В производственном помещении длиной А и шириной В установлено N светильников типа Т с лампами накаливания ЛН мощностью Р. Воздушная среда помещения загрязнена пылью и дымом концентрацией свыше 5 мг/м3. Высота подвеса светильников Нсв, коэффициенты отражения потолка ρп, стен ρст.
Характеристика выполняемых зрительных работ: наименьший размер объекта различения О, фон Ф, контраст между фоном и объектом К.
Рассчитать освещенность на рабочих местах и сделать вывод о соответствии фактической освещенности нормативным требованиям. Для всех вариантов расчета принять коэффициент неравномерности освещения Z = 1,15.
Удовлетворяет ли данное помещение санитарным нормам?
Кейс 6. Внимательно прочитайте кейс 3. Ответьте на вопрос: кто утверждает акт о расследовании несчастного случая по форме Н-1?
а) начальник отдела охраны труда;
б) главный инженер предприятия;
в) профсоюзный комитет;
г) руководитель подразделения.
Раздел 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Наряду с чтением лекций и проведением семинарских занятий неотъемлемым элементом учебного процесса является самостоятельная работа. При самостоятельной работе достигается конкретное усвоение учебного материала, развиваются теоретические способности, столь важные для успешной подготовки и защиты выпускной работы студента. Формы самостоятельной работы студентов могут быть разнообразными. Самостоятельная работа включает в себя: изучение монографий, законов Российской Федерации, оценку, обсуждение и рецензирование публикуемых статей; ответы на контрольные вопросы; решение задач; самотестирование. Выполнение всех видов самостоятельной работы увязывается с изучением конкретных тем.
Таблица 6.1
Наименование разделов, тем
Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
Формы отчетности о результатах СИ
Модуль «Теоретические основы БЖД»
Тема 1. Предмет, основы и задачи, функции БЖД
1. Дайте определение БЖД.
2. Укажите ее цели и задачи как научной дисциплины, методы и средства достижения целей.
3. Понятие системы «человек – техносфера – природная среда»: перечислите основные компоненты системы.
4. Расскажите о месте БЖД в системе экологии.
5. Среда обитания человека: окружающая, производственная, бытовая, рекреационная. Рассмотрите взаимодействие человека со средой обитания.
6. Расскажите о влиянии научно-технического прогресса на безопасность человека.
7. Что называется опасными производственными факторами?
8. Какие опасные производственные факторы характерны для вашего предприятия (производства, отрасли)?
9. Что такое вредные (допустимые, оптимальные) производственные факторы?
10. Какие вредные производственные факторы характерны для вашего предприятия (производства, отрасли)?
Каковы основные метеорологические параметры производственной среды и как они влияют на самочувствие и работоспособность человека?
Тестирование по теме 1
Тема 2. Правовые, нормативно-технические организационные принципы обеспечения БЖД
1. Укажите методы контроля загрязнения воздуха вредными веществами и их суть.
2. Как осуществляется нормирование содержания различных вредных веществ для атмосферного воздуха и воздуха производственных помещений?
3. Какими нормативными документами регламентируется содержание вредных веществ в воздухе производственных помещений? Какими критериями оценивается степень опасности и токсичности вредного вещества?
4. Укажите нормативы качества окружающей среды (в производственно-хозяйственной сфере и комплексные).
5. Как осуществляется нормирование шума в соответствии с ГОСТом и санитарными нормами?
6. Как организована охрана труда в РФ? Как организована служба охраны труда на вашем предприятии?
7. Как организована пожарная охрана в РФ? Как осуществляется пожарная безопасность на вашем предприятии?
8. Укажите, какие права граждан в области охраны труда отражены в законодательных актах и документах РФ (Кодекс законов о труде, Об основах охраны труда в РФ, Конституция).
Тестирование по теме 2
Подготовка эссе
«Экологическое законодательство». Задание 5.
Тема 3. Физиологические особенности труда человека. Комфортные условия жизнедеятельности
1. Что включают в себя эргономические требования к организации рабочего места?
2. Классификация основных форм деятельности человека: перечислите критерии классификации.
3. Как определяется тяжесть физического труда?
4. Как определяется тяжесть умственного труда?
5. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности.
2. Расскажите о гигиеническом нормировании параметров микроклимата.
3. Как влияет отклонение параметров производственного микроклимата от нормативных значений?
4. Как происходит акклиматизация к условиям труда?
5. Что такое адаптация?
6. Что такое обезвоживание организма? Перечислите его этиологические признаки.
Тестирование по теме 3
Задания 6, 7.
Тема 4. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности
1. Укажите, какие права граждан в области охраны труда отражены в законодательных актах и документах РФ (Кодекс законов о труде, Об основах охраны труда в РФ, Конституция).
2. Как производится обеспечение параметров микроклимата? Как производится обеспечение контроля за микроклиматом?
3. Как проявляется негативность техносферы?
4. Перечислите требования к системам освещения.
5. Заболевание и травматизм при несоблюдении требований к освещению.
6.Влияние научно-технического прогресса на безопасность человека.
Тестирование по теме 4
Подготовка эссе
Тестирование по вопросам к теме 4.
Модуль «Воздействие негативных факторов на человека»
Тема 1. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания»
1. Какими органами осуществляется государственный надзор и общественный контроль в области охраны труда?
2. Как определяется размер вреда потерпевшему в результате трудового увечья?
3. Поясните, как формируется плата за использование природных ресурсов?
4. Как организован государственный надзор за состоянием окружающей среды?
5. Как формируется плата за загрязнение окружающей природной среды? Укажите ее виды.
6. Дайте определение чрезвычайной ситуации. Приведите классификацию чрезвычайных ситуаций.
7. Опишите содержание спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в зонах стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф.
8. Укажите, как обеспечивается устойчивость работы объектов народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях.
9. Укажите критерии, причины и стадии чрезвычайных ситуаций.
Тестирование по теме 1
Подготовка эссе
Тема 2. Негативные факторы в системе «техносфера – природная среда».
1. Перечислите виды неионизирующих излучений.
2. К каким последствиям приводит воздействие на человека лазерного излучения?
3. Какие средства защиты от лазеров используются на производстве?
4. На какие виды делятся средства защиты от лазеров?
5. Назовите виды лазеров по степени их опасности.
6. На какие виды делятся лазерные установки по характеру активной среды?
Тестирование по теме 2
Модуль «Природные, техногенные и антропогенные ЧС»
Тема 1. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций
1. Предотвращение ЧС.
2. Оповещение об опасных ситуациях.
3. Основные направления защиты населения от вредного воздействия окружающей среды.
Тестирование по теме 1
Тема 2. Воздействие негативных факторов на человека. Методы и средства защиты от опасностей
1. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.
2. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях.
3. Основы организации защиты населения и персонала в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация.
4. Перечислите виды инфракрасного излучения. Расскажите об особенностях его воздействия.
5. Что такое тепловой удар?
6. Какими путями проникают отравляющие вещества в организм? В чем специфика этого проникновения?
7. Почему ингаляционный путь проникновения считается наиболее опасным?
8. Что является причиной острых отравлений?
9. Расскажите о средствах индивидуальной защиты.
Тестирование по теме 2
Тема 3. Воздействие негативных факторов на природную среду, экобиозащитная техника.
1. Риск, переходная область значений риска.
2. Негативность окружающей среды и самочувствие индивида.
3. Политика предприятий в области БЖД.
4.Охрана труда на государственных предприятиях.
Тестирование по теме 3
Тема 4. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, их прогнозирование и оценка.
1. Пожаро- и взрывоопасные объекты.
2. Классификация пожаров.
3. Классификация промышленных объектов по пожароопасности.
4. Тушение пожаров, принципы прекращения горения.
5. Огнетушащие вещества, технические средства пожаротушения
6. Классификация городских пожаров по их причине.