Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Контрольное задание № 2



Функциональные стили русского литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Сфера использования различных стилей, языковые признаки стилей, особенности построения текста разных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Особенности официально-делового стиля. Жанры официально-деловой речи. Языковые формулы официальных документов. Устная деловая речь: деловой телефонный разговор. Клише и штампы в речи юриста.

Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Язык рекламы.

Разговорный стиль. Разговорная речь в системе функционирования разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Тематический план семинарских занятий

Тема семинара Количество часов
Современный русский литературный язык. Лексикография.
Лексикология. Лексические нормы. Точность и выразительность речи юриста.
Русская фразеология и выразительность речи.
Орфоэпические нормы.
Нормы употребления имен существительных и прилагательных, числительных, местоимений.
Нормы употребления глагола и глагольных форм.
Синтаксические нормы и культура речи.
Коммуникативные нормы.
Культура общения. Законы общения. Разновидности общения.
Юрислингвистика. Социолингвистика. Психолингвистика.
Функциональные стили русского языка.
Итого: 22 часа

Планы семинарских занятий

Семинар № 1. «Современный русский литературный язык»

Орфографический тренинг

Диагностическое тестирование. Диктант.

Вопросы для обсуждения

  1. Что такое культура речи? Каковы ее аспекты? Кратко охарактеризуйте их.
  2. Какие критерии определяют понятие «хорошая речь»? Каково значение культуры речи в деятельности юриста?

Практические задания

1)Внимательно прочитайте отрывок из книги В.К. Журавлева «Русский язык и русский характер». Какие проблемные моменты современ­ного русского языка и современной русской речи намечены в этом тексте?

Стало нормой, что русский оратор не произносит, а читает свою речь по бумажке. Косноязычие становится национальной болезнью. Невероят­но низка культура речи в быту и в общественных местах, а нередко - и в парламенте, в газетах и радиопередачах...

Повсеместно можно слышать, что наши дети вообще мало читают, особенно классику. А что делает школа, чтобы научить читать, глубоко проникая в смысл прочитанного, научить восхищаться и дышать класси­ческим русским словом Тургенева, Пушкина, Чехова, Толстого?

С точки зрения современной социолингвистики, литературный язык является мощнейшим фактором интеграции народа, нации в целостный социум. Язык является средством отбора, хранения и передачи информа­ции, живой связью поколений. В процессе овладения языком происходит

социализация личности, которая становится членом определенного языкового коллектива, представителем русского народа.

(В. Журавлев).

2) Прокомментируйте материалы таблицы 1:

Таблица № 1

 

Уровень Варианты
Фонетический   Чтобы — чтоб, папоротник — папортник, уполномочи­вать — уполномачивать
Словообразовательный   Осмысление — осмыслива­ние, слесарничать — слеса­рить, геройски — по-ге­ройски, читальня — читалка, волчица — волчиха
Морфологический   Эта толь — этот толь, кофе остыл — кофе остыло, поло­тенец — полотенцев, в це­хе — в цеху, поезжай — ез­жай — съезди, важнейший — самый важный — наиболе важный, в ста метрах — в сотне метрах — в стах метрах
Синтаксический   Ждать поезда — ждать поезд, купить хлеба — купить хлеб, ехать на поезде — ехать в по­езде — ехать поездом, реко­мендовать тренером, реко­мендовать как тренера, реко­мендовать в качестве тренера
Фразеологический   Язык прилип/присох к гор­тани, язык не повернется/не поворачивается сказать.
Фразеологический   языком трепать/чесать/ бол­тать/молоть, будто/словно /точно корова языком слиз­нула

 

3) Прочитайте текст и составьте к нему тезисный план. К каждому тезису подберите свои аргументы или примеры.

«Культура речи неотделима от общей культуры», - писал К. Чуковский. Эти слова могут быть отнесены и к профессиональной культуре. Понимая профессиональную культуру как совокупность знаний и навыков, обеспечивающих высокие результаты работы каждого человека по выбранной специальности, отметим, что само понятие «профессиональная культура» не имеет однозначного толкования, существует разница и в определении составляющих это понятие компонентов. Психологи высказывают мнение, что профессиональная культура обеспечивается синтезом культуры поведения, эмоциональной культуры, культуры речи и культуры профессионального общения. Считается, что каждая профессиональная деятельность воздействует, и весьма значительно, на человека. Существует утверждение, что люди есть то, что они делают. При этом культура речи составляет основу культуры профессионального общения, друг без друга они просто несостоятельны.

4. Домашнее задание:

- составьте подробный конспект по теме «История становления современного русского литературного языка» (от 5 листов).

- сделайте доклад по теме «Реформы орфографии».

 

5. Литература:

1) Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. редактор Л.К.Граудина, Е.Н. Ширяев – М.: Норма, 2005 – 560 с.

2) Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1988 – 319с.

3) Русский язык и культура речи./ Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002 - 412 с.*

4) Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов- н/Д; Феникс, 1996 - 544 с.

5) Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / Ред. О.Я. Гойхман.- М.: Инфра-М, 1997 - 240 с.

6) Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. -М.: Просвещение, 1998 - 239 с.

7) Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения / Ред. Л.К. Граудина. - М.: Наука, 1996 - 439с.

8) Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (блок ГСЭ).- 2-е изд., испр., М.: Академия, 2004-271 с.*

9) Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М.: Высшая школа, 1974-352 с.

10) Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. Русский язык, 1987- 526 с.

11) Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. М.: Российская академия правосудия, 2005-144 с.*

12) Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. 0,Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА, 2003-192с.

13) Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. - М. Айрис-пресс, 2010-496 с.

Семинар № 2. «Лексические нормы. Точность и выразительность речи юриста»

История слова

Список слов и фразеологических выражений для этимологического анализа.

Кричать во всю Ивановскую, положить под сукно, прийти к шапочному разбору, Шемякин суд, делать из мухи слона, у черта на куличиках, ходить козырем, бросить якорь, бить баклуши, камень преткновения, тет-а-тет, вавилонское столпотворение, рыцарь на час, счастливые часов не наблюдают, с жиру беситься, де-факто, карт бланш, суета сует, на скорую руку, обвести всех вокруг пальца, на всех парах, хоть волком
вой, со всех ног, тёртый калач, ни зги не видно, переливать из пустого в порожнее, из огня да в полымя, с больной головы на здоровую, считать ворон, вить верёвки, выводить на чистую воду, ставить
вопрос ребром, доводить до белого каления, держать камень за пазухой, дразнить гусей, заводить волынку, выпускать вожжи, Прокрустово ложе, перейти Рубикон, из куля в рогожку, куры не клюют, верста коломенская, с гулькин нос, идти ва-банк, петь дифирамбы, Содом и Гоморра, слона-то я и не приметил.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.