Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Естественно-правовая теория



Естественно- правовая теория происхождения государства и права, или теория естественного права - одна из старейших и наиболее распространенных правовых доктрин, усматривающая главный источник правовых норм в самой природе (вещей, человека, общества), а не в воле законодателя (как считают представители позитивизма юридического); поэтому право и закон могут не только не

совпадать, но в некоторых случаях даже противоречить друг другу.

Варианты теории естественного права в разные периоды истории и у разных мыслителей приобретали неодинаковое содержание и идеологическую направленность.

Отдельные положения естественно-правовой теории развивались еще в V- IV вв. до н.э. философамиДревней Греции. Характерными для этого периода развития государственно-правовой мысли в ДревнейГреции были споры относительно того. коренится ли право как таковое,

безотносительно к его видам и характеру, в самой природе вещей, "в вечном, неименном порядке мироздания", или же оно выступает какрезультат добровольного соглашения людей, как "человеческое установление", возникшее внеопределенном отрезке времени. Софисты в своих учениях исходили из

того, что в основе образованияправа нет ничего вечного, неизменного. Все, что называется "правом, или правдой", составляет результатсоглашения людей, искусственное изобретение человеческого ума.

Против подобного рода учений ивзглядов софистов решительно выступали величайшие мыслители

античности, греческие философы Сократ,Платон и Аристотель. Общая позиция, которая разделялась и

отстаивалась ими, заключалась в том. что невсе законы и не все права являются "искусственным

изобретением людей". Наряду с письменнымизаконами, порожденными людьми, существуют вечные,

неписаные законы, "вложенные в сердца людейсамим божественным разумом". В основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок,который господствует не только в человеческих отношениях, но и "во всем строе мироздания".

Подобные взгляды особенно четко прослеживались в учении Аристотеля. Все право он делил на две основные части: естественное и условное (волеустановленное) право. "Естественное право - то, котороевезде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право - то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается".

Место и роль естественного права в общей системе права древнегреческими мыслителями

определялись неодинаково. Одни авторы рассматривали его как неотъемлемую, причем равнозначную, составную частьвсего права. Другие -как основу положительного права или как стоящее над ним и вступающее в силу лишьпо временам, когда не действует установленное людьми положительное право.

У древнеримских юристов и философов под именем естественного права выступали то законы в

научном смысле, то ядро положительного права, неизменно встречающееся в праве каждого народа.

То, наконец,естественное право противопоставлялось общепризнанному положительному праву, например, в вопросе орабстве, которое, согласно воззрениям ряда римских авторов, противоречило природе, хотя и закреплялось всюду законами.

Среди римских юристов чрезвычайно широко было распространено мнение, согласно которому наряду сположительным правом, состоящим из jus civile (исконно древнеримским правом, регулировавшим отношения исключительно между римскими гражданами) и jus gentum (правом, регулировавшимимущественные отношения между римскими гражданами и перегринами) существует jus naturale -естественное право. Так же как и у древних греков, положительное право относилось к области подвижного,изменчивого права, создаваемого людьми, а естественное -к области неподвижного, вечного права,порождаемого самой природой и коренящегося в отношениях, возникающих между людьми.

Однако в отличие от многих древнегреческих римские юристы и философы почти всегда обращали особое внимание на то, что в ряде случаев положительное право почти неизбежно вступает в противоречие сестественным. Одно из таких противоречий проявляется, например, в том, что естественное право исходитиз свободы и равенства всех людей, из того, что среди них нет и не может быть различий по классовому идругим социальным признакам, нет и не может быть рабов и господ, а положительное право как раз и базируется на таких различиях.

Значительную эволюцию Е.п.т. претерпела в средние века. Сохраняя в основе своей прежние постулаты,среди которых на первом плане стояли вечность и неизменность природы человека, естественное право вто же время (особенно это проявилось в XIV-XVI вв.) в значительной мере ассоциировалось не с природным,а с божественным происхождением. Среди средневековых схоластов не было сомнения в божественномпроисхождении естественного права. Бесспорным для них было и то, что естественное право признавалосьдействующим, обязательным и стоящим выше всякого другого, положительного и обычного права.Сомнения и споры возникали лишь по поводу того, как соотносится естественное право с божественным,сливается ли оно с ним или только сопоставляется.

Наиболее плодотворным периодом в развитии естественного права и его теории, временем их расцвета внаучной юридической и философской литературе считаются XVII-XVIII вв. В этот период идеи естественногоправа активно использовались, развивались и поддерживались многими великими мыслителями ипросветителями. В Голландии - это Г. Граций и Спиноза, в Англии - Т.Гоббс и Дж. Локк, во Франции - Ж-Ж.Руссо, П. Гольбах, в России - Александр Радищев и др. Благодаря их усилиям сложилась школаестественного права, оказавшая огромное влияние на процесс дальнейшего развития как национального (врамках отдельных стран), так и международного права.

Естественное право в этот период рассматривается как некий образец, которому должно следоватьи которым должно заменить существующее, во всех отношениях несовершенное право. Оно представлялось ввиде кодекса правил, образующих некий политический и юридический идеал, который может быть выведенаприори из требований разума. Причем заранее устанавливалось, что все то, что хотя бы в малейшейстепени не согласуется с этим кодексом, должно быть как противное разуму изменено или упразднено. Притакой постановке вопроса обнаруживалась революционная (в социально-политическом и юридическомаспектах) направленность теории естественного права. В частности, как отмечали исследователи, учение оестественном праве послужило оправданием и лозунгом французской революции, восставшей противкоролевского строя, во имя "прирожденных прав человека". Идеи божественного происхождения государстваи права, а также их отдельных институтов, таких, например, как власть монарха, опровергались.

В начале XIX в. в развитии естественного права наступили кризисные явления, которые были обусловлены комплексом причин как внутреннего порядка, заложенных в самой Е.п.т., так и внешнего. Е.п.т. столкнуласьв Германии с новым течением мысли в лице исторической школы права; в оппозицию к естественномуправу в Англии стала утилитарная школа И. Бентама, положившая в свою основу не природу человека иобщества, а пользу, выгоду как критерии нравственности и движущую силу всех поступков человека. Теснаясвязь школы естественного права с революционными тенденциями XVIII в. вызвала неприязнь к ней игонения со стороны самых различных реакционных сил. Однако самый сильный удар идее естественногоправа, по мнению исследователей, был нанесен научным духом XIX в., его исторической, социальной и эволюционной точкой зрения.

С конца XIX в. и вплоть до настоящего времени Е.п.т. переживает новый период в своем развитии так называемый период возрожденного естественного права. Его отличительная особенность проявляется прежде всего в том, что оно не признает вечного, неизменного для всех времен и народов права. Оно исходит из того, что в мире существует естественное право только с исторически меняющимся содержанием. (Сказанное не означает, однако, что возрожденное естественное право не признает абсолютного идеала или критерия.) Среди других отличительных особенностей возрожденного естественного права - множественность направлений его развития и формирующих его частных теорий. Этопрежде всего неотомистские, экзистенциалистские, феноменологические и другие доктрины. Общим дляних является то, что они возникают и развиваются в рамках естественного права и имеют под собой одинаковую основу - объективный и субъективный идеализм. Естественное право выводится ими из: а) божественного порядка бытия (религиозные учения - неотомизм, неопротестанизм и др.); б)самореализации объективного разума и объективной идеи права (неогегельянство); в) априорных правовых субстанций и ценностей (феноменологическая концепция);

г) "природы вещей" какидеальной мыслимой формы, трактуемой с позиций методологического дуализма должного и сущего(неокантианство); д) существования человека (экзистенциализм);

е) "процесса исторического правопонимания", "живогоисторического языка" (герменевтика) и др. Следует заметить, что эти направления и подходы нередкопереплетаются между собой и дополняют друг друга.

В современных условиях развития Е.п.т. ее политический и идеологический аспекты значительно усилились, приобрели большую значимость по сравнению с прежними этапами. С помощью различныхположений Е.-п.т. в 30-40-е гг. XX в. в некоторых странах Германия,, Италия, Португалия и др.) сначалаоправдывались, а затем, после победы над фашизмом, повсеместно осуждались фашизм и тоталитаризм.

В РФ Е.п.т. фактически принята в качестве официальной государственно-правовой доктрины. Хотя Конституция РФ не содержит прямого упоминания о естественном праве(как в ряде зарубежных конституций), на естественно-правовой подход указывает, например, положение ч. 2 ст. 17 о неотчуждаемости прав, которые принадлежат каждому человеку от рождения. Это непосредственно означает, что никакая законодательная власть не может в принципе отменить ни одного из общепризнанных прав человека. В российских условиях конца XX в. доктрина естественного права особенно активно используется для оправдания восстановления частной собственности, социального расслоения, приоритета индивидуальных интересов над общественными.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.