Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теории естественного права



17-18 вв. характеризовались господством естественно-правовой теории.(Аристотель, Цицерон, Ф. Аквинский, Руссо, Гегель, Нерсесянц).

В основе этой теории – признание дуализма права. Естественное право воплощается в идеях и принципах свободы, нравственности, справедливости и т.д, которые не формируются государством, а адекватно отражаются в самом сознании человека.

Первичное правовое явление – правосознание. Правовые тексты не отрицаются, но они вторичны. Естественное право воспринимается в качестве эталона, а позитивное право в большей или меньшей степени должно стремиться и соответствовать естественному праву.

Э.Аннерс: эта теория периода революций, отрицание прошлых отживших правовых ценностей.

Носыров: «теория кувалды».

Сорокин: сумма исходящих от природы человека всеобщих гуманных принципов. Это прирожденные и неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, сопротивление гнету, жизнь, стремление к счастью, неприкосновенность частной собственности. Эти права должны защищаться независимо от государственного признания и официального оформления. Достоинства: позитивное право не должно противоречить естественному праву; право действительно связано с духовно-моральными ценностями, которые в немалой степени носят общечеловеческий характер; сторонники подхода обратили внимание на роль содержания права, которое сводили к изначальной природе человека. Недостатки: в данном подходе недооценивалась форма права и значение государства в защите правопорядка; для того, что бы называемое естественное право работала нужна высокая правовая культура субъектов права. Иначе определять меру справедливости в решении конкретного спора проблематично; из всех естественных прав человека в действительности, начиная с 18 в, работает неприкосновенность частной собственности.

2) Нормативистская теория права.

(Кельзель, И.Кант, Новгородцев, С.С. Алексеев.)

После периода революции начинается процесс стабилизации и наведением общественного порядка – на первый план выдвигается – юридический позитивизм.

Наступает время не идеологов естественного права, а юристов – практиков. Благодаря представлением этой концепции в западных странах были разработано, согласованно, непротиворечивое законодательство, создана эффективная система правоохранительных органов, общество воспитано в духе уважения формальных правил поведения.

В соответствии с этой установкой юридический позитивизм отказался от дуализма права и считает, что право воплощается только в законах и иных источниках, исходящих от государства.

Для Дж. Остина право – это нормативный приказ государства.

Не отрицается идея нравственности, справедливости, свободы, но считают, что они уже нашли воплощение в законах и поэтому в юридическом диалоги ссылки необходимо делать на закон.

Сорокин: недостаток в том, что содержание право игнорируется, а все выявленные признаки касаются исключительно его формы.

В формально – юридическом направлении позитивизма стали проявляется негативные черты (во 2 половине 19 в.): догматизм, этатизм, формализм.

3) реакцией на недостатки юридического позитивизма стало возникновение социологического направления (социологического позитивизма) – Иеринг, Муромцев.

Содержание правовых норм не определяется государством и законодатель лишь фиксирует в законах уже возникшие правовые нормы.

Представители этого направления расходились лишь в определении социального явления, которое и определяет содержание правовых норм.

Право определяется через интерес (Иеринг).

В рамках этой концепции и сложилось установка на развитие судейского права. Для выявления реально действующего права самой общественной жизни необходимо предоставить судьям право на судебное усмотрение.

При этом в отличии от естественно-правовой концепции представителя социального направления считали, что основная цель права не просто реализовать начала справедливости и нравственности, а достичь социального компромисса.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.