Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 3. Специфика социологического подхода к изучению современной молодежной культуры России



 

Многоаспектность проявлений культуры и проблема многообразия определения дефиниции «культура». Понимание культуры в современном социогуманитарном познании. Понятие культуры. Науки о культуре. Специфика социологического подхода к изучению культуры. Социология современной молодежной культуры России как наука и учебная дисциплина.

Развитие представлений о культуре и становление современной молодежной культуры.

Этимология и история термина «культура». Античные представления о культуре. Понимание культуры в эпоху средневековья. Осмысление культуры в Новое время. Понятия «культура» и «цивилизация» в истории европейской мысли. Эволюционистская парадигма исследования культуры. Диффузионизм. Теория культурных кругов. Культурно-историческая школа. Значение работ О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера для возникновения социологии культуры. Методологические подходы в исследовании культуры. Основоположения культурвиталистской концепции. Жизненные силы молодежной культуры.

Тема 4. Средства массовой коммуникации как отрасль социологического знания

 

Общая характеристика средств массовой коммуникации. СМК как предмет изучения. СМК как особый социальный институт, СМК как система видов деятельности, необходимых для функционирования данного социального института. Взаимосвязь средств массовой коммуникации с другими областями социологического знания. Основные понятия: массовая информация и коммуникация, массовая аудитория, реклама, текст, канал, функции, принципы и др.

Современные теории СМК. Специфика структурно-функционального подхода в социологии. Функции и дисфункции массовой коммуникации. СМК в контексте структурного функционализма – П.Лазарсфельд, Р.Мертон, Т.Парсонс, Н.Луман. Франкфуртская школа о роли СМК в обществе – М.Хокхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе. Концепция гегемонии А.Грамши, СМК как манипуляторы сознанием – Г.Шиллер. Анненбергская школа коммуникаций – Дж.Гербнер. Критический анализ современного ТВ – Н.Постман. Теории «волшебной пули», концепция стереотипов У.Липпмана. Теории селективного влияния СМК. Концепция установления пунктов «повестка дня». Особенности структурализма. Марксистский структурализм: концепция идеологии Л.Альтюссера. «Социодинамика культуры» А.Моля. Постмодернистская культура и масс-медиа. Концепция «глобальной деревни» М.Маклюена. «Ситуационный подход» Дж.Мейровитца. «Гиперреальность» и концепция имплозии социального в массе Ж.Бодрийяра. Семиологический анализ массовой коммуникации (Холл, Фиск). Авторитарная теория прессы. Либертарианская теория прессы. Теория социальной ответственности прессы. Советская тоталитарная теория прессы. Конструкционистский подход к анализу МК. Конструктивистская модель масс-медиа У.Гемсона. Концепция публичных арен С.Хилгартнера и Ч.Л.Боска. Конструктивистская теория общественного мнения Ж.-П.Пажеса.

Тема 5. Реклама как сфера массово-информационной деятельности

 

Предыстория рекламы. Прарекламный опыт массовой коммуникации человечества. Развитие устных и письменных форм массово-информационной деятельности. Влияние социальных, культурных, экономических и политических факторов на формирование регулярного процесса распространения торговой, коммерческой, культурной, научной, а также политической информации. Социально-политические реформы общества и реклама. Массовая информация на ранних этапах развития массовой коммуникации. Коммуникативная природа рекламы. Реклама как фактор социального управления.

Реклама как система средств массовой коммуникации. Массово-коммуникационные свойства прессы, радио и телевидения. Методы исследования рекламы, их эволюция. Социологические методы исследования СМИ. Метод контент-анализа.

Раздел 2. Теоретико-методологические основания анализа молодежной культуры и информационного общества

Тема 1. Распространение и восприятие культуры. Влияние тенденций развития современного постиндустриального общества на культуру. Массовая культура как способ формирования сознания современного человека. Современные молодежные культуры. Общая характеристика

 

Проблемы развития культуры в информационном обществе. Проблемы взаимодействия культуры и техники. Тиражирование культуры. Социальная сущность массовой культуры. Влияние массовой культуры на жизненные силы человека и общества. Концепция «одномерного человека» Г.Маркузе. Теоретико-методологические основания анализа молодежной культуры. Исследовательские подходы и основные понятия: «культура», «субкультура», «контркультура». Определение понятий «официальная культура», «элитарная культура». Методологические подходы в исследовании культуры. Культурвиталистская концепция в исследовании культуры. Диалектика взаимоотношений культуры и субкультуры, многоаспектность проявлений культуры и субкультуры. Теории Т.Адорно, Ч.Бидуэлла, М.Дикштейна, Ж.Манделя, Г.Маркузе, Р.Парка, Т.Парсонса, Ч.Рейча, Т.Роззака, Ф.Слейтера, В.Тернера, Л.С. Фойера, Э.Фромма и др.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.