1. БЖД как прикладная область энергии: структура, функции и задачи.
2. Человек и среда обитания человека: факторы негативного воздействия на индивида.
3. Безопасность человека в сфере производства, управление и правовое регулирование.
4. Микроклимат в рабочем помещении.
5. Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности. Параметры негативного влияния среды обитания на техносферу и методы количественного анализа ущерба от действия ЧС.
6. Риск. Переходные значения риска.
7. Научно-технический прогресс и безопасность.
8. Болезни цивилизации. Медицинский и социальный аспект.
9. Воздействие негативных факторов на природную среду, экобиозащитная техника.
10. Правовое обеспечение безопасности труда на предприятии.
11. Классификация форм труда. Правовой и физиологический аспект.
Модуль «Воздействие негативных факторов на человека»
1. Профессиональные заболевания от воздействия шума, инфразвука и ультразвука.
2. Виды неионизирующих излучений.
3. Нормы права, регулирующие сферу охраны и безопасности труда.
4. Виды ионизирующих излучений.
5. Вулканизм и вулканическая деятельность.
6. Радиационно-, химически-, пожаро- и взрывоопасные объекты.
8. Социальные конфликты и причины их возникновения.
9. Конфликты в организации: причины возникновения и фазы протекания.
10. Космические ЧС и их виды.
11. Биологические ЧС и их классификация.
12. Бактериологическое оружие.
Модуль «Природные, техногенные и антропогенные ЧС»
1. Назовите основные законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Что включает в себя система правового обеспечения безопасности жизнедеятельности на производстве?
3. Назовите виды нормативных документов, входящих в состав системы стандартов безопасности труда (ССБТ).
4. В чём заключается право потребителей на безопасность товаров?
5. Определите основную концептуальную идею статьи 7 Уголовного кодекса, принятого Государственной думой 24.05.1996 г.
6. Назовите основные виды экологических преступлений.
7. Классификация ЧС. Общие признаки ЧС.
6.2. Примерные задания для самостоятельной работы
Задание 1. Экологические ЧС
В результате каких технологических процессов происходят химические реакции, фрагменты формул которых вы видите ниже? Завершите формулы этих реакций: 1. H2O + SO2 = … 2. Cl + O3 = … 3. 2C + O2 = … 4. C + O2 = …. Определите соответствие с экологическими бедствиями современности: а) возникновение озоновых дыр; б) неполное сгорание углерода в моторном топливе; в) кислотные дожди; г) полное сгорание углерода в моторном топливе. Вспомните, как происходит выведение углекислоты из земной атмосферы.
Задание 2. Чистый воздух
Заполните приведенную ниже таблицу:
Наиболее благоприятен для дыхания атмосферный воздух, имеющий следующий состав:
Название вещества
Количество (содержание по объему)
Азот
____, __________%
Кислород
____, __________%
Аргон
____, __________%
Диоксид углерода
____, __________%
Озон
____, __________%
Прочие газы
____, __________%
1. Насколько превышает допустимый уровень количество загрязнителей в приземном слое атмосферы в мегаполисе в час пик?
2. Что такое фотохимический туман?
Задание 3
Напряженность электрического поля в производственном помещении составляет 20 киловольт/метр. Каким является допустимое время пребывания сотрудников в электрическом поле при указанном уровне напряженности. Как изменится это время, если этот уровень снизится до 5 киловольт/метр. Увеличится до 25 киловольт/метр?
1. Какие значения напряженности электрического поля являются предельно допустимыми?
2. Как часто должны проходить медосмотры лиц, работающих в условиях УВЧ? СВЧ?
Задание 4. Микроклимат в служебном помещении
В помещении банка площадью 25 кв. м установлено шесть ВДТ и организовано семь рабочих мест для служащих банка. Помещение имеет естественное и искусственное освещение, уровни шума и вибрации, а параметры микроклимата соответствуют установленным нормам.