Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура



Субъективное право и юридическая обязанность, взятые вместе, составляют юридическое содержание правоотношений.

Субъективное право — это вид и мера возможного (дозволенного) поведения управомоченного лица.

Основное его назначение состоит в формальной провозглашенности и государственной гарантированности возможности субъекта удовлетворить свою потребность установленном в законе способом.

Следует отметить, что далеко не все потребности относятся к жизненно необходимыми, социально-значимыми и удовлетворяются с помощью субъективных прав при обеспечивающей роли государства. Более того, некоторые потребности признаются обществом предосудительными, а их удовлетворение недопустимым (гомосексуальные). Индивидуальные интересы, ради которых субъект осуществляет свою деятельность не должны выходить за рамки интересов общества определяющего их социальную ценность. При этом, личный интерес должен быть сбалансирован с иными конкурирующими интересами и реализован общественно полезным способом не нарушая общественную нравственность, не причиняя ущерба окружающей среде и т.д.

Задача законодателя в том и состоит, чтобы определить содержание потребности и установить юридические гарантии дозволенного поведения по еѐ удовлетворению.

Таким образом, определѐнная потребность удовлетворяется с помощью определѐнного субъективного права. Его назначение определяется доктриной, принципами права, действующим законодательством и правоприменительной практикой. В них осмысливаются и юридически закрепляются субъективные потребности, продиктованные временем. Субъективное право указывает на те потребности, которые можно удовлетворить, опираясь на поддержку государства.

Осуществление права вопреки его назначению должно признаваться правонарушением.

Содержание субъективного права:

а) возможность определить собственное поведение управомоченного лица;

б) возможность требовать соответствующего поведения от обязанной стороны;

в) возможность обратиться к компетентным органам за защитой нарушенного права;

г) возможность пользоваться на основе данного права определенными социальными благами.

Перечисленные элементы отражают разную функциональную направленность субъективного права в ответ на изменение жизненной ситуации.

Содержание конкретного субъективного права раскрывается с помощью правомочий. Правомочие это законодательно закреплѐнный элемент субъективного права конкретизирующий свободу возможного поведения участника правоотношения. Количество таких правомочий зависит от степени сложности и значимости представительного права. Некоторые субъективные права сводятся по существу к одному правомочию, а в некоторых их гораздо больше, так в праве собственности их три (владение, пользование и распоряжение), а в социально-политических около десятка. Наглядным примером тому может послужить право на свободу слова предполагающие возможность высказываться в печати, по радио и телевидению, критиковать недостатки и т.д. Причем субъективное право наделяет субъекта определенными полномочиями для достижения социально полезной цели определенным способом. Выражаясь в форме императивно или диспозитивно предлагаемого набора определенных действий или бездействия, способ соединяет возможности общества с потребностями субъекта, выступающими в виде цели его деятельности. Способы осуществления правомочий, во многом зависят от содержания этих правомочий. По форме они могут быть как устно, так и письменно зафиксированными. По содержанию они могут быть как идеальными, выраженными в юридических актах, так и реальными, выраженными в действиях конкретных субъектов. Они могут устанавливаться и законодателем, и соглашением сторон (брачный договор), и правоприменителем ( общение с ребенком);

Иногда субъективное право отождествляется с правоспособностью. Однако, правоспособность это лишь необходимая предпосылка для обладания субъективным правом. Она абстрактна и от неѐ нельзя отказаться. Это потенциальная возможность на обладание реальным правом (каждый гражданин способен унаследовать миллиардное состояние, но…). Субъективное право всегда конкретно и детально определено, от него можно отказаться или передать другим.

Следует отметить, что субъективное право способно далеко не в полной мере отразить все существующее многообразие позитивных стремлений субъектов, (сфера дозволенного поведения гораздо шире субъективных прав, предоставленных законодателем. Поэтому в теории и на практике наряду с субъективным правом (существенно дополняя содержание правоотношений) широко используется понятие законного интереса.

Его своеобразие довольно противоречиво и состоит в том, что разрешенное стремление субъекта удовлетворить свою социально значимую потребность, не получив конкретного закрепления в законодательстве, в то же время не противоречит существующему праву в целом.

В силу огромного многообразия и невысокой общественной значимости некоторых интересов, законодатель не в состоянии определить их конкретного содержания и не видит необходимости закрепить эти интересы в виде общеобязательной модели поведения, выраженной в норме права.

Однако, признавая позитивный характер предпринятых стремлений, он требует их уважения всеми и признает возможность охраны и защиты от действий, препятствующих удовлетворению. В то же время это требование не доходит до выражения в форме возложения конкретной обязанности на определенных субъектов, обеспечивающих удовлетворение этих интересов своими деяниями. Для иллюстрации сказанного достаточно сопоставить субъективное право гражданина на ежегодный отпуск с его законным интересом на проведение отпуска только в определенный месяц.

Дозволить что-либо одному вовсе не означает одновременно обязать другого.

Дозволенное действие только тогда становится правом, когда запрещаются действия, мешающие осуществлению дозволенного поведения, и устанавливается обязанность иных субъектов обеспечить это поведение. В субъективном праве дозволенное поведение доведено до уровня гарантированной государством возможности удовлетворения определенного интереса с помощью возложения соответствующей обязанности на контрагентов.

Следовательно, субъективное право устанавливается не столько дозволением, сколько возложением обязанности и запрета, которые, адресуясь к другим субъектам, обеспечивают его реализацию и, подчеркивая социальную значимость данного права, утверждают его юридические свойства. При этом реализация законных интересов может послужить необходимым условием осуществления субъективных прав.

Следует отметить, что при определенных условиях (когда государство не только официально признает повышающуюся значимость интереса, но и обеспечивает его удовлетворение, когда принятая норма начинает детально регламентировать поведение субъектов, которое до этого лишь соответствовало духу и принципам права) законный интерес может трансформироваться в субъективное право и наоборот. Наглядным примером может послужить трансформации законодательной инициативы Генеральной прокуратуры РФ, которая была выражена в прежней Конституции РСФСР в качестве субъективного права в законный интерес по действующей Конституции РФ.

Следует иметь в виду, что субъективное право не только вид, но и мера возможного поведения. Государство устанавливает определенные границы, меру использования предоставленного права. Нарушение этих границ, выразившееся в злоупотреблении правом, может составить содержание правонарушения.

Субъективное право обеспечивается не только законом, но и корреспондирующими обязанностями других лиц. В противном случае это не субъективное право, а простая дозволенность.

Юридическая обязанность — это вид и мера должного (требуемого) поведения правообязанной стороны.

Базовой основой обязанности, как и субъективного права, является справедливость, которая способна подчинить поведение человека общественно необходимой потребности и без государственного принуждения. Поэтому в содержании юридической обязанности диалектически сочетаются государственное веление и морально-идеологической императив, нравственное долженствование. Ведь формирование и осознание должного, внешнего обвязывание невозможно без внутренней самооценки положения субъекта в социальной среде основанной на использованной категории совести справедливости, вины, долга и ответственности. Таким образом, юридическая обязанность является одновременно и результатом оценки и эталоном оценки полведения в будущем. Содержание юридической обязанности является как бы обратной стороной структуры субъективного права и также включает четыре элемента:

а) необходимость совершать определенные действия в пользу управомоченной стороны или воздерживаться от них;

б) необходимость для правообязанной стороны отреагировать на обращенные к ней законные требования управомоченного;

в) необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований;

г) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право.

Слагаемые юридической обязанности — это своего рода отдельные долженствования — подобие правомочий в субъективном праве.

Субъективное право одних лиц не может реализовываться иначе, как через обязанности других. Обязанность со своей стороны также не может существовать сама по себе, она предполагает другую сторону, которая могла бы требовать ее исполнения. Как нет прав без обязанностей, так нет и обязанностей без прав — в этом суть юридического содержания правового отношения, да и правопорядка в целом. Ведь демогогическое провозглашение субъективных прав не обеспеченных юридическими обязанностями превращает их в ничто, принижая социальную ценность действующего права и стимулируя проявления правового нигилизма среди населения. Субъективное право является важнейшим средством распределения социальных благ и удовлетворения насущных потребностей. В свою очередь, при преувеличение социальной ценности юридических обязанностей как своеобразного долга личности, право превращается в дубинку тоталитарной власти. Вот почему и в содержании права в целом и в содержании конкретных правоотношений должен поддерживаться объективно необходимый баланс прав и обязанностей, позволяющий на основе взаимного компромисса добиться удовлетворения интересов всех заинтересованных участников общественных отношений.

Наглядным примером может послужить ст. 30 Закона «О защите прав потребителей», где отмечается . что недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. Этот срок должен способствовать потребителю использовать в должном объеме свое право, а исполнителю выполнять обязанность перед потребителем. Поэтому назначенный срок должен быть таковым, чтоб исполнитель мог реально выполнить предложенную работу. Таким образом, субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, определяя их поведение находиться в постоянном движении, динамике. Даже в результате юридически значимого бездействия меняется положение субъекта поскольку меняется окружающая действительность, а вслед за ней конкретное содержание прав и обязанностей. Их объем, условия реализации, гарантии, степень защиты и т.д. Не могут оставаться неизменными, поскольку нет и не может быть абсолютно одинаковых жизненных ситуаций и участвующих в них субъектов. В такой ситуации права и обязанности выполняют свою мотивационно- побудительную роль, вызывая заинтересованность и субъектов и развивая их активность и инициативу.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.