При анализе причин правонарушений нужно исходить из признания их социальной природы. Правонарушения как массовое явление ; появились лишь в определенных социальных условиях.
На общесоциальном уровне рассматриваются в единстве все имеющиеся факторы действия, на криминологическом — анализируются категории отдельных правонарушений, на уголовно-правовом — исследуются причины и условия применительно к конкретному, индивидуальному случаю.
Анализируя правонарушения на общесоциальном уровне как разновидность социальных отклонений, следует использовать различные подходы: философский, социологический, психологический.
Социологический подход при исследовании причин правонарушаесмости предполагает изучение социальных отклонений на более конкретном уровне. Важным является изучение образа жизни различных социальных, профессиональных, возрастных групп населения. Социологические и криминологические исследования показывают, что деформации в образе жизни человека могут отрицательно повлиять на его поведение, а именно: оказаться источником конфликтов: вызвать отклонение от тех нравственных ценностей, которые характерны для российского общества в целом; ослабить социальный контроль, что облегчает совершение антиобщественных действий; затруднить реализацию тех законных возможностей, которые отвечают интересам субъекта. В целом это не означает неизбежности отклоняющегося поведения, но требует проведения соответствующей профилактической работы.
Право и мораль.
Связь м/у правом и моралью обусловлена той ролью, кот мораль играет в системе нормативного регулирования. В сравнении с иными социальными нормами у морали наиболее широкая сфера действия.
Мораль (нравственность) есть особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Мораль (нравственность) воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием правомерного поведения.
Мораль имеет естественное историческое происхождение, неотделимое от самой жизнедеятельности людей, в процессе кот апробированные опытом человеческого общежития ценности и идеалы закрепляются в общественном и индивидуальном сознании в виде определенных взглядов, нравственных представлений и ожиданий. В отличие от права мораль не знает разграничения на объекты и субъекты. Субъект формирует эти нормы и сам же обращает их на себя.
Право и мораль по-разному оценивают поведение. Мораль оценивает поступки и действия людей с позиции моральных императивов "добрые" и "плохие", "справедливые" и "несправедливые", "честные" и "бесчестные", "добросовестные" и "недобросовестные" и т.д. Оценочными критериями права выступают "правомерное" и "неправомерное", "законное" и "незаконное", "юридически допустимое" и "юридически запрещенное".
У морали в отличие от права нет специализированных проводников ее норм и принципов. Мораль воспроизводится силой убеждений, привычек, нравственного долга и т.п. Право применяется специальными учреждениями государства с использованием специальных средств и механизмов.
От морали право отличается гос. обеспеченностью. В этом заключено его принципиальное отличие не только от морали, но и от всякого иного социального регулятора.
право и мораль оказывают взаимное влияние друг на друга. Формула такого влияния может быть выражена следующим образом: мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах безнравственных поступков. Отступление от этих требований ведет к тому, что нормы права вступают в противоречие с моралью (нравственностью).
Влияние морали на право повышает его авторитет, усиливает регулятивный потенциал. Моральные требования непосредственно вплетены в ткань права. В частности, нравственные нормы включены в регламентацию правил допроса, личного обыска, освидетельствования, следственного эксперимента.
Одним из каналов воздействия морали на право является закрепление в законодательстве определенных нравственных требований к лицам, применяющим право. Так, уголовно-процессуальный закон формулирует нравственные требования к присяжным заседателям в их клятве, требуя честного и беспристрастного исполнения ими обязанностей, разрешения дела "по своему внутреннему убеждению и совести, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку" (ст. 443 УПК РФ).
Влияние права на мораль, его (права), так сказать, моральный долг заключается в том, чтобы утверждать и проводить в жизнь требования социальной справедливости, выступать гарантом прав и свобод, инструментом утверждения приоритетов и ценностей личности. "Закон, - как подчеркивал Иммануил Кант, - предписывает не только легальность, но и моральность".