Предмет экологической психологии. Экологическая психология (или психология экологического сознания[1]) начала формироваться в отечественной психологической науке в начале 90-х годов на фоне осознания того, что экологический кризис невозможно преодолеть без изменения господствующего экологического сознания, являющегося его "психологической базой" [3, 30 и др.].
Ключевой проблемой экологической психологии является исследование индивидуального и группового экологического сознания. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.
Таким образом, предметом исследования в экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.
Методологические особенности экологической психологии. Формирование экологической психологии как самостоятельной отрасли было обусловлено тем, что "мир природы" занимает, в определенном смысле, промежуточное положение между "миром вещей" и "миром людей". С одной стороны, взаимодействию с природными объектами (особенно с животными) свойственны такие особенности и закономерности, которые не могут проявляться, когда человек сталкивается с "вещами", а с другой — это взаимодействие все-таки не может быть полностью отождествлено с человеческим общением.
Эта промежуточность определяет три важнейшие методологические особенности экологической психологии: 1) природа рассматривается именно как "мир природы", а не как "природная среда", 2) основной акцент делается не на объективных связях человека с природой, а на субъективных, 3) для исследования взаимодействия человека с миром природы привлекается концептуальный, понятийный и методический аппарат социальной психологии, психологии личности и т.д.
"Природная среда" выступает по отношению к личности как целостная, нерасчлененная система, обеспечивающая жизнедеятельность человека как биологического вида. "Мир природы" — как совокупность конкретных природных объектов и природных комплексов, взятых в их субъективной единичности и неповторимости. Если "природа как среда" функционирует объективно, вне зависимости от взаимодействующего с ней субъекта, существует в сфере материального, то "мир природы" конструируется самой личностью, существует в сфере идеального, "надстраивается" над природой как материальным субстратом. Различие между ними можно продемонстрировать с помощью терминов гештальтпсихологии "фон" и "фигура": "природа как среда" для человека субъективно является своего рода "фоном", "мир природы" — "фигурой".
Поскольку различие между "природной средой" и "миром природы" лежит не в плоскости объективных связей, а в их субъективной трактовке, то в центре внимания экологической психологии находится такая подструктура экологического сознания, как субъективное отношение к природе, анализ которого является не средством объяснения объективного поведения в природной среде, а собственно предметом исследования.
Взаимодействие с "миром природы", который является порождением человеческой субъективности, необходимо исследовать иначе, чем взаимодействие с объективной в своей сущности "природной средой": для этого недостаточно методологического аппарата, разработанного в психологии окружающей среды, а необходимо привлечение и адаптация аппарата социальной психологии, психологии личности и т.д.
Экологическая психология имеет несколько принципиальных различий с психологией окружающей среды и психологической экологией. (Методологические принципы, разработанные в экологическом подходе, могут использоваться во всех трех областях исследований.)
Во-первых, в экологической психологии анализируется взаимодействие человека только с природой, а в психологии окружающей среды — взаимодействие со всей средой, в том числе и с антропогенной (а в психологической экологии — воздействие факторов всей среды). Поэтому в работах по психологии окружающей среды очень часто можно встретить использование терминов "природа", "природная среда", "окружающая среда" как полных синонимов, в работах по экологической психологии такое отождествление невозможно в принципе.
Во-вторых, в психологии окружающей среды природа исследуется именно как "среда" (в психологической экологии как "факторы среды"), а в экологической психологии — как "мир природы", иными словами, психология окружающей среды исследует те ситуации, в которых природа субъективно выступает как фон, на котором действует человек, а экологическая психология — те ситуации, в которых природа субъективно является тем, с чем человек взаимодействует.
Задачи экологической психологии. В экологической психологии выделяется четыре основных направления исследований: экологического сознания в целом, подструктуры экологических представлений, подструктуры субъективного отношения к природе и подструктуры стратегий и технологий взаимодействия с ней.
Перед экологической психологией стоит шесть основных задач, которые решаются в каждом из этих направлений: 1) анализ развития в процессе социогенеза [10], 2) разработка типологии [12], 3) анализ развития в процессе онтогенеза [24, 27, 35, 38, 63], 4) анализ механизмов формирования и функционирования [8, 9, 47], 5) анализ индивидуальной и групповой специфики [37], 6) разработка принципов и методов диагностики [11].
Особой — седьмой — задачей экологической психологии является исследование тех психологических функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миром природы [39], его влияния на развитие личности [12, 36] разработка на этой основе методов психокоррекционной и психотерапевтической работы и т.д. [40, 51].
Таким образом, проведенный анализ показывает, что в психологической науке существуют четыре самостоятельных области исследований, ориентированных на изучение различных экологических аспектов. Для преодоления отмечавшей ранее "терминологической энтропии" в обозначении их словосочетаниями "психологическая экология", "экологический подход", "психология окружающей среды" и "экологическая психология", возможно, целесообразно использованное в данной статье их употребление.
В конструкциях типа "физическая география", "компаративная лексикология", "ядерная физика", "медицинская психология" и т.п. прилагательное обозначает определенную отрасль, раздел данной науки. Поэтому очевидно, что термин "психологическая экология" наиболее адекватен для обозначения именно специального раздела экологии.
В конструкциях типа "психология творчества", "психология спорта", "психология личности", "психология труда", "психология половых различий" и т.п. вторая часть фиксирует объект исследования данной отрасли психологии. Поэтому также достаточно очевидно, что термин "психология окружающей среды" наиболее целесообразно использовать для обозначения самостоятельной отрасли психологии, изучающей взаимодействие человека с окружающей его средой.
Несколько сложнее обстоит дело с двумя оставшимися понятиями: "экологический подход" и "экологическая психология". Исторически сложилось так, что новые методологические подходы, исходящие из необходимости "экологизации" психологии, возникали и развивались преимущественно в западной науке, где они, как уже говорилось, получили общее название Ecological Psychology, т.е. "экологическая психология" (или, существенно реже, Ecological Approach, т.е. "экологический подход"). В то же время исследования психологических аспектов взаимодействия человека с миром природы, проблем экологического сознания преимущественно развивались в нашей стране и также получили общее название "экологическая психология". Таким образом, два принципиально различных блока психологических исследований могут равным образом "претендовать" на термин "экологическая психология".
Представляется, что в использовании терминов на русском языке, вероятно, решающее слово за научной традицией словоупотребления, сложившейся именно в отечественной психологии. Показательно, что в ней в подобных конструкциях прилагательное, как правило, служит для обозначения отрасли психологии (педагогическая психология, возрастная психология, социальная психология, космическая психология и т.п.). В тех же случаях, когда оно используется для фиксирования методологической специфики того или иного направления, такого рода конструкции обычно обозначают научные течения, различные подходы, вошедшие в отечественную науку из западной психологии (когнитивная психология, гуманистическая психология и т.п.).
С этой точки зрения, термин "экологическая психология" наиболее приемлем для обозначения отрасли психологии, изучающей взаимодействие личности с миром природы (ср. "экологическое воспитание" [20]), а термин "экологический подход" лучше использовать, когда речь идет о соответствующем методологическом направлении.
Поскольку, как отмечает М.Г.Ярошевский, теперь методологическое осмысление науки интересует не только "философию науки", но и исследователей, работающих непосредственно в конкретных областях знаний [41], то совершенно естественным является проведение самими психологами интердисциплинарного анализа, позволяющего определить место экологической психологии среди некоторых других наук, изучающих взаимодействие в системе "человек — природа" (рис. 2). Для этого необходимо, как минимум, сопоставить предметы и основные категории рассматриваемых научных дисциплин.
Экология человека. Сам термин "экология человека" начинает использоваться с 1921 г. Впервые его упоминают американские ученые Э.Бэрджесс и Р.Парк [21, c. 8].
Предмет. "Экология человека — наука о закономерностях его взаимоотношений со средой — одна из наиболее молодых отраслей биологии... представляет собой большой раздел современной биологии и медицины и включает обширную проблему адаптации" [13, с. 8].
Основные категории: человек, организм, среда обитания, экосистема, влияние, антропоценоз, адаптация и др.
Созология. Созология (от греч. "охрана") как наука сформировалась в начале 70-х годов [19], хотя сам термин "охрана природы" впервые получил широкое распространение после I Международного съезда по охране природы, проходившего в 1913 г. в Швейцарии.
Предмет. Созология — это "комплексная наука об охране природы, которая выявляет, анализирует и оценивает результаты взаимодействия природы и общества, разрабатывает теоретические принципы использования природных ресурсов и защиты окружающей среды. В круг вопросов, рассматриваемых наукой об охране природы, входят также экономические и социальные вопросы" [26, с. 9].
Основные категории: природные ресурсы, окружающая среда, загрязнение биосферы, техносфера, энергетический обмен и др.
Социально-экономическая (конструктивная) география. Проблемы взаимодействия человека со средой все больше становятся также предметом интереса географов, акцентирующих при анализе свое внимание на состоянии самой географической, природной среды [5, 14]. Институтом географии АН СССР с 1975 г. издавался ряд монографий в серии "Проблемы конструктивной географии".
Предмет. Социально-экономическая география — это наука, занимающаяся построением "на базе законов функционирования географической среды принципов рационального использования этой среды и принципов адаптации к этой среде человеческого общества в результате предметно-практической деятельности последнего, выявление последствий такой адаптации для самой географической среды" [17, с. 73.].
Основные категории: географическая среда, планетарное преобразование природной среды, хозяйственное использование естественных ресурсов, производственно-территориальные комплексы и т.д.
Инвайронментальная социология. Инвайронментальная социология стала формироваться еще в 20-х годах ХХ в. в США. Однако только в 1976 г. в Американской социологической ассоциации была создана самостоятельная секция инвайронментальной социологии.
Предмет. "Инвайронментальная социология — одна из дисциплин, использующих социально-экологический подход и ограничивающих его рамками локального сообщества с окружающей его средой. Обусловливая тем самым фрагментарность в понимании универсальных связей естественно-социального континуума, социальной системы и экосистемы, инвайронментальная социология описывает механизмы их оптимизации на локальном уровне" [2, с. 6].
Основные категории: общество, природная среда, экологическая этика, мотивы и ценностные ориентации, природопользование, экосистема, человеческое сообщество и др.
Социальная экология. Социальная экология сформировалась как следствие интеграции наук по объекту исследования. Развитие социальной экологии начинается в 20-х годах ХХ в. и становится более активным в 60-е годы, особенно после всемирного конгресса социологов в 1966 г. На конгрессе социологов в Варне в 1970 г. был образован Исследовательский комитет всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии.
Предмет. Социальная экология — это наука, изучающая "закономерности социоприродного взаимодействия и принципы их практического использования, а также обусловленные ими методы обеспечения естественно-исторического прогресса цивилизации" [17, с. 30].
Основные категории: популяция, социальная среда, природная среда, технология, функциональная организация, общество, взаимодействие и др.
Проведенный краткий интердисциплинарный анализ позволяет сделать вывод о том, что среди различных наук, изучающих взаимодействие в системе "человек — природа", именно для психологии характерно примущественное рассмотрение первого компонента диады как "личности", а не только как "индивида" или, наоборот, "общества".
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Андреева Г.М. Методологические проблемы современного развития американской социальной психологии.— Вопросы психологии, 1974, № 2, с. 124-131.
12. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Природа: объект или субъект отношений личности.— Школа здоровья, 1995, № 1, 81-92.
13. Иоганзен Б.Г., Логачев Е.Д. Некоторые проблемы экологии человека.— Биологические науки, 1976, № 5.
14. Исаченко А.Г. Задачи географии в области разработки научных основ рационального использования и охраны природной среды.— Известия ВГО, 1980, Т. 112, вып. 2.
15. Киселев Н.Н. Влияние экологических исследований на стиль мышления в современной науке. В кн.: Интегрирующая функция экологии в современной науке. Киев, 1987, с. 7.
16. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда.— Вопросы психологии, 1993, № 1.
22. Марютина Т.М. Психофизиологические аспекты развития ребенка.— Школа здоровья, 1994, № 1, Т. 1, с. 105-116.
23. Михайлов Д., Паадам К., Мюлла Э. Средовое взаимодействие поколений в процессе социализации (к исследованию детоцентризма городских семей). В кн.: Воспроизводственные процессы города. Таллинн, 1986.
24. Нестерук Т.К. Динамика значимого другого в восприятии школьников различных возрастов: Работа ... маг. психол. Даугавпилс, 1994.
25. Носуленко В.Н. "Экологизация" психоакустического исследования: Основные направления. В кн.: Проблемы экологической психоакустики. М., 1991, с. 8-27.
26. Охрана природы: Учебник для студентов биол. спец. пед. ин-тов / А.В.Михеев, В.М.Галушин, Н.А.Гладков, А.А.Иноземцев.— М., 1981.
27. Петяева Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников: Автореф. канд. психол. наук. М., 1991.
30. Хесле В. Философия и экология. М., 1993.
31. Хейдметс М. Городская среда как социальная проблема. В кн.: Городская среда. ч. 1. М., 1989.
32. Хейдметс М., Круусвалл Ю. Два пути оптимизации среды жизнедеятельности в городе. В кн.: Антропоэкологическая оценка и формирование оптимальной городской среды. Л., 1988.
33. Черноушек М. Психология жизненной среды. М. 1989.
34. Швырев В.С. Анализ научного знания в современной "философии науки".— Вопросы философии, 1971, № 2.
35. Шейнис Г.В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности: Автореф. канд. психол. наук. М., 1993.
36. Ясвин В.А. Взаимодействие с природой как фактор реабилитации психологической депривации в условиях депривации.— Детский практический психолог, 1994, ноябрь, с. 33-36.
37. Ясвин В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе.— Психологический журнал, 1995, Т. 16, № 3, с. 70-73.
38. Ясвин В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте.— Вопросы психологии, 1995, № 4, 1995, c. 19-28.
39. Ясвин В.А. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы.— Eko Do, 1995, № 1.
40. Ясвин В.А., Дерябо С.Д. Методика проведения эколого-психологического тренинга.— Школа здоровья, 1995, № 2, с. 114-121.
41. Ярошевский М.Г. О категориальном анализе развития психологического познания.— Вопросы психологии, 1972, № 3.
42. Altman I. The Environment and Social Behavior. Monterey, 1975.
43. Argyle M. Social Interaction. N.Y. 1969.
44. Barker R. G. On the nature of the environment.— Jounal of Social Issues, 1963, № 19.
45. Barker R.G., Wright H.F. Midwest and its children: They Psichological ecology of American Town. Evanston, 1954.
46. Craik K.H. Environmental Psychology.— New Directions in Psychology, 4. N.Y. p. 1-121.
47. Deryabo S. The reflected subjectness of the object of nature.— Culture. Ecology. Pedagogical Process. Daugavpils, 1994.
48. Duncan O.D. From social system to ecosystem.— Sociol. Inguiry.— 1961, Vol. 31, № 2, p. 140-149.
49. Duncan O.D., Schnore L.F. Cultural, behavioral and ecological perspectives in the study of social organization // Amer. J. Sociology.— 1969, Vol. 65, № 2, p. 132-136.
50. Febvre L.P. A Geographical Introduction to History. N.Y., 1925.— Цит. по Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. М., 1990, с. 54.
51. Jasvin V. Ekoloеiskais treniрш un ekoloеiska psiholoеija.— Ihformatмvais biоetens "Vide". 1991, № 5, 15-18 lpp.
52. Hawley A. Human ecology // International enciclopedia of the social sciences. N.Y., 1968, Vol. 4, p. 328-337.
53. Hawley A. Human ecology: A theory of community structure. N.Y., 1955.
55. Lee T.R. Psychology and the Environment. L., 1976.
56. Leff H.L. Experience, Environment and Human Potentials. L., 1980.
57. McKenzie R.D. Social ecology.— The enciclopedia of social sciences. N.Y., 1937, Vol. 5.
58. Michelson W.H. What human ecology left behind in the dust? // Man and his urban environment: A sociological approach.— Reading (Mass.), Addison-Wesley, 1976.
59. Orne M. On the Social Psychology of psychological Experiment. "American Psychologist", 1962, N 17.
60. Pawlik K., Stapf K.H. Цkoligische Psychologie: Entwicklung, Perspekfive und Aufbaueines Forschungsprogramms // Umwelt und Verhalten. Bern, 1992, S. 9-24.
61. Russel H.A., Ward L.M. Environmental Psychology.— Annual Rewiew of psychology, 1982, N 33.
62. Wohlwill J.F. The Emerging Discipline of Environmental Psychology.— American Psychologist, 25, p. 3-12.
63. Yasvin V. The fundamentals of ecological psychopedagogics for pre-school pupils //A teacher at a pre-school. What does it mean? Daugavpils, 1995.
Рис. 2. Место психологии среди наук, изучающих взаимодействие в системе "человек — природа"
* Работа выполнена при поддержке РГНФ (№ 95-06-17732).
[1] Вероятно, наиболее удачным английским эквивалентом русского термина "экологическая психология" является термин Green-mindedness Psychology, который был предложен Д.А.Леонтьевым.