Возникновение государства исторически обусловлено определенным этапом общественного развития. В примитивном первобытном обществе не было государства. Власть и общество практически совпадали. Жизнь человеческих сообществ строилась на основе родовых отношений. Постепенный переход от занятий исключительно охотой и собирательством к производящему хозяйству сделал возможными и социальные изменения. На смену родовой общине приходит территориальная. В некогда социально однородном общества появляются группы людей с различными интересами. Возникает необходимость во внешней власти, в государстве как организации, способной обеспечить согласование интересе в групп, единство, целостность, эффективность функционирования и развития человеческого сообщества. Параллельно рождается специфическая форма социального регулирования — право. Государство и право имеют исторический характер. Однако в современной науке отсутствует единство и точках зрения на вопрос происхождения государства и права. Возможно выделение ряда факторов, влияющих на возникновение конкретных государств:
1. социально-экономический — базируется на адекватной оценке обществом прогресса производительных сил. На абсолютизации этого фактора построено марксистское учение о государстве и праве как орудии классового господства.
2.экологический –основан на прямой зависимости характера среды обитания и способности человеческих сообществ к самоорганизации.
3.демографический -возникновение государства возможно при наличии определенного количества населения на конкретной территории.
4.психологический- способность данного населения обладать общими психическими чертами, ориентированными на построении государства.
5.внешний –конкретное влияние народов, обладающих государственностью на народы, которые ею не обладают.
Многообразие существующих теорий возникновения государства и права свидетельствует о сложности и неоднозначности процессов общественного развития. К числу наиболее популярных относятся:
Теологическая теория (создатели — Августин Блаженный, Фома Аквинский) определяет происхождение государства и права божественным провидением, волей Бога. Опора на сверхъестественные силы, характерная для объяснения возникновения государственности, присуща и другим (не только христианству) религиозным доктринам— исламу, буддизму, индуизму, иудаизму и др. Близка к теологической так называемая космическая теория, объясняющая возникновение государственно-правовых институций влиянием высокоразвитых внеземных цивилизаций.
Сакральная теория (Дж. Фрезер) логично продолжает теологическую. Она объясняет возникновение государства верой людей в божественную силу носителей власти (вождей, князей, царей), их так называемую харизму.
Органическая теория возникновения государства проводит
аналогию между биологическим организмом и человеческим сообществом. Подобно живому организму, государство обладает внутренними и внешними органами, оно рождается, развивается, стареет и умирает. Эту теорию разработал Г Спенсер
Психологическая теория (один из авторов — Л. Петражицкий) происхождение государства и права объясняет исключительно особенностями человеческой психики, предрасположенностью тех или иных этнических групп к различным психическим комплексам
Патриархальная теория (представитель Р. Фильмер) основана на объяснении происхождения государства и права естественным ходом общественного развития, закономерным объединением человеческих сообществ в более крупные структуры (семья — род — племя — государство).
Теория географического детерминизма (Л. Мечников, 3 Хантингтон) решающими факторами в возникновении государств считает климат, ландшафт, природные ресурсы.
Теория насилия (Л. Гумплович) опирается на понимание в качестве основного государственно-образующего фактора внешнюю экспансию, агрессивные войны.
Демографическая теория состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, обусловлены ростом народонаселения (основатель Т. Мальтус).
Технократические и технико-экономические теории(Г. Чайлд, Н. Михайловский) объясняют процесс возникновения государства только прогрессом производительных сил, переходом к производительной экономике. Разновидностью признания приоритета социально-экономических факторов в появлении государства является марксизм.
Теория общественного договора (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо) исходит из понимания государства как определенной конструкции, основанной на согласии всех членов конкретного человеческого сообщества, взаимного компромисса управляющих и управляемых. Эта теория оправдывает революционную борьбу с тиранией (т.е. с несоблюдением общественного договора).
Реальная практика возникновения новых государств в наше время опирается на признанное мировым сообществом (это зафиксировано в Уставе Организации Объединенных Наций) право наций на самоопределение. Это право реализуется путем референдумов среди населения территорий, претендующих на политическую самостоятельность. В частности, именно таким путем возникло наше государство. После провозглашения 24 августа 1991 года Акта о независимости Украины наша страна полноценное признание в мире получила только после общенационального референдума 1 декабря 1991 года, когда народ однозначно высказался в пользу свободы.