1.7.1. Цель и задачи изучения тематического модуля: сформировать представление о специфике профессиональной деятельности юриста, сущности психологических задач, стоящих перед сотрудником ОВД, как представителем юридической профессии, профессионально-значимых личностных качествах, востребованных в правоохранительной деятельности.
Изучение тематического модуля должно формировать следующие профессиональные компетенции
знания:
- индивидуально-психологических особенности личности юриста, а также способов их использования в практической деятельности;
- сущности познавательных процессов, особенностей их протекания в типичных ситуациях правоохранительной деятельности.
- психологических особенностей эмоций, чувств, психических состояний;
- процедуры осуществления судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском процессе.
умения:
- применения приемов, повышающих качественные характеристики познавательных процессов внимания и памяти;
- выявления индивидуальные особенностей протекания познавательных процессов;
- формирования специальных навыков управления вниманием и памятью, воображением, мышлением;
- психолого-правовой оценки эмоций, чувств, психических состояний.
1.7.2. Тематика лекций с перечнем основных вопросов.
Тема № 2. «Психология личности в правоохранительной деятельности».
Вопросы лекции:
1.Понятие личности в психологии и правовой науке.
2.Структура личности.
3. Изучение личности в профессиональной деятельности юриста.
4.Психологические методы изучение личности субъектов правоприменительной деятельности. Методы психологической диагностики.
Тема № 6. «Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе».
Вопросы лекции:
1.Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ).
2. Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного расследования, в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел, при разрешении гражданско-правовых споров.
3. Порядок проведения СПЭ. Оценка, использование заключения СПЭ следователем, судом, защитой.
1.7.3. Тематика практических занятий с перечнем основных вопросов.
Тема № 3. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них в практической деятельности юриста. (Практическое занятие №1)
Вопросы:
1.Визуальная диагностика.
2.Диагностика основных свойств темперамента и нервной деятельности (выполнение теста, общее знакомство с процедурой тестирования).
3.Эскпресс-диагностика типа темперамента методом наблюдения.
Тема № 3. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них в практической деятельности юриста. (Практическое занятие №2)
Вопросы:
1.Визуальная диагностика. Теории Кречмера, Шелдона о взаимосвязи строения тела и характера.
2. Конституциональные типы личности.
4. Диагностика типа акцентуаций (выполнение теста).
5. Характеристика типов акцентуаций характера, обуславливающих социальный или асоциальный типы поведения.
Тема 4. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей в профессиональной деятельности юриста (практическое занятие №1)
Вопросы:
1. Выполнение контрольной работы (экспресс-вариант, метод незаконченных предложений) по проверке знаний закономерностей ощущений и восприятий в профессиональной деятельности юриста
2. Отработка приемов, повышающих полноту и точность отдельных видов ощущений и восприятий. (Выполнение упражнений).
Тема 4. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей в профессиональной деятельности юриста (практическое занятие №2)
Вопросы:
1. Выполнение контрольной работы (экспресс-вариант, метод незаконченных предложений) по проверке знаний закономерностей внимания и памяти в профессиональной деятельности юриста.
2. Отработка приемов, повышающих качественные характеристики внимания и памяти. (Выполнение упражнений).
3. Изучения алгоритма наблюдения за сложными объектами.
4. Отработка приема запоминания примет преступников и лиц, находящихся в розыске.
Тема 4. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей в профессиональной деятельности юриста (практическое занятие №3)
Вопросы:
1. Выполнение контрольной работы (экспресс-вариант, метод незаконченных предложений) по проверке знаний закономерностей воображения и мышления в профессиональной деятельности юриста.
2. Отработка приемов, способствующих активизации мыслительной деятельности, повышающих качественные характеристики воображения и мышления. (Выполнение упражнений).
3. Решение следственных задач.
Тема 5. Эмоции, чувства, психические состояния, их психолого-правовая оценка
Вопросы:
1. Выполнение контрольной работы (экспресс-вариант, метод незаконченных предложений) по проверке знаний психологии эмоций в профессиональной деятельности юриста.
2. Выявление индивидуальных особенностей протекания эмоциональных процессов.
4.Психологические методы изучение личности субъектов правоприменительной деятельности.
5.Темперамент. Учет особенностей темперамента в деятельности юриста.
6.Характер и его свойства. Проявление в характере индивидуального своеобразия личности. Факторы, влияющие на формирование характера.
7. Акцентуации характера. Акцентуированные свойства, индивидуально - характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения.
8. Понятие познавательных процессов, классификация.
9. Ощущение – элементарная форма чувственного отражения объективного мира. Виды ощущений, их закономерность и свойства. Понятие о порогах чувствительности анализаторов. Сенсибилизация. Синестезия. Адаптация. Последовательные образы. Пространственная локализация раздражителя.
10. Восприятие. Характеристика восприятия и его особенности. Основные свойства и закономерности восприятия. Предметность, целостность восприятия, константность, активность. Апперцепция. Иллюзии восприятия. Влияние особенностей восприятия предметов, пространства, времени, движения участниками уголовного процесса.
11. Внимание. Общая характеристика внимания и его основных свойств. Виды внимания. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников.
12. Понятие и виды памяти. Общая характеристика различных видов памяти. Образная, вербально-логическая, эмоциональная, произвольная и непроизвольная память. Закономерности мнемических процессов. Нарушения памяти.
13. Запоминание (сохранение), воспроизведение и забывание. Явление реминисценции. Способы, улучшающие активизацию памяти участников уголовного процесса. Приемы, улучшающие запоминание, качество воспроизведения в профессиональной деятельности юриста.
14. Мышление – высшая форма психического отражения человеком объективного мира. Виды мышления. Этапы мыслительного процесса в ходе творческого поиска истины при расследовании уголовных дел, разрешения гражданско-правовых споров. Нарушения мышления.
15. Явление когнитивного диссонанса и его негативное влияние на ход мыслительной деятельности в профессиональной деятельности юриста. Способы активизации мыслительной деятельности (вербализация мыслительных процессов, классификация информации, отсрочка, “мозговой штурм”).
16. Воображение и его виды. Связь воображения с восприятием, мышлением, памятью. Роль воображения в деятельности юриста. Нарушения воображения.
17. Эмоции, чувства – специфическая форма отражения объективного мира, субъективного отношения к различным явлениям окружающей действительности. Соотношение понятий: эмоция, чувство, психическое состояние. Виды эмоций и чувств, их краткая характеристика.
18. Понятие и характеристики психических состояний. Классификация психических состояний по различным основаниям.
19. Конфликтные психические состояния. Состояния психической напряженности. Аффект. Фрустрация. Стресс.
20. Неврозы. Основные формы неврозов: истерия, неврастения, невроз навязчивых состояний. Психопатия. Разновидности психопатий: астеническая, возбудимая, истерическая, паранойяльная, шизоидная.
22. Уголовно-правовое значение аффекта, причины его возникновения. Диагностические признаки аффекта. Отличие физиологического аффекта от патологического. Динамика аффективного возбуждения. Признаки психотравмирующей, аффектогенной ситуации. Аффект и алкогольное опьянение. Установление аффекта у лиц, совершивших насильственные преступления против личности.
23.Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ).
24. Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного расследования, в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел, при разрешении гражданско-правовых споров.
25. Порядок проведения СПЭ. Оценка, использование заключения СПЭ следователем, судом, защитой.
1.7.6. Рекомендуемая литература
Основная:
1. Аминов, И. И. Юридическая психология [Текст] : учебное пособие : рек. М-вом образования РФ: рек. УМЦ "Профессиональный учебник" / И. И. Аминов. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 414 с. - Библиогр. список : с. 385 .- Глоссарий : с. 386 - 408.
2. Баранов, П. П. Юридическая психология [Текст] : учеб. пособие : доп. МВД РФ / П. П. Баранов, В. И. Курбатов ; под общ. ред. А. Н. Ерыгина. - 2-е изд., стер. - М. : ЦОКР МВД России, 2006. - 478 с.
3. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2001.
4. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов.- М.: Норма, 2000.
5. Еникеев, М. И. Основы общей и юридической психологии [Текст] : учебник / М. И. Еникеев. - М.: Юристъ, 1997. - 631 с.
6. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юристъ, 1998.
7. Прикладная юридическая психология / Под ред. проф. А.М.Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
8. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология [Текст] : Учебник / Ю. В. Чуфаровский. - 2-е изд.,испр. и доп. - М. : Юриспруденция, 2000. - 334 с.
9. Шиханцов Г.Г.Юридическая психология. – М.: Зерцало, 1998.
10. Юридическая психология: Хрестоматия по психологии /сост. И общ. Ред. Т.Н.Курбатовой. – СПб: Питер, 2000.
Дополнительная:
11. Андрюшин Г.Д. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВЛ. Часть особенная: Курс лекций. – Орел: ОрЮИ МВД России, 1999.
12. Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей. Учебное пособие.- М.: ЦОКР МВД России, 2007.
13.Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. – М., 1997.
14. Копылова Г.К., Прозоров А.В. Психология в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций.- М.: ЦОКР МВД России, 2006.
15. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел: Тактика и психология безопасной деятельности. – М., 1996.
16. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.
17. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М., 1989.
1.7.7. Материально-техническое обеспечение тематического модуля: