К 60-м годам ХХ в. в среде психологов возникло понимание того, что существующая лабораторная психология не может дать полного представления о поведении человека "в реальном мире", в силу отсутствия учета всех факторов, которые определяют его в естественных условиях. Остро встал вопрос о низкой "экологической валидности" получаемых в лабораторных экспериментах данных [43, 59 и др.], выражающейся в их малой пригодности для описания поведения человека вне рамок искусственно созданной экспериментальной ситуации.
В поисках выхода из этого тупика психологи обратили свое внимание на методологические подходы, разработанные в экологии. (Следует отметить, что в аналогичном направлении велись поиски и в других научных дисциплинах, поэтому экологический подход реализуется сейчас в самых разных науках: социологии, географии, политологии и т.д., а не только в психологии, поскольку "понимание экологического процесса является основой для всех социальных наук" [57, с. 314].)
Результатом методологических поисков в направлении "экологизации" психологии явилось возникновение так называемого экологического подхода (Eсological Approаch), который в западной научной традиции чаще обозначается как экологическая психология (Ecological Psychology).
Центральной оппозицией для этого формирующегося методологического направления стала зафиксированная Э.Брунсвиком (см. [60]) оппозиция "последовательная — репрезентативная" вариация условий (иными словами, оппозиция "лаборатория — поле"). Являясь попыткой преодолеть ограниченность лабораторного исследования, экологический подход провозгласил в качестве главного требования необходимость исследования психики человека в естественных, "реальных", "экологических" условиях, во всем многообразии оказывающих влияние на ее функционирование переменных.
Добиться соответствия конкретного исследования данному требованию можно двумя путями: или проводя его непосредственно в "поле", или пытаясь моделировать в лаборатории все экологически значимые переменные (или, по крайней мере, большинство из них), достигая тем самым экологической репрезентативности условий, в которых протекает изучаемое явление.
Но требование исследовать психику в "экологических" условиях заставляет переосмыслить и "экологизировать" не только применяемые в психологии методы получения эмпирических данных, не только принципы построения эмпирических исследований в целом, но и саму методологическую основу теоретических моделей, служащих основой выдвижения гипотез и объяснения имеющихся результатов [16, 25, 60 и др.], соотнеся ее с мышлением на уровне разветвленных систем, которое свойственно экологии.
Принятые в экологии уровни анализа: организм — группа (стая, стадо, прайд и т.п.) — популяция — вид — биоценоз — биогеоценоз — биосфера — задают ориентиры для поиска новых методологических построений, разрабатываемых в рамках экологического подхода в различных научных дисциплинах.
К сфере компетенции психологии могут относиться первых три из перечисленных уровней. Своего рода "категориальным аналогом" понятия "организм" в психологии является личность (в широком смысле, т.е. без разведения индивидного и собственно личностного), "группы" — малая группа, "популяции" — большая группа. Таким образом, экологический подход в психологии мог бы развиваться в трех направлениях, в соответствии с тремя уровнями объектов анализа.
Экологический подход Дж.Гибсона
Одним из наиболее показательных вариантов реализации идей экологического подхода на уровне "организма" в рамках психологии является подход, который разрабатывал в США с конца 60-х годов Дж.Гибсон [6].
Исходным положением данного подхода является представление о том, что человек реально живет не в "физическом мире", а в "экологическом мире". "Физический мир" — это мир как его исследуют и описывают физика, химия и другие подобные науки. "Экологический мир" это тот мир, который только, в принципе, и может реально восприниматься субъектом — мир, который можно видеть, слышать, осязать, обонять и т.д.
Разумеется, экологический подход Дж.Гибсона не имеет какого-то определенного самостоятельного предмета исследований, поскольку это не отдельная отрасль психологии, а именно методологический подход, разработанный им первоначально для изучения зрительного восприятия, но имеющий общепсихологическое значение.
Методологические особенности экологического подхода Дж.Гибсона. Для его подхода характерны две важнейшие методологические особенности: 1) исследователь абстрагируется от тех свойств и качеств объектов, которые не являются значимыми для жизнедеятельности данного организма, и рассматривает только те из них, взаимодействие которых и создает реальную, "экологическую" (а не "физическую") среду его обитания, 2) функционирование психики изучается в естественных, "экологических" условиях.
Эти положения наглядно иллюстрирует следующий эксперимент, выполненный в русле этого подхода. В лабораторных условиях было установлено, что наблюдатель оказывается практически неспособным адекватно оценивать соотношение высоты двух объектов, находящихся на разном удалении от него. Но когда данный эксперимент был проведен на реальной земле, в которую были вбиты два колышка, оказалось, что испытуемые достаточно успешно справляются с этой задачей.
Дж.Гибсон дает следующее объяснение: каждый колышек закрывает от наблюдателя то или иное количество однородных (вне зависимости от их относительных угловых размеров) текстурных элементов поверхности земли, что и позволяет испытуемому правильно ориентироваться по этой природной "линейке" в определении соотношения высот колышков.
Эксперимент Дж.Гибсона демонстрирует принципиальное различие между абстрактными "плоскостями", не имеющими цвета, текстуры, плотности и т.д., свойственными "физическому миру" (который обычно и моделируется в лаборатории), и "поверхностями", реально существующими в мире "экологическом".
Дж.Гибсон отмечает, что "субъект" и "окружающий мир" (для него — синоним "экологического мира") являются взаимодополнительными и друг без друга немыслимы: мир, в котором реально действует субъект, зависит от характеристик самого субъекта, в то время как "физический мир" существует сам по себе, в своем "в-себе-и-для-себя-бытии".
На этом положении и базируется гибсоновская теория возможностей (Theory of Affordances), корни которой восходят к идеям поссибилистов и работам гештальтпсихологов. В самом общем виде, возможность — это система, включающая совокупность физических свойств среды, образующих единство относительно субъекта, для которого они являются уникальными, и самого субъекта. Совокупность возможностей составляет "экологический мир" данного субъекта.
В теории возможностей ярко проявляется экологичность подхода Дж.Гибсона, поскольку она безусловно требует включения в любой проводимый анализ в качестве важнейшей переменной совокупности условий среды. По Дж.Гибсону, исследование предоставляемых миром возможностей и составляет предмет психологии.
Основные категории экологического подхода Дж.Гибсона: "экологический мир" (окружающий мир), субъект, возможность, взаимодополнительность и др.
Задачей экологического подхода Дж.Гибсона является разработка психологии "человека в экологическом мире", дополняющей существующую сейчас психологию "человека в физическом мире".
Если на уровне "организма" в психологии уже существуют определенные варианты теоретических моделей, созданных в русле экологического подхода, то разработка завершенных, целостных моделей на уровне "группы" и "популяции" до сих пор остается еще актуальной. В качестве ориентиров для этого могут служить концепции, сформировавшиеся в других социальных науках.
Для уровня "популяции" перспективным представляется использование социально-экологического подхода, разработанного в социологии.
Социально-экологический подход
Социально-экологический подход зародился в 20-30-х годах XX в. в рамках Чигагской социологической школы (Р.Парк, Э.Бэрджесс, Р.Маккензи и др.). Ее представители пытались изучать различные социологические аспекты жизни города, опираясь на понятийный аппарат, разработанный в биоэкологии для анализа особенностей функционирования популяции, характера взаимосвязей элементов в экосистеме. Несмотря на то, что работы этих социологов несли на себе ощутимый отпечаток биологического редукционизма, во-первых, им была свойственна широкая междисциплинарность (которая сейчас является одной из важнейших характеристик экологического подхода в социальных науках в целом), и, во-вторых, они создали привлекательный прецедент, введя образ научного мышления, свойственный экологии, в социальные науки.
Методологические особенности социально-экологического подхода. Социально-экологический подход в современном виде, в основном, сформировался к 60-70-м годам. Он характеризуется следующими методологическими особенностями: 1) исследованием проблем на уровне человеческой популяции, поскольку в центре внимания стоят те закономерности, которые могут проявляться только на макроуровне, а не на уровне отдельных индивидов [49, 58]; 2) использованием социальных категориальных аналогов экологических понятий, что позволяет по-новому подойти к описанию и объяснению различных социальных феноменов [52]; 3) ориентацией на изучение функциональных, а не причинно-следственных связей в экосистеме человека, поскольку он "предполагает взаимосвязи в отсутствии гипотезы потому, что указывает на высший уровень, на котором дается общее объяснение для переменных, тесно коррелирующих, но логически не связанных" [58, с. 4].
Наряду с концепцией "экологического сообщества" А.Хоули [52, 53], наиболее известной теоретической моделью, строящейся на основе социально-экологического подхода, является концепция "экологического комплекса" О.Дункана и Л.Шноре.
В "экологическом комплексе" О.Дункан и Л.Шноре выделяют четыре компонента: население (популяция) (Population), cреда (Environment), технология (овеществленные средства взаимодействия со средой и культура в целом) (Technology) и организация (Organization) — сокращенно POET. Объектом внимания в экологическом комплексе является социальная организация как коллективная адаптация популяции к среде во времени и пространстве. Она рассматривается как зависимая переменная, наряду с независимыми переменными комплекса (PET). Таким образом, с позиций данной концепции, для объяснения социальных явлений необходимо выйти за рамки самой социальной организации, включив ее в систему более высокого порядка, каковой и является "экологический комплекс" в понимании О.Дункана и Л.Шноре [48, 49].
Основные категории социально-экологического подхода: окружающая среда, популяция, экосистема человека, функциональные взаимосвязи и др.
Задачей социально-экологического подхода является анализ функционирования человеческой популяции в экосистеме человека.