Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура нормы права. Норма права и статья закона



Структура нормы права – упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих её функциональную самостоятельность.

Таких элементов три: 1) гипотеза – элемент права, указывающий на условия её действия, применения, которые закрепляются путём юр. фактов. По характеру содержания различают общие и конкретные условия действия нормы. По степени определённости общая гипотеза может быть абсолютно определённой (указывает факты, которые обусловливают действие нормы), абсолютно неопределённой (не указывает никаких фактов, а предоставляет право огв в необходимых случаях применять юр. норму) и относительной (содержит указание на ограничительные условия действия нормы). По степени сложности гипотезы могут быть однородными (указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юр. нормы) и составные (необходимо наличие или отсутствие 2-х и более обстоятельств)

2) диспозиция – элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юр. фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, её ядром. По способу описания диспозиции делятся на простые (указание деяния без описания его признаков), описательные (содержащие признаки правомерного либо противоправного поведения. к примеру, ч. 1 ст. 209 УК РФ даёт понятие бандитизма). По юр. направленности выделяются предоставительно-обязывающие (содержат двусторонние правила поведения, например, арендатора и арендодателя), обязывающие (указывают вид и меру поведения обязанного лица, например, должник по договору займа), управомочивающие (указывают вид и меру возможного поведения, к примеру, избирателя), рекомендательные (указывают на желательность либо целесообразность того или иного поведения, в котором заинтересовано общество и государство), запрещающие (указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юр. отв-ть, например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии).

3) Санкция – элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть негативными (штраф, неустойка), позитивными (гос награда, премия).

Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкций бессильна.

Виды норм права.

Классификация позволяет более четко обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.

Основные виды правовых норм:

1) в зависимости от содержания:

    • исходные - определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);
    • общие - присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
    • специальные - относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности):

    • конституционные,
    • гражданские,
    • административные,
    • земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера:

    • материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.):
    • процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования:

    • императивные (содержащие властные предписания);
    • диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
    • поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);
    • рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия:

    • постоянные (содержащиеся в законах);
    • временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций:

    • регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанностиграждан, президента, правительства и т.д.) и
    • охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм:

    • общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ);
    • специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы:

    • абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность);
    • относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и
    • альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, илиисправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия:

    • общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ),
    • региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и
    • локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы:

    • правовые нормы законов;
    • правовые нормы подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования:

    • управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств),
    • обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и
    • запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества:

    • принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и
    • негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.