Предмет психологии окружающей среды. Психология окружающей среды как отдельная отрасль психологии сформировалась под влиянием идей экологического подхода. Но если в экологическом подходе в целом взаимодействие человека со средой рассматривается как переменная, которую обязательно необходимо учитывать при анализе различных проблем (начиная от восприятия и заканчивая социальной организацией общества), то психология окружающей среды сделала это взаимодействие предметом исследований.
Проблема влияния окружающей среды на человека была поставлена еще Y в. до н.э. Гиппократом в его труде "О воздухе, водах и местностях". Она была весьма популярна и в научных изысканиях позднего средневековья. В XYI-XYIII в.в. влияние климата на историю исследовалось французскими учеными Боденом, де Бо и Монтескье. В XX в. сформировалось научное течение, называемое инвайронментализмом (от англ. environment — окружающая среда), согласно которому природное окружение жестко регламентирует условия жизни людей, а человеческое поведение видится строго ориентированным на приспособление к обстоятельствам, формируемым природной средой [7, с. 51].
Важное значение имела дискуссия между сторонниками географического детерминизма, основоположником которого считают Ф.Ратцеля ("Антропогеография, или Введение в применение географии для истории", 1882), и поссибилистами (от англ. possibility — возможность): Видаль де ла Блаш, Брюн, Февр и др. С позиций географического детерминизма особенности социальной организации и культуры разных народов необходимо формируются в тесной связи с особенностями природных условий и могут быть поняты через анализ этих детерминистических связей. Поссибилисты, наоборот, утверждали, что "нигде не существует необходимости, повсюду есть только возможности, и человек как хозяин возможностей является распорядителем их использования" [50, с. 236].
В дальнейшем возобладало мнение, что географический детерминизм теоретически порочен, в результате чего само это словосочетание превратилось в уничижительный ярлык-"пугало". "В течение некоторого времени казалось более спокойным вообще избегать исследований каких бы то ни было связей между природными факторами и социальными явлениям... чем подвергаться риску быть названным "детерминистом" [7, с. 55]. Это обусловило уход на периферию науки подобных исследований не только в нашей стране, где свой отпечаток накладывали и обвинения в "отсутствии классового подхода", "биологизаторстве", но и на Западе.
Поэтому, несмотря на то, что еще в вундовской психологии развития и психологии народов (1896) можно найти разнообразные отсылки на экологические, прежде всего социально-экологические корни психических процессов [60], несмотря на то, что в 20-х г. нашего века В.Гельпах предложил первую программу исследований в этой области ("Психология окружающей среды", 1924), временем появления психологии окружающей среды считают 60-е годы, когда сформировалась цельная организационная структура, свойственная самостоятельной науке, включающая проведение симпозиумов и конференций, выпуск бюллетеней и журналов, издание сборников под единой редакцией и т.д. А до этого времени в психологии роль "среды" почти всегда ограничивали социальным или межличностным взаимодействием, уделяя незначительное внимание характеристикам всей окружающей материальной среды, в которой разворачивается поведение [62].
Традиционно выделяют четыре истока психологии окружающей среды [18]. Во-первых, это работы Р.Баркера [44, 45] и его школы, который считал, что поведение человека невозможно понять вне значимых связей с окружающей средой, а следовательно, она сама должна стать объектом тщательного анализа. И хотя в дальнейшем исследователи отошли от свойственного ему крайнего детерминизма среды, выражаемого предложенным им понятием "behavior setting", Баркер заложил основы научной традиции изучения взаимодействия человека с окружающей средой.
Во-вторых, большую роль сыграли работы этологов в области пространственной ориентации животных, неизбежно требовавшие при анализе экологического подхода, которые были ассимилированы концептуальными моделями, применяемыми по отношению к человеку.
В-третьих, исследования по репрезентации и оценке качества городской среды, выполненные в 60-70-х г.г. в области психологии архитектуры, которые послужили базой для целого направления в психологии окружающей среды.
И наконец, в-четвертых, исследования в русле когнитивной психологии по проблемам пространственного познания (С.Троубридж, Э.Толмен, К.Болдуин и др.).
На рубеже 80-х разрозненные исследования психологических аспектов взаимодействия человека со средой были объединены в рамках новой отрасли психологии, которая получила название "психология окружающей среды" (Environmental Psychology). В 1982 г. в Эдинбурге была принята первая международная программа исследований в этой области.
Но, несмотря на почти полувековую историю психологии окружающей среды, до сих пор нет полного единства в отношении того, что считать предметом ее исследований. Например, Н.Хеймстра и Л.Макфарлин называют в качестве такового исследование связей между поведением человека и материальной средой его окружения [54], Т.Ли — научное исследование отношений человека со средой своего окружения [55], Х.Лефф — взаимосвязи между переменными среды и различными характеристиками психики человека [56], Дж.Рассел и Л.Вард — молярное поведение человека в физическом окружении [61], Ж.Годфруа определяет ее как науку, которая занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах и различных местах, где протекает деятельность человека [4] и т.д.
В общем виде, предметом исследования в психологии окружающей среды являются отношения человека со средой своего окружения, взаимосвязи между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением.
Главными современными направлениями исследований по психологии окружающей среды являются: 1) изучение пространственного познания (environmental cognition); 2) пространственного поведения (environmental behaviour); 3) восприятия качества среды (environmental assessment); 4) реакций человека на взаимодействие с окружающей средой и возникающего в связи с этим стресса (environmental stress).
В отечественной психологии окружающей среды получили также развитие исследования онтогенеза формирования психики ребенка в процессе взаимодействия со средой как системой [16, 22, 23 и др.], городской среды [31, 32 и др.], психологический последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф [28, 29] и другие.
Методологические особенности психологии окружающей среды. Поскольку психология окружающей среды наиболее полно впитала идеи экологического подхода, то его методологические особенности, в той или иной мере, присущи и ей. Можно выделить две такие особенности в качестве важнейших: 1) рассмотрение человека и окружающей его среды (взятой в ее целостности) как единой системы; 2) представление о том, что среда самым существенным образом влияет на поведение человека: в реакциях различных людей на идентичную среду можно констатировать больше общего, чем различного.
В целом, психологии окружающей среды свойственны: 1) широкий междисциплинарный подход, 2) изучение психологических феноменов не на уровне универсальных принципов, а в их привязке к конкретной территориальной единице (город, пустыня и т.д.), 3) фокусировка внимания на личности, а не группе, 4) представление о различии "объективной среды" и "среды поведения", которая формируется самой личностью и на которую она и реагирует.
В настоящее время наиболее общепризнанными методологическими подходами в психологии окружающей среды являются концепции К.Крайка и И.Альтмана.
К.Крайк предложил методологическую формулу анализа восприятия среды, суть которой сводится к ответам на четыре вопроса: "Чье восприятие изучается (наблюдатели)?", "Каким предстает перед наблюдателем образ среды (способ ознакомления)?", "Какие элементы поведения наблюдателя необходимо выявить и зафиксировать (виды реакций)?", "Какие характеристики среды важны для поведения" (размерности среды)?". Широкое распространение получил введенный им термин "образ среды", в котором представлены наряду с познавательными, также и социокультурные и мотивационные компоненты [46].
И.Альтман классифицировал исследования в области психологии окружающей среды по трем направлениям: пространственным единицам анализа (квартиры; дома; больницы, школы и т.п.; "микрорайоны", городские районы, города, географические районы и системы); изучаемым феноменам (стремление к уединенности, потребность в личном пространстве, предпочтение районов и т.д.); стадиям проекти
ования (оценка, использование, строительство и проектирование, составление общей программы) [42].
Сопоставительный анализ показывает, что психология окружающей среды принципиально отличается от психологической экологии, несмотря на то, что они обе изучают проблемы, связанные со средой. Во-первых, в психологической экологии взаимодействие человека со средой рассматривается, в основном, с психофизиологической точки зрения, а в психологии окружающей среды — в первую очередь, именно с собственно психологической. Во-вторых, в психологической экологии, в основном, исследуется влияние на психику отдельных экологических факторов, а психология окружающей среды стремится рассматривать среду как систему, с учетом всех факторов (в частности, пространственных: скученность людей, замкнутость помещения и т.п., которым не уделяется внимания в психологической экологии).
Задачей психологии окружающей среды является изучение взаимосвязей между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением.