Для питания раздельных контуров тормозной системы и поддержания давления не ниже 0,55 МПа (5,5 кгс/см2) в случае их повреждения используется одинарный защитный клапан.
Клапан состоит из корпуса 9 (рис. 8) и крышки корпуса 5, между которыми закреплена диафрагма 8. Давлением пружин 3 и 4 через поршень 6 диафрагма опускается вниз, закрывая канал в корпусе. В корпусе установлен обратный клапан 13 с пружиной 11.
а б
Рис. 8. Одинарный защитный клапан:
а – положение при давлении в системе ниже 0,55 МПа (5,5 кгс/см2); б –рабочее положение; 1 –регулировочный винт; 2 – тарелка пружины; 3 – наружная пружина; 4 – внутренняя пружина; 5 – крышка; 6 – поршень; 7 –шайба; 8 – диафрагма; 9 – корпус; 10 – кольцо клапана; 11 – пружина клапана; 12 – втулка; 13 – обратный клапан; Л, Б – выводы; а — кольцевая выточка
Корпус клапана разделен перегородкой на две части и имеет два вывода. Вывод А соединен с компрессором, вывод Б – с воздушным баллоном. Под диафрагмой в корпусе имеется кольцевая выточка а, которая через отверстие в корпусе соединяется с выводом А, а через сверление в перегородке – с выводом Б. Со стороны вывода Б установлен обратный клапан 13. Диафрагма 8 одновременно выполняет функции перепускного клапана. Защитные клапаны отрегулированы таким образом, что в первую очередь за-полняются баллоны контуров рабочих тормозов и только после них заполняется сжатым воздухом баллон контура управления пассажирскими дверями. Для регулировки клапанов имеется регулировочный винт 1 с контргайкой, который через тарелку 2 воздействует на пружины 3 и 4.
При отсутствии давления поршень 6, выполняющий функции перепускного клапана, и обратный клапан 13 закрыты (рис. 8, а).
После запуска двигателя и начала работы компрессора давление воздуха начинает возрастать, и, когда оно достигает величины 0,55 МПа (5,5 кгс/см2), диафрагма 8 поднимается, сжимая пружины 3 и 4. Сжатый воздух проходит через канал, поступает к обратному клапану 13, открывает его, сжимая пружину клапана 11, и через вывод Б наполняет воздушный баллон соответствующего контура рабочих тормозов или контура управления пассажирскими дверями (рис. 8, б). В таком положении клапаны будут находиться все время, пока давление в приводе будет выше 0,55 МПа.
Если произойдет повреждение привода или остановится двигатель и давление упадет ниже 0,55 МПа (5,5 кгс/см2), то под действием пружин закроются оба клапана, и в системе сохранится сжатый воздух, которого хватит для двух-трех торможений автобуса с помощью усилителей, а также для открывания пассажирских дверей. После того как воздух будет израсходован, остановить автобус можно только стояночным тормозом, который имеет механический привод и действует на задние колеса.