Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 28.Структура норм права и способов их изложения



 

Лекция Насыров:

Любая норма прав содержит все три элемента. Они не всегда указываются в тексте в силу юр. техники. Какие элементы должны содержатся в нормах УП. Гипотеза там предполагается (она адресована потенциальным субъектам УП. Норма права и равна конкретной статье.

 

УЧЕБНИК:

Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер Штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф...)..

Выделение того или иного структурного элемента нормы происходит только при самостоятельном его функционировании в виде особого правила. Причем качество самостоятельного правила сохраняют и "усеченные нормы", и нетипичные нормативные положения

Таким образом, структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

Далеко не все статьи или пункты того или иного нормативного акта содержат все названные элементы структуры правовой нормы. Так, статьи особенной части уголовного кодекса указывают только вид преступного деяния и его признаки, а также вид и меру уголовного наказания за его совершение. Само правило поведения, а именно запрет всякого преступления, вытекает из включения статьи о нем (или ее части) в Уголовный кодекс. Отсюда вытекает построение статей особенной части УК до структуре "правоохранительных", или "карательных", норм: "за такое-то правонарушение — такое-то наказание (или взыскание)".

Статьи Гражданского, Трудового, Земельного, Семейного и других кодексов и законов, напротив, содержат главным образом развернутую регламентацию прав и обязанностей участников отношений и условий, при которых они действуют, т. е. диспозиций и гипотез соответствующих норм. Подобные нормы носят позитивно-регулятивный характер, т. е. направлены на детальное регулирование прав и обязанностей участников отношений, других позитивных предписаний о содержании дозволений, обязанностей или запретов, а также условий их возникновения, изменения или прекращения. Санкции к этим нормам обычно выделены в особые статьи, главы и даже разделы названных кодексов или других актов. Примером могут статьи ГК о защите права собственности, о взыскании Убытков за невыполнение обязательств, о возмещении за причиненный вред, которые были приведены ранее. В юридической литературе высказываются мнения о том, что регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а правоохранительные — из диспозиции и санкции.

 

27. Юридическая техника: понятие, содержание и требования.

 

Юр. техника – это система технологических правил написания и оформления правовых актов.

Требования юр. техники к оформлению юр. документов:

1) каждый документ имеет определенную структуру (например: законы состоят из статей, а постановления Правительства из пунктов).

2) любой НПА должен включать следующие обязательные реквизиты: название, наименование, указание на орган, издавший этот акт, дата принятия, опубликования, дата вступления в силу.

3) каждый документ должен содержать преамбулу, т.е. указание на цели и задачи принятия этого документа.

4) текст правового документа организуется таким образом, чтобы поиск нужной нормы был максимально упрощен (короткие абзацы, нумерация цифрами и буквами).

Требования к стилю изложения правовых актов:

1) используемый язык должен быть официальным, наукообразным (научным), лишенным художественных оборотов, гипербол, жаргонизмов, необходима однозначность и общепринятость используемых слов.

2) иностранные слова и термины используются в крайнем случае, когда без этого не обойтись.

3) формулы, используемые в правовых нормах должны обладать логической завершенностью и полнотой правила поведения. (лекция Сорокина).

Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большой мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и терминов. Этому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативно-правовых актов.

Итак, юридическая техника - это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Именно последний и использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

Необходимо отметить, что уровень развития юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Несомненно также и то, что юридическая техника не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий определения сущности права, критерий направленности политической воли законодателя.

Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Назовем наиболее общие из них:

1) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

2) логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

3) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства. (учебник Корельский, Перевалов).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.