Системный социально-экономический кризис, который разразился в России в 90-х годах, вызвал рост числа ЧС, особенно техногенного характера; среди них в последнем десятилетии XX века доминировали:
транспортные аварии – 25-32 %;
пожары и взрывы технологического оборудования – 8-39 %',
пожары и обрушения жилых и административных зданий – 21-39 %;
аварии с выбросом токсичных веществ – 8-12%;
аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения – 7-15%;
аварии на трубопроводах – 4- 8 %.
Ежегодно на территории России происходит 230-250 природных катастроф и ЧС, из них 35 % приходится на наводнения, 19 % - на ураганы, бури, штормы, смерчи, 14 % - сильные и особо длительные дожди, 8 % - на землетрясения и 21 % на оползни, обвалы, сели и сильные снегопады. За последние 15 лет от опасных природных явлений в России погибло 3,5 тыс. человек, пострадали свыше 270 тыс. человек. Общий ущерб составил 6 -7 % от валового национального продукта. Исходя из многолетних наблюдений, специалисты отмечают, что наибольшую опасность в России представляют наводнения (подвержено 746 городов), оползни и обвалы, землетрясения, смерчи.
В целом, население России в конце XX в. жило в условиях нарастания угроз и постоянного воздействия ЧС террористического, военного, техногенного и природного характера. Все это отразилось на социальном здоровье народа. Политика государства в этой области должна, по мнению ученых, осуществляться по следующим основным направлениям:
• разработка научно-методических основ прогнозирования и оценки рисков (угроз), связанных с ЧС;
• развитие методов и технологий управления природными и техногенными рисками;
• разработка стратегии приемлемого риска в различных областях хозяйственной и военной деятельности;
• создание нормативной и правовой базы для оценки рисков в природной и техногенной сферах на территории страны;
• развитие и обеспечение функционирования единой государственной системы предупреждения иликвидации ЧС;
• надлежащее информирование населения о ЧС и обучение его действиям в этой области социальная защита населения, пострадавшего в ЧС;
• международное сотрудничество в области предупреждения ЧС и защиты населения и хозяйственных объектов от опасных явлений природного и техногенного характера.
Обеспечение безопасности - это деятельность, которую должны осуществлять органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, на которых законодательство России возлагает соответствующие обязанности в этой сфере.
Законодательство РФ в области защиты населения и территорий от ЧС состоит из Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 г. и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации.
Ст. 18 Закона провозгласила права граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС. Граждане РФ имеют право:
• на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;
• использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС;
• быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
• на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу;
• на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;
• на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью в ходе ликвидации последствий ЧС;
• на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, а также на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении (обязанностей по защите населения и территорий от ЧС.
В ст. 19 Закона определены обязанности граждан в области защиты населения и территорий от ЧС. Граждане Российской Федерации обязаны:
• соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;
• соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной дисциплины,
• изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
• выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;
• при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Согласно ст. 6 Закона, информация о ЧС, а также информация о деятельности федеральных органов государственной власти всех уровней является гласной и открытой. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от ЧС влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.