Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тематический модуль №2. «Личность в сфере правоохранительной деятельности»



 

1.7.1. Цель и задачи изучения тематического модуля: сформировать представление о специфике профессиональной деятельности юриста, сущности психологических задач, стоящих перед сотрудником ОВД, как представителем юридической профессии, профессионально-значимых личностных качествах, востребованных в правоохранительной деятельности.

 

Изучение тематического модуля должно формировать следующие профессиональные компетенции

знания:

- индивидуально-психологических особенности личности юриста, а также способов их использования в практической деятельности;

- сущности познавательных процессов, особенностей их протекания в типичных ситуациях правоохранительной деятельности.

- психологических механизмов познавательных процессов: ощущений, восприятий, памяти, мышления, воображения, способствующих эффективному осуществлению профессиональных действий;

- психологических особенностей эмоций, чувств, психических состояний;

- процедуры осуществления судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском процессе.

умения:

- применения приемов, повышающих качественные характеристики познавательных процессов внимания и памяти;

- вы­явления индивидуальные особенностей протекания познавательных процессов;

- форми­рования специальных навыков управления вниманием и памятью, воображением, мышлением;

- психолого-правовой оценки эмоций, чувств, психических состояний.

 

1.7.2. Тематика лекций с перечнем основных вопросов.

 

Тема № 2. «Психология личности в правоохранительной деятельности».

 

Вопросы лекции:

 

1.Понятие личности в психологии и правовой науке.

2.Структура личности.

3. Изучение личности в профессиональной деятельности юриста.

4.Психологические методы изучение личности субъектов правоприменительной деятельности. Методы психологической диагностики.

 

Тема № 6. «Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе».

Вопросы лекции:

1.Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экс­пертизы (СПЭ).

2. Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного расследования, в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел, при разрешении граж­данско-правовых споров.

3. Порядок проведения СПЭ. Оценка, использование заключения СПЭ сле­дователем, судом, защитой.

 

1.7.3. Тематика практических занятий с перечнем основных вопросов.

 

Тема № 3. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них в практической деятельности юриста. (Практическое занятие №1)

 

Вопросы:

 

1.Визуальная диагностика.

2.Диагностика основных свойств темперамента и нервной деятельности (выполнение теста, общее знакомство с процедурой тестирования).

3.Эскпресс-диагностика типа темперамента методом наблюдения.

 

Тема № 3. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них в практической деятельности юриста. (Практическое занятие №2)

 

Вопросы:

1.Визуальная диагностика. Теории Кречмера, Шелдона о взаимосвязи строения тела и характера.

2. Конституциональные типы личности.

4. Диагностика типа акцентуаций (выполнение теста).

5. Характеристика типов акцентуаций характера, обуславливающих социальный или асоциальный типы поведения.

 

Тема 4. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей в профессиональной деятельности юриста (практическое занятие №1)

 

Вопросы:

1. Выполнение контрольной работы (экспресс-вариант, метод незаконченных предложений) по проверке знаний закономерностей ощущений и восприятий в профессиональной деятельности юриста

2. Отработка приемов, повышающих полноту и точность отдельных видов ощущений и восприятий. (Выполнение упражнений).

 

Тема 4. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей в профессиональной деятельности юриста (практическое занятие №2)

 

Вопросы:

1. Выполнение контрольной работы (экспресс-вариант, метод незаконченных предложений) по проверке знаний закономерностей внимания и памяти в профессиональной деятельности юриста.

2. Отработка приемов, повышающих качественные характеристики внимания и памяти. (Выполнение упражнений).

3. Изучения алгоритма наблюдения за сложными объектами.

4. Отработка приема запоминания примет преступников и лиц, находящихся в розыске.

5. Отработка приемов запоминания служебной информации.

 

Тема 4. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей в профессиональной деятельности юриста (практическое занятие №3)

 

Вопросы:

1. Выполнение контрольной работы (экспресс-вариант, метод незаконченных предложений) по проверке знаний закономерностей воображения и мышления в профессиональной деятельности юриста.

2. Отработка приемов, способствующих активизации мыслительной деятельности, повышающих качественные характеристики воображения и мышления. (Выполнение упражнений).

3. Решение следственных задач.

 

Тема 5. Эмоции, чувства, психические состояния, их психолого-правовая оценка

 

Вопросы:

1. Выполнение контрольной работы (экспресс-вариант, метод незаконченных предложений) по проверке знаний психологии эмоций в профессиональной деятельности юриста.

2. Вы­явление индивидуальных особенностей протекания эмоциональных процессов.

3. Профилактика отрицательных последствий стрессовых состояний сотрудников ОВД. Психологические аспекты саморегуляции.

4. Выполнение простейших приемов, повышающих качественные характеристики эмоционального самоконтроля,

5. Форми­рование специальных навыков управления эмоциями.

 

1.7.4. Тематический план тематического модуля № 2 «Личность в сфере правоохранительной деятельности» на 2010 г.

№ темы Название темы Всего часов Аудит. занятия В том числе Самостоятельная работа
Лекции Семинары Практические занятия. Контрольные работы Лаб. работа
Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности        
Тема 3. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности.        
Тема 4. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности.        
Тема 5. Эмоции, чувства, психические состояния, их психолого-правовая оценка.        
Тема № 6 Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе.        
  Контрольная работа            
  Итого:      

 

1.7.5. Перечень контрольных вопросов по тематическому модулю № 2.

 

1. Понятие личности в психологии и правовой науке.

2. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности.

3. Этапы формирования личности. Мировоззренческая основа, ценностные ориентации, направленность, мотивационная сфера личности.

4.Психологические методы изучение личности субъектов правоприменительной деятельности.

5.Темперамент. Учет особенностей темперамента в деятельности юриста.

6.Характер и его свойства. Проявление в характере индивидуального своеобразия личности. Факторы, влияющие на формирование характера.

7. Акцентуации характера. Акцентуированные свойства, индивидуально - характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения.

8. Понятие познавательных процессов, классификация.

9. Ощущение – элементарная форма чувственного отражения объективного мира. Виды ощущений, их закономерность и свойства. Понятие о порогах чувствительности анализаторов. Сенсибилизация. Синестезия. Адаптация. Последовательные образы. Пространственная локализация раздражителя.

10. Восприятие. Характеристика восприятия и его особенности. Основные свойства и закономерности восприятия. Предметность, целостность восприятия, константность, активность. Апперцепция. Иллюзии восприятия. Влияние особенностей восприятия предметов, пространства, времени, движения участниками уголовного процесса.

11. Внимание. Общая характеристика внимания и его основных свойств. Виды внимания. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников.

12. Понятие и виды памяти. Общая характеристика различных видов памяти. Образная, вербально-логическая, эмоциональная, произвольная и непроизвольная память. Закономерности мнемических процессов. Нарушения памяти.

13. Запоминание (сохранение), воспроизведение и забывание. Явление реминисценции. Способы, улучшающие активизацию памяти участников уголовного процесса. Приемы, улучшающие запоминание, качество воспроизведения в профессиональной деятельности юриста.

14. Мышление – высшая форма психического отражения человеком объективного мира. Виды мышления. Этапы мыслительного процесса в ходе творческого поиска истины при расследовании уголовных дел, разрешения гражданско-правовых споров. Нарушения мышления.

15. Явление когнитивного диссонанса и его негативное влияние на ход мыслительной деятельности в профессиональной деятельности юриста. Способы активизации мыслительной деятельности (вербализация мыслительных процессов, классификация информации, отсрочка, “мозговой штурм”).

16. Воображение и его виды. Связь воображения с восприятием, мышлением, памятью. Роль воображения в деятельности юриста. Нарушения воображения.

17. Эмоции, чувства – специфическая форма отражения объективного мира, субъективного отношения к различным явлениям окружающей действительности. Соотношение понятий: эмоция, чувство, психическое состояние. Виды эмоций и чувств, их краткая характеристика.

18. Понятие и характеристики психических состояний. Классификация психических состояний по различным основаниям.

19. Конфликтные психические состояния. Состояния психической напряженности. Аффект. Фрустрация. Стресс.

20. Неврозы. Основные формы неврозов: истерия, неврастения, невроз навязчивых состояний. Психопатия. Разновидности психопатий: астеническая, возбудимая, истерическая, паранойяльная, шизоидная.

21.Саморегуляция психических состояний. Самовнушение. Аутотренинг. Медитация. Релаксация.

22. Уголовно-правовое значение аффекта, причины его возникновения. Диагностические признаки аффекта. Отличие физиологического аффекта от патологического. Динамика аффективного возбуждения. Признаки психотравмирующей, аффектогенной ситуации. Аффект и алкогольное опьянение. Установление аффекта у лиц, совершивших насильственные преступления против личности.

23.Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ).

24. Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного расследования, в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел, при разрешении гражданско-правовых споров.

25. Порядок проведения СПЭ. Оценка, использование заключения СПЭ следователем, судом, защитой.

 

1.7.6. Рекомендуемая литература

 

Основная:

 

1. Аминов, И. И. Юридическая психология [Текст] : учебное пособие : рек. М-вом образования РФ: рек. УМЦ "Профессиональный учебник" / И. И. Аминов. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 414 с. - Библиогр. список : с. 385 .- Глоссарий : с. 386 - 408.

2. Баранов, П. П. Юридическая психология [Текст] : учеб. пособие : доп. МВД РФ / П. П. Баранов, В. И. Курбатов ; под общ. ред. А. Н. Ерыгина. - 2-е изд., стер. - М. : ЦОКР МВД России, 2006. - 478 с.

3. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2001.

4. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов.- М.: Норма, 2000.

5. Еникеев, М. И. Основы общей и юридической психологии [Текст] : учебник / М. И. Еникеев. - М.: Юристъ, 1997. - 631 с.

6. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юристъ, 1998.

7. Прикладная юридическая психология / Под ред. проф. А.М.Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

8. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология [Текст] : Учебник / Ю. В. Чуфаровский. - 2-е изд.,испр. и доп. - М. : Юриспруденция, 2000. - 334 с.

9. Шиханцов Г.Г.Юридическая психология. – М.: Зерцало, 1998.

10. Юридическая психология: Хрестоматия по психологии /сост. И общ. Ред. Т.Н.Курбатовой. – СПб: Питер, 2000.

 

Дополнительная:

 

11. Андрюшин Г.Д. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВЛ. Часть особенная: Курс лекций. – Орел: ОрЮИ МВД России, 1999.

12. Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей. Учебное пособие.- М.: ЦОКР МВД России, 2007.

13.Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. – М., 1997.

14. Копылова Г.К., Прозоров А.В. Психология в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций.- М.: ЦОКР МВД России, 2006.

15. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел: Тактика и психология безопасной деятельности. – М., 1996.

16. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.

17. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М., 1989.

 

1.7.7. Материально-техническое обеспечение тематического модуля:

 

- электронные раздаточные материалы;

- тестовые методики;

- «мультимедийное» сопровождение;

- тематические фильмы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.