Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Виды законов:
1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);
3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон о Законодательном собрании Пермского края, о флаге Пермского края, о муниципальной службе в Пермском крае)
Виды подзаконных актов:
1) указы Президента РФ — высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты (мерах по совершенствованию госрегулирования в области авиации, об утверждении перечня сведений отнесенных к гос. тайне) обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах презид. полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами.
Издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой офиц. документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.
2) постановления Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами (о размерах мин. и максим. величин пособия по безработице на 2010 г., о порядке осуществления миграционного учета ин. граждан и лиц без гражданства в РФ 2007г.) Обязательны к исполнению в РФ. Особенность - могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат офиц. опубликованию не позднее 15 дней со дня их Принятия.
3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общ. отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты МинФин, МВД, ЦБ, Министерства РФ по налогам и сборам, ФСБ и т.п
4) решения и постановления местных органов государственной власти.
5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов)
6) нормативные акты муниципальных органов; принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.
7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: государственных органов, иных социальных структур (муниц. органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); совместного характера 1 и 2, принятые на референдуме.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:
общефедеральные; нормативные акты субъектов Российской Федерации; нормативные акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты.
В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на: нормативные акты неопределенно длительного действия; временные нормативные акты.
Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль.