Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологическая теория права



В начале XX в. складывается самостоятельное направление юридической науки – психологическая школа права. Ее основными представителями были во Франции – Г. Тард, в Германии – Рицлер, Рюмелин, Изай, в России – Л. Петражицкий, в США – Р. Вест, П. Сорокин, Н. Тимашев. На ее основе впоследствии сложились другие школы, такие, как реалистическая школа права США в 30-х гг., а после Второй мировой войны – скандинавская школа права Хагерстрема-Росса.

Основателем и наиболее ярким представителем психологизма в юриспруденции был наш соотечественник Лев Иосифович Петражицкий(1867-1931). Родился он в Витебской губернии в родовом поместье Коллонтаево, окончил юридический факультет Киевского университета, затем продолжил образование в Берлине. Там он начал и научную деятельность.

Возвратившись в Россию в 1896 г., Петражицкий приступает к работе в Петербургском университете и в 1897 г. занимает кафедру энциклопедии и философии права, на которой работает весьма плодотворно вплоть до Октябрьской революции. Его основные произведения – “Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии” (1905) и “Теория права и государства в связи с теорией нравственности” (1907-1910). В этих работах он и осуществил свой синтез теории права с психологией.

Петражицкий вел активную политическую деятельность, был депутатом I Государственной думы, членом ЦК партии “Народной свободы” (кадетов). После октябрьских событий 1917 г. и декрета СНК РСФСР, объявившего кадетскую партию партией врагов народа, он эмигрирует в Польшу (по национальности Петражицкий был поляк). В Варшавском университете Петражицкий возглавляет кафедру социологии, на которой работает до 1931 г., когда в состоянии депрессии он покончил с собой.

Петражицкий понимает право как психический феномен. Право как элемент духовной жизни не вписывалось в традиционную систему психических явлений (сознание, чувство, воля). Петражицкий противопоставил ей свою классификацию. Он подразделяет элементы психической жизни на односторонне-пассивные (сознание и чувство), односторонне-активные (воля) и двусторонние, пассивно-активные, содержащие элементы и чувства, и воли. Последнему классу явлений Петражицкий дает название эмоций.

Эмоциям он приписывает исключительную роль в жизни человека: они управляют его телом и душой, вызывая определенные действия, представления и мысли, весь психофизический аппарат перестраивается в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных эмоций.

Петражицкий подразделяет эмоции на первичные и бланкетные.

К первичным относятся голод, сон, страх, они автономны от социальной среды. Это своеобразные инстинкты, пружины поведения, имеющие особые физиологические проявления в виде течения слюны, схватывания пищи, выделения желудочного сока и т.д.

Бланкетные эмоции связаны не с биологическими потребностями организма, а с поведением человека в обществе, и они направлены на других людей или само общество. На их основе начинают действовать только в том случае, если человек общается, если к нему обращаются с просьбами, приказами, запретами. Они обладают лишь своеобразным, мистически-авторитетным характером, переживаются как внутренняя помеха свободе, как принуждение в сторону того поведения, которое соответствует содержанию соответствующей эмоции.

Бланкетные эмоции, ведущие к нравственным и правовым обязанностям, Петражицкий называет этическими. Те обязанности, которые свободны по отношению к другим, по которым другим лицам ничего не принадлежит, не причитается со стороны обязанных, являются нравственными. Те же обязанности, которые осознаются несвободными по отношению к другим, закрепленными за другими, по которым то, к чему обязана одна сторона, причитается другой стороне как нечто должное, являются правовыми. “Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам как наше добро долг другого лица”. То, что с точки зрения одной стороны является ее обязанностью, с точки зрения другой – ее правом, с точки зрения третьего лица представляется как правоотношение между ними.

Этические эмоции – база для формирования соответствующих социальных норм. Те нормы, которые устанавливают по отношению к другим обязанности, авторитетно предписывают нам известное поведение, но не дают другим никаких оснований к притязаниям на исполнение, Петражицкий именует чисто императивными. Это нравственные нормы. Те же нормы, которые, устанавливая обязанности для одних, закрепляют за другими право притязания, он именует императивно-атрибутивными. Это правовые нормы.

В качестве примера правовой нормы – эмоции – Петражицкий называет уплату установленного вознаграждения рабочему или прислуге, которая “представляется не причинением особого добра, благодеянием, а лишь доставлением того, что ему причиталось, получением с его стороны “своего”, а неисполнение представляется причинением другому вреда, обидой, лишением его того, на что он мог притязать, как на ему должное”. Образцами нравственной нормы – эмоции – являются благотворительность, милостыня.

Психологическая интерпретация права, по мнению Петражицкого, делает юриспруденцию подлинно научной. Право существовало задолго до появления законодательства. Петражицкий называет его не “естественным”, а “интуитивным правом”. Это такой регулятор человеческого поведения, который приводит к реальному исполнению прав и обязанностей без каких-либо специальных внешних средств принуждения и сформулированных норм. Интуитивное право как первичный и древнейший вид права было в истории “бессознательно удачным массовым психическим приспособлением”. В нем выражалось переживание состояния “связанности” (обязанности) перед другими людьми, что позволяло приспосабливаться к социальному миру, сосуществовать, сотрудничать друг с другом, разрешать конфликты.

Обилие интуитивных прав (их столько, сколько существует индивидов) чревато конфликтами между людьми из-за своего права. Отсюда вытекает ценная сама по себе тенденция к позитивации интуитивного права, когда оно определяется “по однообразным для всех внешне распознаваемым признакам”. К ним относятся писаные и неписаные нормы, действующие в человеческом обществе. Это и нормы, установленные государством, и нормы, действующие в социальных группах, и различные правила игр, этикета.

Когда интуитивное право опирается на эти нормы как на внешний авторитет, то оно превращается в позитивное право. Позитивное право – двустороннее эмоциональное состояние, вытекающее из требований какой-нибудь социальной нормы. Для Петражицкого нормы позитивного права означают внешний авторитет, внешнюю силу, которая заменяет автономность эмоций личности.

В соответствии с разнообразными нормами Петражицкии классифицировал виды позитивного права. Обычаи (и правовые, и неправовые) составляют прецедентное право. Правила игр формируют позитивное “игорное право”. Правила, содержащиеся в научных сочинениях, – это “позитивное научное право”. Из правил преступных организаций возникло “право преступного мира”; признавалось “светское право” и т.д.

В качестве одного из видов позитивного права выделяется официальное право, т.е. нормы, созданные государством. К этому праву относились нормативно-правовые акты (“законное право”), а также судебные решения (“преюдициальное право”). Официальное право Петражицкий считал наиболее эффективным.

Однако все виды позитивного права, по Петражицкому, представляют “совершенно микроскопическую величину” в сравнении с тем необъятным множеством житейских случаев, которые регулируются интуитивным правом. Это право, руководствующееся такими принципами, как “действовать по справедливости”, “без лицеприятия”, “по доброй совести”, – весьма подвижно и гибко реагирует на веления времени. Его роль в жизни общества возрастает. Позитивное право, напротив, консервативно, шаблонно, склонно к окаменению, оно постоянно отстает от потребностей эпохи, поэтому интуитивное право должно оказывать на него влияние.

В ходе неизбежного конфликта между позитивным и интуитивным правом “осознание справедливости оказывает давление на разработку, толкование и применение права и является (мирно или революционно действующим) фактором создания, разрушения и изменения позитивного права”. Отсюда следовал вывод, что позитивное право, нарушающее “аксиомы” интуитивного права, утрачивает справедливый характер и подлежит отмене.

В этих взглядах отразился критический подход к праву царской России. Для преобразования последнего Петражицкий настаивал на необходимости особой науки – “политики права”. Он выдвигал план постепенных государственно-правовых реформ, воспитания, педагогики правовых эмоций, в духе Р. Иеринга призывал к борьбе за право, к формированию высокой юридической культуры чиновников и граждан. Своевременные реформы, полагал он, помогли бы избежать революционных катаклизмов.

Задачи политики права заключаются в “совершенствовании человеческой психики, в очищении ее от злостных антисоциальных склонностей, в насаждении и укреплении противоположных склонностей”. Действующая в каждый момент система права, по Петражицкому, является “преходящей ступенью социального воспитания” и должна быть по выполнении своей воспитательной функции заменена другой системой. Идеалом является достижение совершенного социального характера, “господства действенной любви в человечестве”.

Идеи Петражицкого вызвали волну критики со стороны известных юристов того времени, в том числе сторонников движения за возрождение естественного права. Оппоненты Петражицкого считали психологический подход к праву сомнительным с точки зрения науки, так как явления духовной жизни не имеют определенности. Однако новизна теории Петражицкого признавалась всеми. В среде либеральной интеллигенции призыв различать интуитивное и позитивное, официальное и неофициальное право прозвучал как колокол, так как просвещенная часть общества остро ощущала противоречие между существующим государственным строем и своими нравственными убеждениями.

Петражицкий содействовал обновлению правовой теории. Он критиковал юридический позитивизм за догматизм и апологетику действующего права. Определение права как явления психики, эмоции, не получило широкого признания. То, что Петражицкий понимал как собственно право, большинство современных юристов называет скорее правосознанием, индивидуальным или коллективным. Однако непреходящая заслуга Петражицкого состоит в том, что он привлек внимание к исключительной важности этого явления для правовой теории и практики, раскрыл его влияние на “официальное право”.

В методологии Петражицкого много недостатков. Увидев основу права в психике, он не задался вопросом, какие же факторы формируют психику, не обратился к анализу социально-экономической структуры.

Психологический подход не привел Петражицкого к правовому нигилизму. С оригинальных теоретических позиций он отстаивал либеральные идеи реформы законодательства, создания правового государства, развития демократии.

Психологическая школа права сохраняет авторитет до сегодняшнего дня и нуждается в дальнейшей разработке. В нашей стране в последние годы преодолевается односторонне-отрицательное отношение к ней, характерное для советского периода, начиная с 30-х гг., когда нормативистское понимание права приобрело официальный характер.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.