Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психология окружающей среды



 

 

Предмет психологии окружающей среды. Психология окру­жа­ю­щей среды как отдельная отрасль психологии сформировалась под влиянием идей экологического подхода. Но если в эколо­ги­че­ском подходе в целом взаимодействие человека со средой рас­сма­три­вается как переменная, которую обязательно необходимо учи­ты­вать при анализе различных проблем (начиная от восприятия и заканчивая социальной организацией общества), то психология ок­ружающей среды сделала это взаимодействие предметом ис­сле­дований.

 

Проблема влияния окружающей среды на человека была поставлена еще Y в. до н.э. Гиппократом в его труде "О воздухе, водах и местностях". Она была весьма популярна и в научных изысканиях позднего средневеко­вья. В XYI-XYIII в.в. влияние климата на историю исследовалось французскими учеными Боденом, де Бо и Монтескье. В XX в. сфор­ми­ровалось научное течение, назы­ваемое инвайронментализмом (от англ. environment — окружающая среда), согласно которому природное окруже­ние жестко регламентирует условия жизни людей, а человеческое пове­де­ние видится строго ориентированным на приспо­собление к обстоятель­ствам, формируемым природной средой [7, с. 51].

Важное значение имела дискуссия между сторонниками геогра­фического детерминизма, основоположником которого считают Ф.Ратцеля ("Антро­по­география, или Введение в применение географии для истории", 1882), и пос­сибилистами (от англ. possibility — возможность): Видаль де ла Блаш, Брюн, Февр и др. С позиций географического детерминизма осо­бен­ности социальной организации и культуры разных народов необходимо формируются в тесной связи с особенностями природных условий и могут быть поняты через анализ этих детерминистических связей. Поссибилисты, наоборот, утверждали, что "нигде не существует необходимости, повсюду есть только возможности, и человек как хозяин возможностей является распорядителем их использования" [50, с. 236].

В дальнейшем возобладало мнение, что географический детерминизм тео­ретически порочен, в результате чего само это словосочетание пре­вра­тилось в уничижительный ярлык-"пугало". "В течение некоторого времени казалось более спокойным вообще избегать исследований каких бы то ни было связей между природными факторами и социальными явлениям... чем подвергаться риску быть названным "детерминистом" [7, с. 55]. Это обусло­вило уход на периферию науки подобных исследований не только в нашей стране, где свой отпечаток накладывали и обвинения в "отсутствии клас­сового подхода", "био­логизаторстве", но и на Западе.

 

Поэтому, несмотря на то, что еще в вундовской психологии раз­вития и психологии народов (1896) можно найти разно­об­раз­ные отсылки на экологические, прежде всего социально-эколо­гиче­ские корни психических процессов [60], несмотря на то, что в 20-х г. нашего века В.Гельпах предложил первую программу исследо­ва­ний в этой области ("Психология окружающей среды", 1924), вре­ме­нем появления психологии окружающей среды считают 60-е годы, когда сформировалась цельная организационная структура, свой­ственная самостоятельной науке, включающая проведение сим­позиумов и конференций, выпуск бюллетеней и журналов, изда­ние сборников под единой редакцией и т.д. А до этого времени в психологии роль "среды" почти всегда ограничивали социа­ль­ным или межлично­ст­ным взаимодействием, уделяя незначительное вни­мание характери­стикам всей окружающей материальной среды, в которой развора­чивается поведение [62].

Традиционно выделяют четыре истока психологии окру­жа­ю­щей среды [18]. Во-первых, это работы Р.Баркера [44, 45] и его школы, который считал, что поведение человека невозможно по­нять вне значимых связей с окружающей средой, а следовательно, она сама должна стать объектом тщательного анализа. И хотя в даль­нейшем исследователи отошли от свойственного ему крайнего детерминизма среды, выражаемого предложенным им понятием "behavior setting", Баркер заложил основы научной традиции изу­че­ния взаимодействия человека с окружающей средой.

Во-вторых, большую роль сыграли работы этологов в об­ла­сти пространственной ориентации животных, неизбежно тре­бо­вав­шие при анализе экологического подхода, которые были ас­си­ми­ли­ро­ваны концептуальными моделями, применяемыми по от­но­шению к человеку.

В-третьих, исследования по репрезентации и оценке качества городской среды, выполненные в 60-70-х г.г. в области психологии архитектуры, которые послужили базой для целого направления в психологии окружающей среды.

И наконец, в-четвертых, исследования в русле когнитивной психологии по проблемам пространственного познания (С.Троу­бридж, Э.Толмен, К.Болдуин и др.).

На рубеже 80-х разрозненные исследования психологических аспектов взаимодействия человека со средой были объединены в рам­­ках новой отрасли психологии, которая получила название "пси­хология окружающей среды" (Environmental Psychology). В 1982 г. в Эдинбурге была принята первая международная про­грамма исследований в этой области.

Но, несмотря на почти полувековую историю психологии окру­жающей среды, до сих пор нет полного единства в от­но­ше­нии того, что считать предметом ее исследований. Например, Н.Хей­м­стра и Л.Макфарлин называют в качестве такового иссле­до­вание связей между поведением человека и материальной средой его окру­же­ния [54], Т.Ли — научное исследование отношений че­ло­века со средой своего окружения [55], Х.Лефф — взаимосвязи между пе­ремен­ными среды и различными характеристиками пси­хи­ки чело­века [56], Дж.Рассел и Л.Вард — молярное поведение че­ло­века в физическом окружении [61], Ж.Годфруа определяет ее как науку, которая занимается изучением наиболее эффективных спо­со­бов улуч­шения условий в населенных пунктах и различных местах, где протекает деятельность человека [4] и т.д.

В общем виде, предметом исследования в психологии окру­жаю­щей среды являются отношения человека со средой своего окружения, взаимосвязи между переменными среды и различными психологиче­ски­ми характеристиками человека, его поведением.

Главными современными направлениями исследований по пси­хологии окружающей среды являются: 1) изучение про­стран­ст­венного познания (environmental cognition); 2) пространственного поведения (environmental behaviour); 3) восприятия качества среды (environmental assessment); 4) реакций человека на взаимодействие с окружающей средой и возникающего в связи с этим стресса (environmental stress).

В отечественной психологии окружающей среды получили также развитие исследования онтогенеза формирования психики ре­бенка в процессе взаимодействия со средой как системой [16, 22, 23 и др.], городской среды [31, 32 и др.], психологический по­след­ствий стихийных бедствий и техногенных катастроф [28, 29] и другие.

Методологические особенности психологии окружающей среды. Поскольку психология окружающей среды наиболее полно впитала идеи экологического подхода, то его методологические осо­­бенности, в той или иной мере, присущи и ей. Можно выде­лить две такие особенности в качестве важнейших: 1) рассмотрение чело­века и окружающей его среды (взятой в ее целостности) как единой системы; 2) представление о том, что среда самым суще­ст­венным образом влияет на поведение человека: в реакциях раз­лич­ных людей на идентичную среду можно констатировать больше общего, чем различного.

В целом, психологии окружающей среды свойственны: 1) ши­ро­­кий междисциплинарный подход, 2) изучение психологических фе­но­менов не на уровне универсальных принципов, а в их при­вяз­ке к конкретной территориальной единице (город, пустыня и т.д.), 3) фокусировка внимания на личности, а не группе, 4) пред­став­ление о различии "объективной среды" и "среды поведения", кото­рая формируется самой личностью и на которую она и реагирует.

 

В настоящее время наиболее общепризнанными методологическими под­ходами в психологии окружающей среды являются концепции К.Крайка и И.Альтмана.

К.Крайк предложил методологическую формулу анализа восприятия среды, суть которой сводится к ответам на четыре вопроса: "Чье восприятие изучается (наблюдатели)?", "Каким предстает перед наблюдателем образ среды (способ оз­на­комления)?", "Какие элементы поведения наблюдателя необходимо выявить и зафиксировать (виды реакций)?", "Какие ха­рак­те­ри­стики среды важны для по­ве­дения" (размерности среды)?". Широкое рас­пространение получил вве­ден­ный им термин "образ среды", в котором пред­ставлены наряду с познавательными, также и социокультурные и моти­ва­ци­онные компоненты [46].

И.Альтман классифицировал исследования в области психологии ок­ру­жа­ю­щей среды по трем направлениям: пространственным единицам анализа (квар­тиры; дома; больницы, школы и т.п.; "микрорайоны", городские рай­о­ны, города, географические районы и системы); изучаемым феноменам (стремление к уединенности, потребность в личном пространстве, пред­поч­тение районов и т.д.); стадиям проекти

ования (оценка, использование, стро­ительство и проек­ти­рование, составление общей программы) [42].

 

Сопоставительный анализ показывает, что психология окру­жа­ющей среды принципиально отличается от психологической эко­логии, несмотря на то, что они обе изучают проблемы, свя­зан­ные со средой. Во-первых, в психологической экологии взаи­мо­дей­ст­вие че­ло­века со средой рассматривается, в основном, с психо­фи­зио­логи­ческой точки зрения, а в психологии окружающей среды — в пер­вую очередь, именно с собственно психологической. Во-вто­рых, в пси­хологической экологии, в основном, исследуется влия­ние на психику отдельных экологических факторов, а психология окру­жа­ющей среды стремится рассматривать среду как систему, с уче­том всех факторов (в частности, пространственных: ску­чен­ность людей, замкнутость помещения и т.п., которым не уделяется внимания в психологической экологии).

Задачей психологии окружающей среды является изучение взаи­мосвязей между переменными среды и различными психо­ло­ги­ческими характеристиками человека, его поведением.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.