Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Факторы успешной карьеры менеджера



Множество факторов, оказывающих влияние на развитие карьеры, обусловливают её сложность. Проблема систематизации факторов развития карьеры менеджера в литературе ещё недостаточно разработана. Поэтому здесь будут перечислены лишь некоторые из них.

1. Стартовые факторы:

Уровень успеваемости во время обучения – способность получать и демонстрировать знания (что косвенно указывает на степень развития психических функций и процессов: памяти, мышления, внимания и др.).

Форма обучения (дневная или заочная), престиж вуза – на рынке труда, в глазах потенциальных работодателей и т.п.

Творческая и профессиональная активность, проявленная во время обучения в вузе – предполагает большую вероятность того, что менеджер имеет более широкий кругозор знаний, системность мышления, опыт публичного выступления (приобретенного при активном участии в научных конференциях в ходе учебы в вузе), также имеет опыт участия в совещаниях (в рамках управления карьерой следует выявить степень актуальности данного фактора при изучении резюме и в ходе собеседования, если кандидата принимают на вакантную должность).

2. Среди социально-демографических факторов, оказывающих влияние на карьерное развитие менеджера, называют следующие: пол, возраст, семейное положение, статус родителей, место основного проживания. Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на деловую карьеру, является частью карьеры. Семьи, в частности, родители субъекта карьеры играют большую роль в его предварительной ориентации на профессию «менеджер».

3. Профессионально-квалификационные факторы:

Образование (уровень знаний на момент оценки), которое может быть существенно дополнено учебой в других вузах, прохождением различных курсов обучения и т.п. Каждое изменение в образовательном уровне повышает профессиональный потенциал менеджера и его шансы на дальнейшее продвижение, независимо от того, кто выступал инициатором получения образования – он сам или организация.

Уровень профессиональной компетентности анализируется предшествующий оценке практический опыт менеджера в различных должностях и проектах, и прежде всего – результаты его работы на предыдущей должности).

Стаж управленческой деятельности.

Уровень творческой активности в процессе трудовой деятельности – является показателем степени креативности (одной из главных черт идеальной модели менеджера ) и проявляется в активном участии менеджера в обсуждении внутри фирменных проблем на совещаниях, семинарах. О творческой активности менеджера можно судить и по его участию в написании статей во внутри фирменных, специализированных и общих печатных изданиях. Создание условий для реализации творческой активности руководителей является одной из задач системы управления карьерой .

4. Психологические факторы.

Уровень развития познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение);

Эмоционально-волевые состояния (воля, стрессоустойчивость и эмоциональная устойчивость).

Управленческие способности (способность своевременно принимать решения, способность обеспечить контроль их исполнения, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке и разрешать конфликтные ситуации, умение владеть собой, смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведений, мужество идти на обоснованный риск и др.).

Личностно-деловые качества (уровень инициативности, степень ответственности, преобладающий тип мотивации, система базовых ценностей, уровень самоорганизации).

5. Психофизиологические факторы: темперамент, врожденное состояние органов чувств, речи, общее состояние здоровья и работоспособность.

Деловая карьера начинается с формирования субъективно осознанных собственных суждений человека о своём трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом. Иначе говоря, карьера – это индивидуально осознанная позиция и поведение человека, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

Самоуправление карьерой базируется на следующих основных функциях:

1) самоанализ;

2 планирование;

3) самоорганизация;

4) саморегулирование;

5) самоактивизация;

6) самоконтроль,

Самоуправление базируется также на основе принятия решений и информационного обеспечения всего процесса менеджмента. Рассмотрим некоторые из них.

Планирование включает следующие этапы: целеполагание, анализ внутренней и внешней карьерной среды, определение проблем и выработка решений по их устранению. С постановкой целей карьеры связано решение такого важного для человека вопроса, как призвание, смысл жизни. Жесткой постановке конкретных целей и задач с определением сроков, условий в карьерном целеполагании может предшествовать разработка «мягкого» сценария будущей жизни на основе мечтаний, построения силой воображения образцов удовлетворенной жизни. Далее следует постановка целей, их соотнесение с реальными видами и способами деятельности. Кроме того, цели могут дифференцироваться в зависимости от времени достижения (долго-, средне- и краткосрочные), детализироваться по отдельным направлениям, и в результате получается дерево (или пирамида) целей, в основании которого находятся конкретные задачи.

Самоорганизация включает построение структуры (создание взаимосвязанных между собой направлений деятельности личности для наиболее эффективного оперативного самоуправления), образа своей жизнедеятельности (режим дня или недели – в соответствии с поставленными целями, своими природными биоритмами, ресурсными возможностями) и рациональное распределение ресурсов. Главными ресурсами человека являются время, здоровье, фокус сознательного внимания и опыт.

Саморегулирование включает

Постоянное отслеживание изменений в себе и своём окружении с целью своевременного и адекватного реагирования на все значимые изменения и «возвращение» в работоспособное состояние при возникновении отклонений.

Самоактивизация – это побуждение себя к реализации запланированного. Отчасти данную функцию выполняет образ цели (применительно к карьере менеджера это образ карьеры, карьерограмма). Также само активизации может способствовать успех – достижение и фиксирование промежуточных результатов на пути к основным целям, поощрение себя за успешное выполнение обязательства. Однако, главными движущими побудительными силами являются осознанные человеком потребности, ценности (включая ценности ТИМа – информационного типа) и мотивы карьерного развития.

Успешное саморазвитие – условие необходимое, но не достаточное. Другой важно составляющей в успешном развитии карьеры менеджера можно считать деятельность, направленную на содействие отбора себя средой («выбери меня, выбери меня, птица счастья завтрашнего дня!» ). Т.е. деятельность, называемая «карьерный самомаркетинг».

Карьерный самомаркетинг – это комплекс мероприятий для создания, поддержания и укрепления необходимых (выгодных) взаимосвязей в карьерной среде, которые призваны способствовать развитию карьеры менеджера. Это «активное соотнесение своего способа деятельности с потребностями службы, обеспечение ее конкурентоспособности и стимулирование спроса» [8, с.74].

Цикл самомаркетинга включает:

Анализ карьерных возможностей – осуществляется на основе изучения внешней карьерной среды на предмет выявления опасностей и возможностей каждого фактора (на макроуровне – политическая, экономическая, законодательно-правовая и социокультурная ситуация в стране; на микроуровне – организационно-административные, структурные и социально-психологические факторы, а также внеорганизационные факторы – семейное и родственное окружение, друзья и т.д.).

Изучение карьерного пространства – особенностей должностной, профессиональной, статусной, монетарной составляющей. Методами анализа карьерного пространства могут быть следующие: выяснение традиционных схем продвижения к тем или иным должностям (особенно наивысшей) посредством опроса коллег, непосредственного руководителя, наставника; налаживание контактов с кадровой службой организации. Выявление возможностей своего должностного роста, профессионального совершенствования, восхождения по статусной лестнице или лестнице вознаграждения в процессе трудовой деятельности в организации должно иметь непрерывный характер.

Отбор целевого окружения – выбор наиболее значимых для развития своей карьеры представителей карьерной среды и определение политики в отношении каждого из них.

Управление имиджем (важное направление самомаркетинга и самоуправления карьерой в целом – это планирование, организация и контроль за восприятием своего образа в глазах целевой аудитории. В современных реалиях это возможно осуществить на достаточно высоком уровне с помощью имиджмейкеров (специалистов по созданию имиджа конкретного человека, будь то восходящая кинозвезда, политический деятель, бизнесмен или руководитель высшего уровня).

Разработка комплекса самомаркетинга – включает в себя саморазвитие (формирование необходимых качеств ), управление имиджем и мероприятия по самопрезентации – с целью создания определённого мнения, оценки со стороны представителей карьерной среды.

Важную роль при анализе факторов играет организованное в рамках самоменеджмента информационное обеспечение. В данном случае – это система маркетинговой информации. Основными каналами получения такой информации могут быть: чтение специальной или общей литературы, посещение специализированных выставок, пользование компьютерной сетью Интернет (можно изучать спрос и предложение по различным специальностям как в нашей стране, так и за рубежом), общение с профессионалами в интересующей и смежных областях (членство в клубах менеджеров ), собственные исследования на основе блиц-опросов, а также в ходе наблюдения за собой и работой других (в частности, коллег-конкурентов).

Результатом такого анализа с целью изучения потребностей внутри организационной и внеорганизационной карьерной среды (потребностей рынка труда в менеджерах определенной квалификации и специализации, потребностей в специалистах на различных уровнях управленческой иерархии и в горизонтальной распределении должностей ) должен стать перечень качеств и способностей, «имеющих спрос» на рынке труда, требований целевой должности и т.д. Эта информация служит стартовой площадкой для планирования и реализации действий в рамках самоуправления карьерой менеджера .

Одной из предпосылок к проявлению самомаркетинга как одного из видов маркетинга вообще является отношение к профессиональным качествам человека как к товару. Главный принцип маркетинга гласит: «не продавать то, что производится, а производить то, что продаётся». В соответствии с этим принципом менеджеру следует ориентироваться на формирование и предложение таких профессиональных и личностных качеств , которые востребованы организационной средой. Поэтому нужно выяснить, какие имеются потребности организации, не вполне удовлетворенные, на какие из профессиональных характеристик существует наибольший спрос, чтобы формировать себя в нужном направлении. «Сформировав себя как специалиста с правильным учетом потребностей рынка, вы во многом запрограммируете свой дальнейший успех»

Таким образом, следует отметить , что карьера менеджера в сфере туризма занимает важное место в структуре потребностей современного человека, оказывая тем самым влияние на его удовлетворенность трудом и жизнью в целом. Успешная карьера обеспечивает человеку материальное благополучие, удовлетворение его высших психологических потребностей, таких, как потребность в самореализации, в уважении и самоуважении, в успехе и власти, потребность в развитии и расширении пространства судьбы.

Карьера менеджера в сфере туризма в широком смысле - последовательность профессиональных ролей, статусов, видов деятельности в жизни человека. На развитие карьеры менеджера оказывает влияние множество различных факторов, в числе которых: социально-демографические, профессионально-квалификационные, психологические, психофизиологические факторы. Особенно важное значение имеют личностно-деловые качества менеджера.

Личностные качества руководителя также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть: высокие моральные стандарты; физическое и психологическое здоровье; высокий уровень внутренней культуры; справедливость, честность; отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям; оптимизм, уверенность в себе.

Но обладание ими - тоже всего лишь предпосылка успешного руководства, ибо руководителем делают человека не профессиональные или личностные, а деловые качества, к которым необходимо отнести: умение организовать и координировать деятельность подчиненных; доминантность, стремление к власти, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность; контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения; инициативность, оперативность в решении проблем, способность сконцентрироваться на главном; умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими; стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и увлекать за собой подчиненных




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.