Кафедра социально-гуманитарных и экономических дисциплин
Рассмотрена и одобрена
на заседании Ученого
совета института
протокол №________
от «___»_________200_ г.
Утверждаю
Начальник института
генерал-майор полиции
А.В. Симоненко
«____»___________200 _ г.
рабочая программа
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
по специальности: 030501.65 «Юриспруденция»
Воронеж
2009 г.
Рабочая учебная программа дисциплины «Юридическая психология» подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности: 030501 - Юриспруденция.
Рабочая учебная программа подготовлена С.Е.Кораблевым, к. психол.н., доцентом кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин.
Рецензенты: 1. Раздымалина Н.И. Заведующая кафедрой общетеоретических правовых дисциплин центрального филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент.
2. Анциферов В.В. начальник отдела по воспитательной работе Воронежского института МВД России, кандидат педагогических наук.
Настоящая рабочая учебная программа обсуждена и одобрена:
на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин
« » _______________ 200 __ года. Протокол № _____.
Цель изучения дисциплины «Юридическая психология» — подготовка квалифицированных специалистов, умеющих анализировать влияние психологических факторов в процессе осуществления правоприменительной деятельности, управлять ходом профессионального общения с людьми.
Основные задачи дисциплины:
- показать роль психологических знаний в жизни человека в целом и специалиста юридического профиля в частности;
- дать характеристику типичных профессиональных ситуаций, требующих психологической компетентности юриста;
- раскрыть специфику психологической компетентности, выявить и развить профессионально значимые психологические качества личности юриста, способствующие повышению эффективности деятельности.
Междисциплинарные связи данной дисциплины с правовыми науками, способствуют системной организации и практической направленности профессионального обучения.
Изучение дисциплины должно формировать следующие профессиональные компетенции
знания:
-основных понятий и категорий юридической психологии;
-основных психологических аспектов и закономерностей профессиональной деятельности юриста;
- грамотно осуществлять психологическое воздействие и строить общение с людьми в обычных и экстремальных ситуациях;
- проводить психологический анализ следственных ситуаций;
- анализировать влияние психологических факторов на деятельность и соответственно управлять собственным поведением.
В соответствии с рабочим учебным планом на изучение дисциплины «Юридическая психология» отводится 120 учебных часов, в т.ч. 60 часов на аудиторные занятия и 60 часов на самостоятельную работу курсантов.
Изучение дисциплины завершается сдачей курсантами экзамена.
II. Основной раздел
1.Перечень тематических модулей:
1) Теоретические основы юридической психологии.
2) Личность в сфере правоохранительной деятельности
3) Психология профессионального общения, установления контакта и доверительных отношений
4) Криминальная психология.
5) Психологические аспекты осуществления отдельных следственных действий.
1.2. Тематика входного контроля:
1) роль психологических знаний в жизни человека.
2) психика как предмет изучения психологии.
3) структура психики, психика и организм.
4) психические познавательные процессы.
5) психические свойства.
6) психические состояния.
7) психология общения.
8) психология личности.
9) психология эмоций.
1.3 Обязательные виды самостоятельной работы:
Название темы
Вид самостоятельной работы
Тема 1. Введение в юридическую психологию. Значение, предмет и задачи курса.
Изучение лекционных материалов, домашняя контрольная работа на темы: «История юридической психологии», «Методы юридико-психологического исследования».
Тема № 2. Психология личности в правоохранительной деятельности
Изучение (распечатка) электронных раздаточных материалов.
Тема № 3. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности.
Изучение лекционных материалов, выполнение тестов, упражнений. Изучение (распечатка) электронных раздаточных материалов.
Тема 4. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности.
Изучение лекционных материалов, выполнение тестов, упражнений. Изучение (распечатка) электронных раздаточных материалов.
Тема 5. Эмоции, чувства, психические состояния, их психолого-правовая оценка.
Изучение лекционных материалов, выполнение тестов, упражнений. Изучение (распечатка) электронных раздаточных материалов.
Тема № 6 Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе.
Изучение лекционных материалов, выполнение тестов, упражнений. Изучение (распечатка) электронных раздаточных материалов.
Тема № 7. Криминальная субкультура как механизм воспроизводства групповой преступности.
Изучение лекционных материалов, домашняя контрольная работа на тему: «Эмпирические признаки криминальной субкультуры»».
Тема № 8. Психологическая характеристика основных типов преступного поведения.
Изучение лекционных материалов, выполнение теста, распечатка и изучение электронных материалов на тему:
«Анализ поведения людей и методика моделирования предполагаемой ситуации».
Тема № 9. Психологические особенности ведения переговоров сотрудниками ОВД с преступниками в ситуации захвата заложников.
Изучение учебного пособия «Психологические способы развития умений профессионального общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан: учебное пособие /С.Е. Кораблев. — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2008. Выполнение домашней контрольной работы на тему: «Психологические приемы ведения переговоров сотрудниками ОВД с преступниками в ситуации захвата заложников»
Тема № 10. Особенности профессионального общения и коммуникативная компетентность юриста.
Изучение учебного пособия «Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов Учебно-методическое пособие/ С.Е.Кораблев.- Воронеж: ВИ МВД России, 2006. С.6-41. Выполнение практического задания. С.34-41.
Тема № 11. Восприятие и понимание в профессиональном общении юриста.
Изучение учебного пособия «Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов Учебно-методическое пособие/ С.Е.Кораблев.- Воронеж: ВИ МВД России, 2006. С.41-63. Выполнение практического задания. С.53-63.
Тема № 12. Невербальные компоненты коммуникации как средство психологического коммуникативного воздействия в профессиональной деятельности юриста.
Изучение учебного пособия «Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов Учебно-методическое пособие/ С.Е.Кораблев.- Воронеж: ВИ МВД России, 2006. С.63-91. Выполнение практического задания. С.86-91.
Тема № 13. Психологический контакт, приемы его установления с различными категориями граждан.
Изучение учебного пособия «Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов Учебно-методическое пособие/ С.Е.Кораблев.- Воронеж: ВИ МВД России, 2006. С.103-119. Выполнение практического задания. С.103-130.
Тема № 14. Психологические способы речевого воздействия в профессиональном общении юриста.
Изучение учебного пособия «Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов Учебно-методическое пособие/ С.Е.Кораблев.- Воронеж: ВИ МВД России, 2006. С.134-176.
Тема 15. Психология допроса
Изучение лекционных материалов. Изучение (распечатка) электронных раздаточных материалов.
Изучение лекционных материалов. Изучение (распечатка) электронных раздаточных материалов. Написание реферата на тему : Психологические приемы оценки показаний по критерию искренности –неискренности.
1.4. Выходной контроль осуществляется в форме экзамена.
1.5. Поощрительные рейтинговые балы начисляются за проявленные курсантом (слушателем) способности:
- четкую и системную работу по фиксации теоретического материала (конспектирование на лекции, выполнение самостоятельной работы вне учебного заведения), выраженную в наличии грамотного, аккуратного конспекта, с четкой последовательностью материалов лекций и практических занятий - до 5 баллов;
- за творческую активность, выраженную в выборе отдельной темы (тем) научного исследования по вопросам совершенствования психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел, изучении соответствующей научной литературы, участие в научных конференциях, круглых столах, семинарах - до 5 баллов;
- за личную ответственность и дисциплинированность, выраженную в отсутствии пропусков лекционных, семинарских и практических занятий, своевременном и последовательном прохождении процедур тренинга – до 5 баллов.
Тематический модуль № 1. «Теоретические основы юридической психологии».
1.6.1. Цель и задачи изучения тематического модуля: сформировать общие представление о роли и месте юридико-психологических знаний в жизни и деятельности человека, а также определить статус юридической психологии как фундаментального знания способствующего эффективности деятельности специалиста юридического профиля.
Изучение тематического модуля должно формировать следующие профессиональные компетенции
знания:
- области изучаемых явлений и предназначение юридической психологии, ее особенностей как системы психологического и правового знания;
- объекта и предмета юридической психологии, ее места в системе наук;
- объекта, предмета, цели и задач, логики и структуры курса «юридическая психология».
- основных направлений психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел;
- профессионально-значимых качеств юристов, психологических методов их формирования;
- сущности и характеристики профессионального мастерства и психологической компетентности юристов;
- основных понятий и категорий юридической психологии;
умения:
- определять соотношение субъективной и объективной реальности при осуществлении анализа ситуации;
1.6.2. Тематика лекций с перечнем основных вопросов.
Тема № 1. « Введение в юридическую психологию. Значение, предмет и задачи курса».
Вопросы лекции:
1.Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки.
2.Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины.
3.Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания.
1.6.3. Тематика семинаров с перечнем основных вопросов.
Вопросы семинара:
1.Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины.
2.Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания.
3. История развития юридической психологии.
1.6.4. Тематический план тематического модуля № 1«Теоретические основы юридической психологии» на 2010 г.
№
п/п
Название темы
Всего
часов
Аудитор.
В том числе
Самост. работа
Максимальный рейтинговый бал
Лекции
Семинары
Практические занятия.
Лаб.
работа
Контрольные работы
Тематический модуль № 1. «Теоретические основы юридической психологии»
Тема 1. Введение в юридическую психологию. Значение, предмет и задачи курса.
Контрольная работа (написание реферата)
Итого:
1.6.5. Перечень контрольных вопросов по тематическому модулю №1.
1. Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки.
2. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки. Основные пути и направления в ее развитии.
3. Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины.
4. Задачи, решаемые юридической психологией; ее роль в формировании личности юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.
5. Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания.
6. Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и криминологией.
1.6.6. Рекомендуемая литература
Основная:
1. Аминов, И. И. Юридическая психология [Текст] : учебное пособие : рек. М-вом образования РФ: рек. УМЦ "Профессиональный учебник" / И. И. Аминов. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 414 с. - Библиогр. список : с. 385 .- Глоссарий : с. 386 - 408.
2. Баранов, П. П. Юридическая психология [Текст] : учеб. пособие : доп. МВД РФ / П. П. Баранов, В. И. Курбатов ; под общ. ред. А. Н. Ерыгина. - 2-е изд., стер. - М. : ЦОКР МВД России, 2006. - 478 с.
3. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2001.
4. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов.- М.: Норма, 2000.
5. Еникеев, М. И. Основы общей и юридической психологии [Текст] : учебник / М. И. Еникеев. - М.: Юристъ, 1997. - 631 с. 4. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юристъ, 1998.
6. Прикладная юридическая психология / Под ред. проф. А.М.Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
7. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология [Текст] : Учебник / Ю. В. Чуфаровский. - 2-е изд.,испр. и доп. - М. : Юриспруденция, 2000. - 334 с.
8. Шиханцов Г.Г.Юридическая психология. – М.: Зерцало, 1998.
9. Юридическая психология: Хрестоматия по психологии /сост. И общ. Ред. Т.Н.Курбатовой. – СПб: Питер, 2000.
Дополнительная:
10. Андрюшин Г.Д. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВЛ. Часть особенная: Курс лекций. – Орел: ОрЮИ МВД России, 1999.
11. Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей. Учебное пособие.- М.: ЦОКР МВД России, 2007.
12. Копылова Г.К., Прозоров А.В. Психология в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций.- М.: ЦОКР МВД России, 2006.
1.6.7. Материально-техническое обеспечение тематического модуля: