Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос №58. Виды социальных норм



Социальные нормы. Это правила поведения, регулирую­щие отношения между людьми. Это своего рода образцы, стан­дарты, масштабы поведения одного человека по отношению к дру­гому, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться вен лица, попавшие в регламенти­рованную ситуацию. Социальные нормы учитывают интересы тех или иных социальных групп и могут создаваться определенными социальными группами, хотя существует немало норм и общечеловеческих.

Социальные нормы имеют следующие общие признаки.

Во-первых, они регулируют типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном место, отно­шение к старшим, проведение демонстраций и т. п.), а не отдель­ный случай или конкретные общественные отношения.

Во-вторых, социальные нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма на­чинает действовать вновь, если возникнет аналогичная ситуация.

В-третьих, социальные нормы имеют общий характер, т. е. они рассчитаны не на одного или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указанных. Их характеризуют неперсонифицированность, неконкретность адресата.

В своем поведении люди используют самые разнообразные социальные нормы. В их числе можно выделить:

1. Ритуалы — правила поведения, в которых акцент делает­ся на внешнюю форму поведения. Содержание же ритуала не столь важно. Иначе ритуал можно определить как церемонию, демонст­ративное действие, имеющее целью внушить людям определен­ные чувства. Например, при открытии сессии Государственной Думы исполняется гимн России [на музыку Глинки), что должно зну-шать депутатам чувство ответственности за свою деятельность.

2. Обряды также заключаются в символических действи­ях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологичес­кую сферу человека, преследуют еще и воспитательные, идеоло­гические цели, например, обряд захоронения, заключения брака и др.

3. Мифы предания, сказания, повествования, былины, которые учат людей тому, что следует делать, а чего делать нельзя.

4. Обычай это правило поведения, сложившееся истори­чески. на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее все­общим в результате многократного повторения. Иначе обычай мож­но определить как стереотип поведения. Он прочно входит в созна­ние людей потому, что выражает какую-то жизненную законо­мерность. например, передача имущества умершего близким родственникам, воспитание детей матерью, кровная месть, двое­женство и др.

5. Традиции ~ так же как и обычаи, регулируют устойчи­вые отношения. Но традиции носят поверхностный характер, по­скольку ни затрагивают какой-либо общественной закономернос­ти, а больше относятся к внешней стороне поведения людей. От­личает эти два вида социальных норм и срок их формирования:

обычаи формируются на притяжении жизни нескольких поколе­ний, традиции имеют, меньший исторический шлейф. Вот поче­му. если ломку обычаев люди переживают мучительно, ломка тра­диций происходит менее болезненно. Примером традиций, исчез­нувших без особого труда, могут быть демонстрации советского периода. Устойчивой же традицией является застолье, допустим, по поводу заключения брака.

6. Религиозные нормы это правила поведения, регулиру­ющие отношения между людьми через призму требований боже­ственного начала. Их смысл сводится к тому, что человек должен служить прежде всего Богу, а уже потом людям, обществу. Под­чинение воле Бога пронизывает религиозные нормы. Поскольку предполагается, что не все верующие смогут соблюсти требова­ния религиозных норм, в нормах предусмотрены определенные санкции: епитимья, анафема, попадание в ад, страшный суд, ли­шение сана и др. Некоторые религиозные нормы как бы опосредуют человеческий и божественный путь Бога и требуют помнить и чтить его (Рождество Христово, Крещение. Вознесение, Пасха). Другие же религиозные нормы определяют поведение людей, на­пример, десять заповедей из Ветхого Завета (не убий, не укради, не прелюбодействуй и др.).

7. Правовые нормы — это правила поведения, являющиеся обязательными, и охраняемые от нарушений силой государствен­ного принуждения. Юридические нормы регулируют наиболее важ­ные общественные отношения (структуру и порядок осуществле­ния государственной власти, взимание налогов, ответственность за правонарушения, использование земли, недр, охрану окружа­ющей среды и др.), Поскольку нарушение этих норм может прине­сти обществу значительный вред, государство и устанавливает за него санкции, отличающиеся жестокостью, суровостью по срав­нению с мерами реагирования за нарушение других видов соци­альных норм.

8. Моральные нормы — это правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло. Моральные требования, -предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением осуществ­ляются с помощью средств духовного воздействия: через чувство долга, которое каждый человек должен сделать мотивом своего поведения, а также через оценку и самооценку поступков. Опира­ясь на выработанные нравственные требования, усваиваяих, каж­дый человек может самостоятельно регулировать свое поведение. В качестве примера можно привести моральную норму, требую­щую помогать младшим, заботиться о престарелых, не обижать женщин, не говорить плохо о человеке в его отсутствие. Ответ­ственность за нарушение моральных норм в отличие от юридичес­кой ответственности имеет не материальный, а духовный харак­тер (осуждение, презрение).

В истории политико-правовой мысли не раз допускалось сме­шение права и морали, поэтому крайне важно отличать эти две категории:

1) нормы позитивного права создаются или санкционируются только государством, поэтому они выражают государственную волю. Мораль же. наоборот, создается всем обществом и не нуждается в признании государством. В самом деле, человек узнает о добре и зле нс столько из текста законов, сколько из общения с другими людьми;

2) правовые нормы обеспечиваются государственным принуж­дением, за их неисполнение предусмотрены различные наказа­ния, применяемые правоохранительными органами государства. Мораль же обеспечивается силой общественного воздействия, при­чем оно может быть не менее действенно, чем государственные санкции;

3) правовые нормы зафиксированы в официальных докумен­тах, определенным образом систематизированы. Моральные нор­мы не имеют четких форм выражения, не учитываются, не об­рабатываются, а существуют в основном в сознании людей. Мо­ральные нормы стихийно рождаются, незаметно исчезают, нельзя указать ни точных сроков, ни причин, ни порядка их появления. Поэтому нормам морали в значительной степени свойственны нео­пределенность и расплывчатость;

4) если право а основном оперирует понятиями прав и обязан­ностей, законного — незаконного, наказуемого — ненаказуемого, то мораль — категориями добра и зла, похвального и постыдного, жесткого и бесчестного, благородного и подлого:

5) мораль регулирует гораздо больше отношений, чем право, сфера ее действия шире. Однако многие ситуации получают оцен­ку как со стороны права, таи и со стороны морали.

9. Политические нормы — эти правила поведения, регули­рующие отношения между нациями, классами и другими, соци­альными группами, направленные на завоевание, удержание и ис­пользование государственной власти. Политические нормы часто формулируются в виде призывов, лозунгов и носят весьма общий и доступный характер.Это связано с необходимостью привлечь на свою сторону как можно более широкий слой людей. Доходчивость, простота, лозунговость — особенности политических норм. Поли­тические партии демократической ориентации провозглашают переход к рыночной экономике. Партии коммунистического толка предлагают "защиту человека труда" и построение "социализма с человеческим лицом". В пределах общих лозунгов можно выделить и более конкретные политические нормы, например, осуществить либерализацию цен, приватизацию государственного имущества или повысить минимальную оплату труда, обеспечить каждого жильем.

10. Нормы этикета — это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения бла­гоприятного, располагающего к общению (обхождение с окружаю­щими. формы обращений и приветствий, манеры, одежда и т. и,). Однако за учтивостью могут скрываться недоброжелательность и неуважительное отношение к человеку, и в этом плане можно сказать, что выполнение человеком данных норм может расхо­диться с его истинным отношением к людям, событиям, Примеры норм этикета: мужчина, выходя из автобуса, подает руку своей спутнице; за столом хлеб берут руками, а не вилкой; гостю непри­лично пристально разглядывать интерьер квартиры, а тем более интересоваться стоимостью вещей.

11. Эстетические нормы это правила поведения, регу­лирующие отношение к прекрасному и безобразному. Например. считается признакам хорошего тона (вкуса) украшать жилище цве­тами. Однако невсе эстетические нормы столь конкретны. Чаще они не содержат определенных моделей поведения в той или иной ситуации. Кроме того, эстетические нормы весьма субъективны. Недаром говорят: "О вкусах не спорят". Например, к сюрреалистической живописи С. Дали относятся по-разному: есть у него не только поклонники, но и противники. И тем но менее в обществе все же существует идеал красоты, составляющий основу социаль­ной нормы. Отклонение от идеала красоты, существующего в об­ществе, бросает тень на человека хотя бы тем. что свидетельству­ет об отсутствии у него вкуса, о неполноценном развитии личнос­ти. Общепринято, например, что одежда человека не может состо­ять одновременно из предметов, имеющих равное назначение: гал­стук и кроссовки, ювелирные украшения и хозяйственная сумка.

12. Деловые обыкновения это правила поведения, склады­вающиеся в практической (производственной, учебной, научной) деятельности и регулирующие повседневную жизнь людей. Они фиксируют заведенный порядок дел и имеют локальный харак­тер. Например, принято, что студенты приветствуют преподава­теля стоя или что на некоторых предприятиях рабочий день начи­нается с планерки, а на другие — с выдачи работникам письмен­ных заданий на день (водителям — путевого листа или товарно-транспортной накладной).

Важно отметить, что в действительности столь четко разде­лить нормы по видам удается не всегда, так как приведенная клас­сификация во многом представляет собой результат абстракции. Так, одна и та же норма может быть закреплена в праве, оцени­вать ситуацию с точки зрения морали и, помимо этого, в своей основе являться обычаем.

Итак, действующие в обществе многочисленные социальные нормы составляют правила человеческого общежития. Все они обус­ловлены в конечном счете экономическими, политическими, соци­альными, бытовыми и другими условиями, существующими в об­ществе. Правовые нормы, являются составной частью системы со­циальных норм, но частью самой важной, несущей основную нагрузку по упорядочению жизни общества. Это связано с тем, что они регулируют жизненно важные вопросы: государственной вла­сти и подчинения, осуществления политической деятельности, прав и свобод граждан, форм собственности, применения труда и сфе­ры распределения, вопросы социальной защиты, военной сферы, дипломатической, внешнеполитической и внешнеэкономической Деятельности. Как часть целого правовые нормы не должны про­тиворечить другим социальным нормам, в противном случае уро­вень и качество их реализации снижаются.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.