Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Законодательный процесс в РФ. Его стадии и особенности



Законодательный процесс - это явление государственной, общественной жизни, присущее любому демократическому обществу. Продуктом законодательного процесса являются нормы права, облеченные в форму закона, что подчеркивает важность изучаемого явления в правовом демократическом государстве, одним из фундаментальных признаков которого является верховенство закона.

В настоящее время в России сложилось несколько подходов к содержанию законодательного процесса, а также к термину, определяющему указанное явление.

1.Так, ряд авторов сводят понятие процесса к деятельности законодательных органов государственной власти по рассмотрению законопроектов, принятию и обнародованию законов, внесению в них изменений и отмене законов.2. Другие исходят из определения законодательного процесса как совокупности стадий, следующих одна за другой, а именно принятия, одобрения и обнародования законов Российской Федерации Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ.Эти подходы в любом случае сводятся только к деятельности законодательных органов государственной власти по созданию закона. Объяснением данного подхода, вероятно, может служить историческая традиция подобного понятия, а именно непризнание советским государственным правом принципа разделения властей. Представляется, что подобная позиция не отвечает современным реалиям, а потому необходимо выработать новый подход.

В обоснование данной точки зрения - Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П. Исходя из смысла положений указанного дела, становится ясно, что Президент РФ является участником законодательного процесса в РФ посредством стадий подписания и обнародования закона. Следует учесть аналогичную практику и в субъектах Российской Федерации, где подобные функции исполняет глава исполнительной власти в субъекте РФ.

Российская Федерация относится к группе стран с широким перечнем субъектов законодательной инициативы в федеральном законодательном процессе, для сравнения уместно привести пример Соединенных Штатов Америки, где законодательная инициатива может быть реализована только парламентариями. Некоторые авторы говорят о так называемом упадке законодательной инициативы парламентариев, о тенденции к усилению инициативности органов исполнительной власти. Не исключается такая тенденция и в Российской Федерации.Помимо указанных субъектов проблемным статусом в России обладает народная законодательная инициатива, применяемая в ряде стран. В связи с этим нельзя не отметить Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива". Небезосновательно полагать, что демократизация процесса в контексте указов, а также концепции общественной экспертизы проектов - это тенденция развития законодательного процесса в РФ. Помимо права законодательной инициативы ряд субъектов обладают значительными полномочиями на других стадиях процесса. Огромную роль в федеральном процессе играет Президент РФ на стадии подписания принятого закона, при возможности применения отлагательного вето, возвращения законопроекта в парламент без рассмотрения, а также при обращении к Федеральному Собранию РФ с посланием, в котором, по сути, содержится план законопроектной работы Президента РФ. Правительство РФ имеет ряд полномочий по вынесению заключения на законопроекты по финансовым вопросам. Участника

Приведенные выше положения доказывают несостоятельность традиционных подходов к понятию законодательного процесса в современных условиях ввиду усложнения субъектного состава процесса, включения в него не только органов законодательной власти, но и других ветвей власти, а также общественности и увеличения количества стадий при осуществлении процесса, в том числе факультативной стадии всенародного обсуждения. Способствует усложнению понятия законодательного процесса тенденция интенсификации федеративных отношений, выражающаяся в наличии особенных видов законодательного процесса на уровне субъектов Российской Федерации.

Так, законодательный процесс - это деятельность определенных Конституцией РФ, федеральными законами, а также законами субъектов РФ, их конституциями и уставами, субъектов, связанная с реализацией права законодательной инициативы, включая рассмотрение, обсуждение, в том числе с привлечением общественности, принятие, подписание и обнародование, изменение и отмену законов Российской Федерации о поправке к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также конституций, уставов изаконов субъекта Российской Федерации.(Пискунова Е.А.).

Стадии законтворческого процесса: - законодательная инициатива; - обсуждение законопроекта; - принятие закона; - обнародование.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.