) совершенствование системы законодательства. Отраслевое законодательство должно быть, как минимум, приведено в соответствие с Конституцией Украины И ратифицированными Украиной международными договорами.

На продвижение нашей страны к гражданскому обществу нацелена Конституция Украины, политическая деятельность всех демократически ориентированных обще-ственных сил.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.