Воронина С.А. Информационное общество и молодежная культура. Программа и методические рекомендации. Барнаул 2007. - 33 с.
Данная программа предназначена для студентов дневного отделения социологического факультета по специальности «Социология». Она реализована в учебном курсе «Информационное общество и молодежная культура», который читается к.с.н., доцентом кафедры общей социологии Ворониной С.А. Методическое пособие содержит в себе программу курса, учебный план, вопросы для самостоятельной работы, примерные варианты для рефератов и курсовых работ, вопросы к зачету.
Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом цикла ОПД второго поколения по специальности 0203000 «Социология». Материалы печатаются по целевой программе «Основы качества национального социального образования для России ХХI века» Совета по «Социологии и социальной антропологии» УМО по классическому университетскому образованию при МО РФ.
2. Распределение часов учебного курса……………………………………………………8
3. Содержание курса………………………………………………………………………...9
4. Учебный план курса………………………………………………………………………13
5. Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы…………26
6. Тематика рефератов и курсовых работ…………………………………………………..27
7. Вопросы к экзамену…………………………………………………………………….....28
8. Учебно-методическое обеспечение курса…………………………………………….....29
Введение
Данная программа и методические рекомендации предназначены для студентов 2-го курса дневного отделения социологического факультета, специальность «Социология». В ней рассматриваются такие понятия как «информационное общество», «массовая коммуникация», «постиндустриальное общество», «функции», «принципы», «информация», «массовая аудитория» и др. Даются основные представления развития социогуманитарного знания об информационном обществе, его динамики, анализируются особенности развития СМК на Западе и в современной России. В программе рассматривается влияние СМК на трансформативные процессы современного Российского общества, раскрывается логика социологического исследования современных средств массовой коммуникации. Кроме того, в программе рассматриваются: понятия культуры, субкультуры, массовой культуры, основные представления развития социологического знания о молодежи, анализируются особенности развития молодежных субкультур на Западе и в современной России, рассматривается влияние молодежных субкультур на трансформативные процессы современной культуры, раскрывается логика социологического исследования современных молодежных субкультур. Курс представляет возможность ознакомления с вопросами использования социологических знаний о культуре и об информационном обществе в общественной и непосредственной рекламной деятельности специалистов.
Курс является обязательным в программе обучения студентов специализации «Социология».
Организационно-методический раздел
Учебный курс «Информационное общество и молодежная культура» является одной из обязательных дисциплин по подготовке студентов дневного отделения специальности 020300 «Социология». Читается курс в первом семестре для второкурсников.
Цель курса: способствовать формированию профессионального социолога путем систематического изучения концепций современного информационного общества, места молодежной культуры в современном обществе, роли рекламы в транслировании молодежной культуры в массы и формировании ценностных ориентаций молодежи; сформировать представления о принципах, подходах, методах, используемых в социологическом познании молодежной культуры в информационном обществе, о месте современных молодежных субкультур в доминантной культуре.
Задачи курса:
1. Дать студентам знания о современном информационном обществе и тенденциях развития молодежной культуры как отрасли социологического знания, объекте и предмете науки, предпосылки её возникновения.
2. Ввести студентов в проблематику теоретико-методологических оснований изучения современного информационного общества и молодежной культуры, познакомить с различием исследовательских подходов, способствовать выработке собственной исследовательской позиции.
3. Ввести студентов в курс актуальных проблем современного информационного общества и молодежной культуры, акцентировать ключевые проблемы современного познания взаимосвязи и взаимозависимости современных средств массовой коммуникации и культуры молодежи.
4. Провести компаративный анализ западных и Российских средств массовой коммуникации.
5. Привить студентам практические навыки в сфере рекламного творчества.
6. Познакомить их с основами теории информационного общества, системой средств массовой коммуникации и ее функционированием, с местом рекламы в данной системе, показать роль и место массовой коммуникации в презентации молодежной культуры.
7. Проследить эволюцию концепций, приемов и методов коммуникации.
8. Дать студентам знания о современных молодежных субкультурах России как отрасли социологического знания, объекте и предмете науки, предпосылки её возникновения.
9. Ввести студентов в проблематику теоретико-методологических оснований изучения молодежных субкультур, познакомить с различием исследовательских подходов, способствовать выработке собственной исследовательской позиции.
10. Ввести студентов в курс актуальных проблем современных молодежных субкультур, акцентировать ключевые проблемы современного познания молодежных субкультур.
11. Провести компаративный анализ западных и Российских молодежных субкультур.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника:
Учебный курс «Информационное общество и молодежная культура» является одним из базовых в подготовке студентов по специальности «Реклама». Он является продолжением таких базовых дисциплин как «Социология рекламы», «Культурология», «Социология культуры», «Проблемы современной рекламы» и др., и продолжает знакомить студентов с проблемами развития массовой коммуникации, особенностями социологии рекламы, дает систематизацию представлений о развитии средств массовой коммуникации в информационном обществе. Кроме того, в данном курсе студент знакомится с проблемами развития культуры, особенностями социологии культуры, дает систематизацию представлений о развитии молодежных субкультур на современном этапе.
Требования к уровню освоения содержания курса:
1. Студент должен получить всестороннее системное знание по методологии изучения молодежных субкультур.
2. Четко представлять себе объект, предмет, функции и задачи этой отрасли социологического знания.
3. Знать основные методологические школы, существующие в современной социологической науке.
4. Владеть понятийным аппаратом и представлять проблемное поле курса «Информационное общество и молодежная культура».
5. 5.Обладать навыками профессионального исследования социокультурных явлений и процессов современной рекламы.
6. Видеть специфику современного развития молодежных субкультур как на Западе, так и в России.
7. Студент должен получить всестороннее системное знание по методологии изучения современного информационного общества, культуры, средств массовой коммуникации и рекламы.
8. Обладать навыками подготовки рекламных текстов и роликов в процессе практической деятельности, оценки качества таких текстов.