Религиозные нормы есть разновидность соц норм, установленных разл вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру.
Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юр. установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом Завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают в некот случаях в качестве источников права.
В то же вр м/у правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация(Придание светского хар-ра) общественной жизни" утверждение свободы совести одновременно означают, что сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания Торы распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - на исповедующих ислам и т. д.
Различны механизмы действия религии и права. В частности, нормы религии (в особенности эстетические) обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет или, как сказали бы философы и богословы, "трансцендентное миру начало".
Влияние права на религию имеет место, хотя оно в известной мере достаточно специфично. Конституция РФ (ст. 14) гарантирует свободу совести и вероисповедания, равноправие конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. Новое уголовное законодательство устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания (ст. 148 УК РФ). В то же время право не должно быть безучастно к причудливым формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли "гуру", "мастера", "учителя" и стоящих за ними темных сил.
Действующий УК РФ содержит специальную норму, в соответствии с которой создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а равно участие в деятельности такого объединения караются уголовной ответственностью (ст. УК РФ).
Большинство совр гос-в провозглашаются светскими. Однако светскими не значит атеистическими. Более того, законодательство большинства гос-в закрепляют право каждого на свободу вероисповедания.
Религиозные орг-ии юридически отделены от гос-ва. Специфика взаимодействия религиозных организаций и государства заключается в том, что религия — личное дело каждого гражданина, религиозный человек за идею, связанную с его убеждениями, может пойти на серьёзные действия, в том числе на преступления.
Само место религиозных организаций в совр государстве представляется в качестве важнейшего института гражданского общества, кот, с одной стороны, может совместно с государством бороться с проблемами, кот существуют в обществе, а с др стороны, представляет собой некий «проводник морали», формирующий правоисполнительное поведение в обществе.
Ценности права.
В совр обществе право представляет не только ценность, но и инструмент разрешения противоречий в различных сферах общества, но также как развивающее средство.
Под ценностью права принято понимать его способность служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых потребностей индивидов и общества в целом, утверждать справедливые и гуманные начала во взаимоотношениях личности и власти, выступать силой, противостоящей произволу.
Их осн и специфической функцией является регулятивная. Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления соц порядка и дисциплины, нормального функционирования общества.
Виды:
В иерархии прав ценностей особое место занимает идея права как идея свободы и права как формы свободы. Свобода представлялась ценностью для людей в разные эпохи и в разных формах.
Правовая свобода есть разрешение совершать определенные действия, не заботясь о том, соответствует ли это разрешение действовать реальной возможности.
Фактическая свобода сводится к возможности делать и выбирать то, что хочешь.
Юридическая свобода имеет в своей основе свободу выбора. При этом свободой называется, во-первых, сам факт выбора, и во вторых, непредсказуемость того, что именно он выберет. И чем больше он имеет выбор, тем больше он имеет свободы.
Право – это мера реализации свободы и в то же время – норма политической справедливости, т.е. право – это нормативно закрепленная справедливость.
Сосуществование людей на почве взаимного признания прав и свобод и представляет справедливость. Она выступает особым механизмом, поддерживающим меру равновесия правовых ценностей и относительно определяющим момент доминирования при конфликтном столкновении этих ценностей. Современные процессы глобализации привели к обоснованию универсальной справедливости. В содержании универсальной справедливости включается: а) требование равенства («действовать одинаково в одинаковых условиях»);
б) требование непредвзятости и запрет произвола;
в) требование равновесия между утратой и приобретением («справедливый обмен»).
69. Понятие и структура юридической деятельности.
Юр деят-ть – это деятельность, направленная на издание, толкование и реализацию юр предписаний, организованная в единстве с уже накопленным социально-правовым опытом.
Под структурой юр деят-ти понимают такое соотношение элементов и связей в системе, кот обеспечивает ей единство, целостность, а также сохранение объективно необходимых функций и свойств при влиянии на нее различных факторов действительности.
Элементами являются:
1) объект практики. Это то, на что направлены юр действия и поступки ее субъектов и участников. Ими могут быть как мат-ые, так и немат-ые блага, общественные отношения и конкретные поступки (или бездействие) людей, иные явления и предметы, включенные в соотв юр процесс и призванные удовл-ть общественные и личные потребности и интересы;
2) юр действия, такие, кот влекут за собой правовые последствия для участников правоотношений;
3) средства практики – это явления и предметы, посредством кот происходит обеспечение достижения цели;
4) способ – установленный путь достижения запланированной цели посредством опред-ых средств и при присутствии соответствующих условий и предпосылок деятельности;
5) результат, воплощающий в себе итог юр операций, позволяющий удовлетворить индивидуальную или общественную потребность;
6) формы юр практики – это способы организации, существования и внешнего выражения содержания. Различают распорядительную, интерпретационную, правотворческую, правоприменительную (правореализационную) и др типы практики.
Кроме того, каждый вид юр практики обычно подразделяют на определенные виды и подвиды.Н-р, в правоприменительном типе практики различают след виды:
1) оперативно-исполнительную;
2) юрисдикционную (ее подвиды: правоохр, карательная и др.).
По субъектам юридическую практику можно разделить: 1) на законодательную; 2) судебную; 3) следственную; 4) нотариальную и др.