В) очень сильное, рушатся отдельные дома – землетрясение в 8 баллов
Г) сильный шторм, ветер вырывает с корнем деревья, валит крепкие дома – ураган в 10 баллов
74. Отраслевая наука об атмосфере, которая изучает перемещение воздушных масс, – это:
а) геофизика
б) биоэтика
в) валеология
г) климатология
д) астродинамика
Раздел 7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
В процессе освоения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для оценивания сформированности общекультурных и профессиональных компетенций используются оценочные средства, представленные в таблице 7.1.
Таблица 7.1
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Содержание учебного материала
Примеры контрольных вопросов и заданий для оценки знаний, умений, владений
Методы и средства контроля
ОК-7 «Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства»
Знать:
· нормативно-технические и организационные основы безопасности труда,
· основы физиологии и рациональные условия труда,
· физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и опасных факторов окружающей среды и техносферы;
· экономические, социальные и гуманитарные основы безопасности труда,
· практические навыки идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения.
Модуль «Теоретические основы БЖД»
Тема 1. БЖД как наука. Предмет, основные задачи и функции БЖД.
Тема 2. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения.
Тема 3. Физиологические особенности труда человека.
Тема 4. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности.
Модуль «Воздействие негативных факторов на человека»
Тема 1. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания».
Тема 2. Негативные факторы в системе «техносфера – природная среда».
Модуль «Природные, техногенные и антропогенные ЧС»
Модуль «Природные, техногенные и антропогенные ЧС»
Тема 1. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций
Тема 2. Воздействие негативных факторов на человека. Методы и средства защиты от опасностей.
Тема 3. Воздействие негативных факторов на природную среду, эко-биозащитная техника.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, их прогнозирование и оценка.
1. Расскажите о разделах экологии. Какое место БЖД занимает в системе экологии?
2. Дайте определение БЖД. Укажите ее цели и задачи как научной дисциплины, методы и средства достижения целей.
3. Среда обитания человека: окружающая, производственная, бытовая. Рассмотрите взаимодействие человека со средой обитания.
4. Что называется опасными производственными факторами? Какие опасные производственные факторы характерны для вашего предприятия (производства, отрасли)?
5. Что такое вредные производственные факторы? Какие вредные производственные факторы характерны для вашего предприятия (производства, отрасли)?
6. Каковы основные метеорологические параметры производственной среды и как они влияют на самочувствие и работоспособность человека?
7. Опишите способы обеспечения благоприятного микроклимата в производственных помещениях.
8. Какими приборами осуществляется контроль метеорологических параметров воздушной среды? Опишите их принцип действия. Как осуществляется нормирование параметров микроклимата?
9. Приведите классификацию вредных веществ по их виду и степени воздействия на организм человека. 10. Какие профессиональные заболевания могут вызывать различные вредные вещества? (Приведите примеры.)
Тесты и доклады
Уметь:
· применять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты экологического и природоохранного знания;
· применять методы исследования устойчивости систем в штатных и чрезвычайных ситуациях,
· использовать методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Модуль «Теоретические основы БЖД»
Тема 1. БЖД как наука. Предмет, основные задачи и функции БЖД.
Тема 2. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения.
Тема 3. Физиологические особенности труда человека.
Тема 4. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности.
Модуль «Воздействие негативных факторов на человека»
Тема 1. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания».
Тема 2. Негативные факторы в системе «техносфера – природная среда».
Модуль «Природные, техногенные и антропогенные ЧС»
Тема 1. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций
Тема 2. Воздействие негативных факторов на человека. Методы и средства защиты от опасностей.
Тема 3. Воздействие негативных факторов на природную среду, эко-биозащитная техника.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, их прогнозирование и оценка.
1. Укажите, как обеспечивается устойчивость работы объектов народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях.
2. Назовите критерии, причины и стадии чрезвычайных ситуаций.
3. Перечислите источники финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды.
4. Перечислите источники финансирования мероприятий по охране труда.
5. Укажите, какие существуют методы очистки сточных вод (с примерами и эскизами).
6. Укажите основные типы пылеуловителей и фильтров, применяемых для очистки воздуха (с эскизами).
7. Какие существуют способы утилизации и переработки промышленных отходов, тары и упаковки (примеры с эскизами)?
8. Что понимают под экологическим страхованием? Укажите цель, формы экологического страхования. Как формируются страховые платежи?
Кейсы и задачи
Владеть:
· методами анализа, информирования и прогноза в отношении текущей чрезвычайной ситуации;
· навыками принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения,
· принятия мер по ликвидации их последствий,
· методами обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях.
· методикой оценки направленности личности;
· профессиональными навыками действий в различных чрезвычайных ситуациях.
Модуль «Теоретические основы БЖД»
Тема 1. БЖД как наука. Предмет, основные задачи и функции БЖД.
Тема 2. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения.
Тема 3. Физиологические особенности труда человека.
Тема 4. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности.
Модуль «Воздействие негативных факторов на человека»
Тема 1. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания».
Тема 2. Негативные факторы в системе «техносфера – природная среда».
Модуль «Природные, техногенные и антропогенные ЧС»
Тема 1. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций
Тема 2. Воздействие негативных факторов на человека. Методы и средства защиты от опасностей.
Тема 3. Воздействие негативных факторов на природную среду, эко-биозащитная техника.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, их прогнозирование и оценка.
1. Перечислите обязанности администрации предприятий по обеспечению безвредных и безопасных условий труда.
2. Какими органами осуществляется государственный надзор и общественный контроль в области охраны труда?
3. Как определяется размер вреда потерпевшему в результате трудового увечья?
4. Перечислите условия труда согласно принятым сегодня ГОСТам.
Кейсы и задания для самостоятельной работы
Для контроля усвоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в соответствии с утвержденным учебным планом проводится промежуточная аттестация в форме зачета.
Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (зачету)
1. Дайте определение БЖД. Укажите ее цели и задачи как научной дисциплины, методы и средства достижения целей.
2. Среда обитания человека: окружающая, производственная, бытовая. Рассмотрите взаимодействие человека со средой обитания.
3. Что называется опасными производственными факторами? Какие опасные производственные факторы характерны для вашего предприятия (производства, отрасли)?
4. Что такое вредные производственные факторы? Какие вредные производственные факторы характерны для вашего предприятия (производства, отрасли)?
5. Каковы основные метеорологические параметры производственной среды и как они влияют на самочувствие и работоспособность человека?
6. Опишите способы обеспечения благоприятного микроклимата в производственных помещениях.
7. Какими приборами осуществляется контроль метеорологических параметров воздушной среды? Опишите их принцип действия. Как осуществляется нормирование параметров микроклимата?
8. Приведите классификацию вредных веществ по их виду и степени воздействия на организм человека. Какие профессиональные заболевания могут вызывать различные вредные вещества (приведите примеры)?
9. Укажите методы контроля загрязнения воздуха вредными веществами и их суть.
10. Как осуществляется нормирование содержания различных вредных веществ для атмосферного воздуха и воздуха производственных помещений?
11. Укажите источники и виды опасных и вредных факторов бытовой среды обитания человека.
12. Назовите и охарактеризуйте основные источники загрязнения окружающей среды.
13. Какими нормативными документами регламентируется содержание вредных веществ в воздухе производственных помещений? Какими критериями оценивается степень опасности и токсичности вредного вещества?
14. Назовите основные источники и свойства пылей, выделяющихся на предприятиях.
15. Укажите нормативы качества окружающей среды (в производственно-хозяйственной сфере и комплексные).
16. Укажите типы и виды производственного освещения. Как нормируется освещенность рабочих поверхностей в производственных помещениях?
17. Укажите виды искусственного освещения, источники искусственного освещения их преимущества и недостатки.
18. Укажите виды естественного освещения. Как нормируется естественное освещение? Опишите принцип действия прибора для измерения освещенности.
19. Какими параметрами характеризуется вибрация? Каковы последствия действия вибрации на организм человека?
20. Укажите виды вибрации. Укажите интервал частот вибрации наиболее опасный для человека и поясните причину опасности.
21. Какими нормативными документами регламентируется действие вибрации на организм человека? По каким критериям осуществляется нормирование вибрации?
22. Какими параметрами характеризуется шум? Какое воздействие оказывает шум на организм человека и какие заболевания вызываются этими воздействиями?
23. Как осуществляется классификация шумов?
24. Как осуществляется нормирование шума в соответствии с ГОСТом и санитарными нормами?
25. Опишите основные средства и методы борьбы с шумом.
26. Перечислите основные средства снижения вибраций: в источнике возникновения, на пути распространения, средства индивидуальной защиты от вибрации.
27. Укажите виды ионизирующих излучений и их свойства.
28. Какое воздействие оказывают ионизирующие излучения на организм человека и какие заболевания вызываются этим воздействием?
29. Укажите основные причины производственного травматизма. Какие причины производственного травматизма характерны для вашего предприятия (производства, отрасли)?
30. Укажите методы исследования причин травматизма.
31. Каков порядок расследования и учета несчастных случаев, произошедших на предприятии?
32. Какое действие оказывает электрический ток на организм человека?
33. Объясните понятия: напряжение «шага», напряжение «прикосновения» (с эскизами).
34. Укажите причины образования статического электричества: естественного и антропогенного. Опишите методы и средства защиты от статического электричества на производстве.
35. Перечислите факторы, влияющие на исход поражения человека электрическим током.
36. Укажите классификацию производственных помещений по степени поражения электрическим током. К какому классу по степени опасности поражения током относится помещения вашего предприятия.
37. Перечислите основные способы защиты от поражения электрическим током и кратко изложите их суть.
38. Что такое защитное заземление и как с его помощью осуществляется защита человека от поражения электрическим током?
39. Что такое зануление? Поясните принцип обеспечения электробезопасности с его помощью.
40. Что такое защитное отключение? Поясните принцип обеспечения электробезопасности с его помощью.
41. Укажите основные методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов.
42. Перечислите, что относится к подъемно-транспортному оборудованию. Что предусмотрено для безопасности труда и предупреждения аварий в подъемно-транспортном оборудовании? Какое подъемно-транспортное оборудование применяется на вашем предприятии?
43. Укажите, что относится к сосудам, работающим под давлением. Назовите основные причины разрушения сосудов, работающих под давлением.
44. Как организована охрана труда в РФ? Как организована служба охраны труда на вашем предприятии?
45. Как организована пожарная охрана в РФ? Как осуществляется пожарная безопасность на вашем предприятии?
46. Укажите, на какие категории подразделяются производства по взрывопожароопасности.
47. Укажите, какие существуют средства, способы и установки пожаротушения и пожарной сигнализации.
48. Перечислите виды ответственности должностных лиц за нарушение законодательства, норм и правил по охране труда.
49. Перечислите виды ответственности должностных лиц за нарушение законодательства, норм и правил по окружающей среды.
50. Приведите классификацию строительных конструкций и материалов по возгораемости. Что называют пределом огнестойкости элементов строительных конструкций?
51. Укажите, какие права граждан в области охраны труда отражены в законодательных актах и документах РФ (Кодекс законов о труде, Об основах охраны труда в РФ, Конституция).
52. Укажите, какие права граждан в области охраны окружающей среды отражены в законодательных актах и документах РФ (Закон об охране окружающей природной среды, Конституция РФ и др.).
53. Перечислите обязанности администрации предприятий по обеспечению безвредных и безопасных условий труда.
54. Какими органами осуществляется государственный надзор и общественный контроль в области охраны труда?
55. Как определяется размер вреда потерпевшему в результате трудового увечья?
56. Поясните, как формируется плата за использование природных ресурсов.
57. Как организован государственный надзор за состоянием окружающей среды?
58. Как формируется плата за загрязнение окружающей природной среды? Укажите ее виды.
59. Дайте определение чрезвычайной ситуации. Приведите классификацию чрезвычайных ситуаций.
60. Опишите содержание спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в зонах стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф.
61. Укажите, как обеспечивается устойчивость работы объектов народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях.
62. Укажите критерии, причины и стадии чрезвычайных ситуаций.
63. Перечислите источники финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды.
64. Перечислите источники финансирования мероприятий по охране труда.
65. Укажите, какие существуют методы очистки сточных вод (с примерами и эскизами).
66. Укажите основные типы пылеуловителей и фильтров, применяемых для очистки воздуха (с эскизами).
67. Какие существуют способы утилизации и переработки промышленных отходов, тары и упаковки (примеры с эскизами)?
68. Что понимают под экологическим страхованием? Укажите цель, формы экологического страхования, как формируются страховые платежи.
69. Что включают в себя эргономические требования к организации рабочего места?
70. Опишите порядок проведения аттестации рабочих мест, цель аттестации. Где используют результаты аттестации рабочих мест?
71. Дайте определение понятию «Чрезвычайная ситуация».
80. Как осуществляют санитарную обработку населения?
81. Поясните понятия «дегазация», «дезактивация», «дезинфекция».
82. Что такое эпидемия, пандемия, эпизоотия?
83. Перечислите виды лазерных установок по типу их активной среды.
84. Перечислите виды лазерных установок по степени их опасности.
85. Перечислите виды космических ЧС. Перечислите виды космических излучений и их виды.
Раздел 8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Лекционная и внеаудиторная работа студентов получает свое практическое завершение на семинаре. Основное назначение семинарских занятий по дисциплине – обеспечить глубокое усвоение студентами материалов лекций, прививать навыки самостоятельной работы с литературой, воспитать умение находить оптимальные решения в условиях изменяющейся деятельности человека, его хозяйственной деятельности, формировать современное экологически ориентированное мышление студентов. На практических занятиях преподаватель проверяет выполнение самостоятельных заданий и качество усвоения знаний. Решение задач, тестов, упражнений является составным элементом зачета.