Для получения зачета студент должен показать знание и понимание предложенных для ответа тем, их места в системе методологической проблематики, знание основной и дополнительной литературы.
Распределение часов курса по темам и видам работы
№
Наименование
Количество часов
лекции
семинарские занятия
самостоятельная работа
1.
Раздел 1. Теоретико-методологические основания изучения курса «Информационное общество и молодежная культура»
Тема 1. Объект и предмет курса «Информационное общество и молодежная культура». Специфика социологического подхода к изучению современного информационного общества и молодежной культуры
Тема 2. Методологические предпосылки теории информационного общества
Тема 3. Специфика социологического подхода к изучению современной молодежной культуры России
Тема 4. Средства массовой коммуникации как отрасль социологического знания
Тема 5. Реклама как сфера массово-информационной деятельности
2.
Раздел 2. Теоретико-методологические основания анализа молодежной культуры и информационного общества
Тема 1. Распространение и восприятие культуры. Влияние тенденций развития современного постиндустриального общества на культуру. Массовая культура как способ формирования сознания современного человека. Современные молодежные культуры. Общая характеристика
Тема 2. Молодежь как социальная группа
Тема 3. Неформалитет и контркультурность молодежи. История становления. Сущностные характеристики. Российские и западные молодежные субкультуры: компаративный анализ Функции субкультур
3.
Раздел 3. Социологический анализ места и роли молодежной культуры в информационном обществе
Тема 1. История молодежных субкультур в России XX-XXI столетия
Тема 2. Реклама и молодежная культура. Влияние молодежной культуры на трансформативные процессы современной российской культуры
Всего: 26 часов
3. Содержание курса
Раздел 1. Теоретико-методологические основания изучения курса «Информационное общество и молодежная культура»
Тема 1. Объект и предмет курса «Информационное общество и молодежная культура». Специфика социологического подхода к изучению современного информационного общества и молодежной культуры
Объект курса «Информационное общество и молодежная культура». Проблема многообразия определения дефиниции «информационное общество».
Понимание информационного, постиндустриального общества в современном социогуманитарном познании. Понятие информационного общества. Науки об информационном обществе. Специфика социологического подхода к изучению современного общества и молодежной культуры. Основные задачи курса, его теоретическое значение и практическое применение.
Тема 2. Методологические предпосылки теории информационного общества
Предпосылки возникновения информационного общества. Понятие «информационное общество». Становление информационного общества и перспективы личности. Футурологические, социологические концепции информационного общества. Е.Масуда, Ю.Хаяши, Т.Умесая, Ф.Махлуп, М.Маклюэн, О.Тоффлер, А.Кинг, Б.Шнайдер; теория постиндустриального общества Д.Белла; теория глобального информационного общества П.Дракера, сетевого, информационного - М.Кательса, Э.Гидденса, З.Бжезинского; постэкономического - Г.Кана; концепции Т.Стоуньера, А.Турена, Д.Несбита, У.Дайзарда; постбуржуазное общество – Дж.Лихтхайм, посткапиталистическое – Р.Дарендорф, постмодернистское – А.Этциони, Ж.Лиотар, Ж.Бодрийяр, П.Джеймсон, Дж.Постер, П.Бауман, постцивилизационное – К.Боулдинг, постпротестанское – С.Алстром, постисторическое – Р.Сейденберг, постнефтяное – Р.Барнет; результирующая - Ф.Вебстер; Р.Айрис, Ж.Эллюль, Н.Минк. Проблемы формирования информационного общества в России - Н.Н.Моисеев, В.Л.Иноземцев, Д.В.Иванов, А.И.Ракитов, Г.И.Сагатенко, Ю.Б.Кашлев.