Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Закон как основная форма бытия права: понятие, признаки, виды



Закон - это нормативный правовой акт,

    • принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом,
    • выражающий волю народа (спорно),
    • обладающий высшей юридической силой и
    • регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона (из определения):

    1. это юридический документ, содержащий нормы права;
    2. является результатом правотворческой деятельности высшего законодательного органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа (референдума);
    3. регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе;
    4. обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы (подзаконные акты);
    5. является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства.

Виды законов

1) по их юридической силе:

    1. Конституция РФ,
    2. федеральный конституционный закон,
    3. федеральный закон,
    4. закон субъектов Федерации;

2) по субъектам законотворчества:

    1. принятые в результате референдума;
    2. принятые законодательным органом;

3) по предмету правового регулирования:

    1. конституционные,
    2. административные,
    3. гражданские,
    4. уголовные и т.п.;

4) по сроку действия:

    1. постоянные;
    2. временные;

5) по характеру:

    1. текущие;
    2. чрезвычайные;

6) по сферам действия:

    1. общефедеральные;
    2. региональные;

7) по содержанию:

    1. экономические,
    2. бюджетные,
    3. социальные,
    4. политические и т.п.;

8) по степени систематизации:

    1. обычные,
    2. кодификационные - ГК РФ, УК РФ и т.д.;

9) по объему регулирования:

    1. общие,
    2. специальные и т.д.

Нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации.

Нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ являются одними из видов подзаконных нормативных актов.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Виды подзаконных актов

    1. указы Президента РФ;
    2. постановления Правительства РФ;
    3. приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;
    4. решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур);
    5. решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.);
    6. нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;
    7. локальные нормативные акты.

Нормативные акты Президента Российской Федерации

К нормативным актам Президента РФ относятся:

    1. указы;
    2. распоряжения.

Указы Президента РФ

Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Отсюда следует, что указы и распоряжения президента относятся к числу подзаконных актов, то есть могут быть отменены законом.

Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

Своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерации связано с его компетенцией. Они не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным нормативным актам.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Виды указов президента:

1) В зависимости от характера полномочий Президента:

    • указы в границах собственных полномочий;
    • указы на основе полномочий, делегированных парламентом;
    • указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора).

2) По юридической значимости:

    • нормативные (содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер);
    • правоприменительные (носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления - о назначении на должность, присвоении звания и т. д.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.