1.9.1. Цель и задачи тематического модуля: раскрытие психологической сущности осуществления следственных действий, сущности познавательных процессов следователя и участников следственных действий, изучение особенностей психологически грамотного поведения сотрудника ОВД в типичных ситуациях правоохранительной деятельности.
Изучение тематического модуля должно формировать следующие профессиональные компетенции
знания:
-психологических ориентиров в решении следственных задач и структуры познавательно-поисковой деятельности;
1.9.5.Перечень контрольных вопросов по тематическому модулю №3.
1. Психологическая характеристика познавательной деятельности юриста.
2. Психология осмотра места происшествия.
3. Следы и результаты преступной деятельности как смысловые показатели поведения преступника на месте происшествия. Влияние на способы совершения преступлений динамического стереотипа.
4. Установление по материальным следам структуры преступного поведения, субъективной стороны преступления, психологических особенностей личности преступника. Инсценировки преступника на месте происшествия, методы их распознания.
5. Психологическая деятельность следователя при осмотре места происшествия. Психологические приемы, повышающие результативность и качество следственного осмотра.
6. Психология обыска. Психологические особенности поисковой деятельности следователя во время обыска (психология ищущего). Поисковая доминанта.
7. Психологические приемы активизации мыслительной деятельности следователя и нейтрализации воздействия отрицательных факторов на его психику во время обыска.
8. Психология обыскиваемого (прячущего). Учет данных о свойствах его личности, психическом состоянии следователем. Психологические факторы, влияющие на выбор способов сокрытия объектов. Объективная и субъективная недоступность искомого. Анализ поведения, идеомоторных реакций обыскиваемого. Улики поведения. Методы проверки его непроизвольных реакций.
9. Психология предъявления для опознания. Особенности восприятия человека и психологические закономерности его отождествления. Симультанное и сукцессивное узнавание.
10. Психология следственного эксперимента, проверки показаний на месте происшествия. Моделирование объективных факторов, событий, явлений. Проверка психологических особенностей, свойств личности, способностей, навыков, умений. Проверка показаний как способ активизации памяти участников уголовного процесса.
.
1.9.6. Рекомендуемая литература
Основная:
1. Аминов, И. И. Юридическая психология [Текст]: учебное пособие: рек. М-вом образования РФ: рек. УМЦ "Профессиональный учебник" / И. И. Аминов. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 414 с. - Библиогр. список : с. 385 .- Глоссарий : с. 386 - 408.
2. Баранов, П. П. Юридическая психология [Текст] : учеб. пособие : доп. МВД РФ / П. П. Баранов, В. И. Курбатов ; под общ. ред. А. Н. Ерыгина. - 2-е изд., стер. - М. : ЦОКР МВД России, 2006. - 478 с.
3. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2001.
4. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов.- М.: Норма, 2000.
5. Еникеев, М. И. Основы общей и юридической психологии [Текст] : учебник / М. И. Еникеев. - М.: Юристъ, 1997. - 631 с.
6. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юристъ, 1998.
7. Прикладная юридическая психология / Под ред. проф. А.М.Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
8. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология [Текст] : Учебник / Ю. В. Чуфаровский. - 2-е изд.,испр. и доп. - М. : Юриспруденция, 2000. - 334 с.
9. Шиханцов Г.Г.Юридическая психология. – М.: Зерцало, 1998.
10. Юридическая психология: Хрестоматия по психологии /сост. И общ. Ред. Т.Н.Курбатовой. – СПб: Питер, 2000.
Дополнительная:
11.Андрюшин Г.Д. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВЛ. Часть особенная: Курс лекций. – Орел: ОрЮИ МВД России, 1999.
12. Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей. Учебное пособие.- М.: ЦОКР МВД России, 2007.
13.Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. – М., 1997.
14. Копылова Г.К., Прозоров А.В. Психология в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций.- М.: ЦОКР МВД России, 2006.
1.9.6. Материально-техническое обеспечение тематического модуля:
- электронные раздаточные материалы;
- тестовые методики;
- «мультимедийное» сопровождение;
- тематические фильмы.
1.10.Контрольный модуль
1.10.1. Вопросы к модулю рубежного контроля
1.Специфика профессионального общения сотрудника полиции.
2.Коммуникативная компетенция и компетентность.
3.Психотехника как умелое использование психологических средств и приемов для решения стоящих перед сотрудником задач.
4.Психологические средства профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
5.Особенности и виды профессионального общения сотрудников ОВД с гражданами.
7.Психологическая характеристика основных средств общения. Речь, мимика, пантомимика, жесты: пути их оптимального использования в профессиональном общении сотрудниками ОВД.
8.Социальная перцепция. Механизмы восприятия и понимания человека человеком.
9.Стереотипизация. Понятие и роль социального стереотипа в профессиональном общения сотрудника ОВД.
10.Механизм формирования первого впечатления. Факторы, препятствующие формированию адекватного первого впечатления.
16.Социально-психологические факторы, затрудняющие установление психологического контакта и пути их преодоления.
17.Психотехника построения высказываний.
18.Техника аргументации.
24. 19.Техника постановки вопросов. Сущность и эмпирические признаки криминальной субкультуры.
25. Роль криминальных философии и идеологии в мотивации криминальной деятельности.
26. Структура криминальной субкультуры и ее функции.
27. Мифология преступного мира.
28. Основные атрибуты криминальной субкультуры.
29. Психологическая характеристика основных типов преступного поведения.
30. Личность правонарушителя как специальный объект психологического исследования. Зарубежные и отечественные (А.Р. Ратинов, Н.А. Ратинова, Г.Х. Ефремова, Ю.А. Антонян, А.В. Гульдан, Л.И., Конышева, В.Н. Кудрявцев, Г.Г. Шиханцов) подходы к изучению личности преступника.
31. Психологические особенности личности преступника.
32. Изучение личности правонарушителя, его мотивационной сферы в ходе расследования (рассмотрения в суде) уголовного дела.
34. Определение признаков социальной девиации (алкоголизм, наркомания токсикомания, суицидальное поведение).
35. Признаки, свидетельствующие об агрессивности, опасности нападения.
36. Психологические особенности ведения переговоров сотрудниками ОВД с преступниками в ситуации захвата заложников.
37. Виды переговоров.
38. Общие правила и приемы ведения переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников.
1.10.2. Модуль выходного контроля (Перечень экзаменационных вопросов)
1. Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки.
2. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки. Основные пути и направления в ее развитии.
3. Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины.
4. Задачи, решаемые юридической психологией; ее роль в формировании личности юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.
5. Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и криминологией.
6. Понятие личности в психологии и правовой науке.
7. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности.
9. Психологические методы изучение личности субъектов правоприменительной деятельности.
10. Темперамент. Учет особенностей темперамента в деятельности юриста.
11. Характер и его свойства. Проявление в характере индивидуального своеобразия личности. Факторы, влияющие на формирование характера.
12. Акцентуации характера. Акцентуированные свойства, индивидуально - характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения.
13. Понятие познавательных процессов, классификация.
14. Ощущение – элементарная форма чувственного отражения объективного мира. Виды ощущений, их закономерность и свойства. Понятие о порогах чувствительности анализаторов. Сенсибилизация. Синестезия. Адаптация. Последовательные образы. Пространственная локализация раздражителя.
15. Восприятие. Характеристика восприятия и его особенности. Основные свойства и закономерности восприятия. Предметность, целостность восприятия, константность, активность. Апперцепция. Иллюзии восприятия. Влияние особенностей восприятия предметов, пространства, времени, движения участниками уголовного процесса.
16. Внимание. Общая характеристика внимания и его основных свойств. Виды внимания. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников.
17. Понятие и виды памяти. Общая характеристика различных видов памяти. Образная, вербально-логическая, эмоциональная, произвольная и непроизвольная память. Закономерности мнемических процессов. Нарушения памяти.
18. Запоминание (сохранение), воспроизведение и забывание. Явление реминисценции. Способы, улучшающие активизацию памяти участников уголовного процесса. Приемы, улучшающие запоминание, качество воспроизведения в профессиональной деятельности юриста.
19. Мышление – высшая форма психического отражения человеком объективного мира. Виды мышления. Этапы мыслительного процесса в ходе творческого поиска истины при расследовании уголовных дел, разрешения гражданско-правовых споров. Нарушения мышления.
20. Явление когнитивного диссонанса и его негативное влияние на ход мыслительной деятельности в профессиональной деятельности юриста. Способы активизации мыслительной деятельности (вербализация мыслительных процессов, классификация информации, отсрочка, “мозговой штурм”).
21. Воображение и его виды. Связь воображения с восприятием, мышлением, памятью. Роль воображения в деятельности юриста. Нарушения воображения.
22. Эмоции, чувства – специфическая форма отражения объективного мира, субъективного отношения к различным явлениям окружающей действительности. Соотношение понятий: эмоция, чувство, психическое состояние. Виды эмоций и чувств, их краткая характеристика.
23. Понятие и характеристики психических состояний. Классификация психических состояний по различным основаниям.
24. Конфликтные психические состояния. Состояния психической напряженности. Аффект. Фрустрация. Стресс.
25. Неврозы. Основные формы неврозов: истерия, неврастения, невроз навязчивых состояний. Психопатия. Разновидности психопатий: астеническая, возбудимая, истерическая, паранойяльная, шизоидная.
27. Уголовно-правовое значение аффекта, причины его возникновения. Диагностические признаки аффекта. Аффект и алкогольное опьянение. Установление аффекта у лиц, совершивших насильственные преступления против личности.
28. Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ).
29. Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного расследования, в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел, при разрешении гражданско-правовых споров.
30. Порядок проведения СПЭ. Оценка, использование заключения СПЭ следователем, судом, защитой.
39. Сущность и эмпирические признаки криминальной субкультуры.
40. Роль криминальных философии и идеологии в мотивации криминальной деятельности.
41. Структура криминальной субкультуры и ее функции.
42. Мифология преступного мира.
43. Основные атрибуты криминальной субкультуры.
44. Психологическая характеристика основных типов преступного поведения.
45. Личность правонарушителя как специальный объект психологического исследования. Зарубежные и отечественные (А.Р. Ратинов, Н.А. Ратинова, Г.Х. Ефремова, Ю.А. Антонян, А.В. Гульдан, Л.И., Конышева, В.Н. Кудрявцев, Г.Г. Шиханцов,) подходы к изучению личности преступника.
46. Психологические особенности личности преступника.
47. Различные подходы к классификации личности преступников.
48. Проблема криминальной агрессии.
49. Личность корыстного преступника.
50. Изучение личности правонарушителя, его мотивационной сферы в ходе расследования (рассмотрения в суде) уголовного дела.
51. Методика изучения акцентуаций характера, как фактора взаимосвязанного с типом преступного поведения.
53. Определение признаков социальной девиации (алкоголизм, наркомания токсикомания, суицидальное поведение).
54. Признаки, свидетельствующие об агрессивности, опасности нападения.
55. Психологические особенности ведения переговоров сотрудниками ОВД с преступниками в ситуации захвата заложников.
56. Общие правила и приемы ведения переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников.
57. Психологическая характеристика познавательной деятельности юриста.
58. Психология осмотра места происшествия.
59. Следы и результаты преступной деятельности как смысловые показатели поведения преступника на месте происшествия. Влияние на способы совершения преступлений динамического стереотипа.
60. Установление по материальным следам структуры преступного поведения, субъективной стороны преступления, психологических особенностей личности преступника. Инсценировки преступника на месте происшествия, методы их распознания.
61. Психологическая деятельность следователя при осмотре места происшествия. Психологические приемы, повышающие результативность и качество следственного осмотра.
62. Психология обыска. Психологические особенности поисковой деятельности следователя во время обыска (психология ищущего). Поисковая доминанта.
63. Психологические приемы активизации мыслительной деятельности следователя и нейтрализации воздействия отрицательных факторов на его психику во время обыска.
64. Психология обыскиваемого (прячущего). Учет данных о свойствах его личности, психическом состоянии следователем. Психологические факторы, влияющие на выбор способов сокрытия объектов. Объективная и субъективная недоступность искомого. Анализ поведения, идеомоторных реакций обыскиваемого. Улики поведения. Методы проверки его непроизвольных реакций.
65. Психология предъявления для опознания. Особенности восприятия человека и психологические закономерности его отождествления.
66. Психология следственного эксперимента, проверки показаний на месте происшествия. Моделирование объективных факторов, событий, явлений. Проверка психологических особенностей, свойств личности, способностей, навыков, умений. Проверка показаний как способ активизации памяти участников уголовного процесса.
1.11. Тематический план дисциплинарного модуля « Юридическая психология».
№
п/п
Название темы
Всего
часов
Аудитор.
В том числе
Самост. работа
Максимальный рейтинговый бал
Лекции
Семинары
Практические занятия.
Лаб.
работа
Контрольные работы
Тематический модуль № 1. «Теоретические основы юридической психологии»
Тема 1. Введение в юридическую психологию. Значение, предмет и задачи курса.
Контрольная работа (написание реферата)
Итого:
Тематический модуль № 2. «Личность в сфере правоохранительной деятельности»
Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности
Тема 3. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности.
Тема 4. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности.
Тема 5. Эмоции, чувства, психические состояния, их психолого-правовая оценка.
Тема № 6 Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе.
1.12.Учебно-методическое обеспечение дисциплинарного модуля
1.12.1. Рекомендуемая литература
Основная:
1. Аминов, И. И. Юридическая психология [Текст] : учебное пособие : рек. М-вом образования РФ: рек. УМЦ "Профессиональный учебник" / И. И. Аминов. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 414 с.
2. Баранов, П. П. Юридическая психология [Текст] : учеб. пособие : доп. МВД РФ / П. П. Баранов, В. И. Курбатов ; под общ. ред. А. Н. Ерыгина. - 2-е изд., стер. - М. : ЦОКР МВД России, 2006. - 478 с.
3. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2001.
4. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов.- М.: Норма, 2000.
5. Еникеев, М. И. Основы общей и юридической психологии [Текст] : учебник / М. И. Еникеев. - М.: Юристъ, 1997. - 631 с. 4. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юристъ, 1998.
6. Прикладная юридическая психология / Под ред. проф. А.М.Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
7. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология [Текст] : Учебник / Ю. В. Чуфаровский. - 2-е изд.,испр. и доп. - М. : Юриспруденция, 2000. - 334 с.
8. Шиханцов Г.Г.Юридическая психология. – М.: Зерцало, 1998.
9. Юридическая психология: Хрестоматия по психологии /сост. И общ. Ред. Т.Н.Курбатовой. – СПб: Питер, 2000.
Дополнительная:
10. Андрюшин Г.Д. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВЛ. Часть особенная: Курс лекций. – Орел: ОрЮИ МВД России, 1999.
11. Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей. Учебное пособие.- М.: ЦОКР МВД России, 2007.
12. Копылова Г.К., Прозоров А.В. Психология в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций.- М.: ЦОКР МВД России, 2006.
13. Антонян Ю.М. Преступная жестокость: Монография. — М.: ВНИИ МВД России, 1994.
14. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М., 1996.
15. Белик Я.Я. Психическая саморегуляция в экстремальных условиях. -М.,1988.
16. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993.
17. Богуславский В.М. Словарь оценок внешности человека. - М., 1994.
18. Борисова С.Е. Психология в деятельности юриста: Лекция. – Орел: ОрЮИ МВД России, 2002.
19. Борисова С.Е. Психология управления в деятельности юриста: Лекция. Орел: ОрЮИ МВД России, 2002. – 26 с.
20. Борисова С.Е. Профессиональная деформация личности сотрудников полиции: Лекция. – Орел: ОрЮИ МВД России, 2001.
21. Буданов А.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности: Учебно-практическое пособие.- М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997.
22. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997.
23. Волков В.Н. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.
24. Доронин Д.Ф. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: Курс лекций.- М.: ЦИиНМПОКП МВД России, 2000.
25. Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. - М., 1993.
26. Кораблев С.Е. Этикет сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие/ С.Е.Кораблев. – Воронеж: ВИ МВД России, 2005.- 156 с.
27. Кораблев С.Е. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов Учебно-методическое пособие/ С.Е.Кораблев.- Воронеж: ВИ МВД России, 2006. - 200 с.
28. Лебон Г. Психология масс. – Мн.: Харвест, 2007.
29. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. - М., 1993.
30. Леонова А.Б. Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: Современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия.-М., 1995.
31. Ломброзо Ч. Преступление / Пер. Г.К.Гордона. - М., 1992.
32. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1996.
33. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1997.
34. Морозов А.В. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
35. Организация работы по профилактике самоубийств в органах внутренних дел. - М.: ЦОКП МВД России, 2001.
36. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников ОВД в ситуации конфликтов. – М., 1992.
37. Педагогика и психология профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. - М., 1990.
38. Профилактика самоубийств среди сотрудников органов внутренних дел. - М.: ЦОКП МВД России, 2001.
39. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. - М.: ЦОКП МВД России, 2000.
40. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. - М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000.
41. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях. - М. ЦОКП МВД России, 2001.
42. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел, принимающих участие в контртеррористической операции. - М.: ГУК МВД России, СибЮИ МВД России, 2002.
44. Петровский А.В. Психология неадаптивной активности. - М., 1992.
45. Попов П.Г. Использование элементов актерской психотехники в деятельности сотрудников ОВД. - М., 1992.
46. Психология в профессиональной подготовке сотрудников ОВД / Под ред. А.Ф.Дунаева, А.С.Батышева. - М., 1993.
47. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: В 5 ч. - М., 1993.
48. Сапарин О.Е. Профессионально-психологическая устойчивость сотрудников органов внутренних дел и пути ее совершенствования. - М., 1990.
49. Сборник нормативных правовых актов и документов, регламентирующих деятельность психологов органов и подразделений внутренних дел. - М.: ГУК МВД России, 2001.
50. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига., 1992.
51. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
52. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: Учебное поосбие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
53. Социально-психологический климат в служебных коллективах. - М.: ЦОКП МВД России, 2001.
54. Филонов Л.Б. Тренинги делового общения сотрудников ОВД с различными категориями граждан. Вып. 13, 14. - М., 1992.