Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Объем дисциплины и виды учебной работы. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

 

Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

учебно–методический комплекс

для студентов юридического факультета РАП

(специальность 030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр»)

 

 
 

 

 


Москва

Автор – составитель

Брадецкая И.Г., ст. преподаватель

кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия.

 

Рецензент

Кузнецова Т.Е., канд. пед. наук,

доцент кафедры общеобразовательных дисциплин

Российской академии правосудия.

 

 

Брадецкая И.Г.Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс для студентов юридического факультета РАП (специальность 030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр»).- М.: РАП, 2011.

 

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» для составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 12 от 10 мая 2011 г.)

Утвержден Учебно-методическим советом Российской академии правосудия (протокол № 2 от 19 октября 2010 г.)

 

 

© Брадецкая И.Г., 2011

© Российская академия правосудия, 2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………6

Тематический план ……………………….…………………………...………….7

Программа ………………………………………………………….……..............8

Тематический план семинарских занятий…………………..…………….........10

Планы семинарских занятий……………………………………………….........11

Рекомендуемая литература……………………………………………………...26

Методические рекомендации по

организации самостоятельной работы студентов…………………...……....…27

Контрольное задание (примерный вариант)........................................................28

Вопросы для подготовки к зачету……………………………………………….29

Обучающие тесты………………………………………………………………...30

Приложение ………………………………………………………………………34

 

 

Введение

Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена для студентов, обучающихся по направлению 030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр», и предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания программы и уровню подготовки выпускников высшего учебного заведения, ведущего подготовку студентов по специальности 03.05.01 (65) Юриспруденция.

Специфика деятельности юристов связана с «повышенной речевой ответственностью», подразумевает публичность, каждодневную работу с аудиторией, часть которой изначально настроена негативно по отношению к выступающему. Именно поэтому будущих юристов необходимо научить свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях, и прежде всего в непосредственной профессиональной деятельности, научить их культуре общения, учёту психолингвистических особенностей собеседников, сформировать у них безукоризненно чистую, правильную, терминологически точную и выразительную речь.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования заложен компетентностный подход.

Компетенция включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» преследует целиформирования общекультурных, коммуникативных и лингвистических компетенций.

В разделе V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» Государственного образовательного стандарта отмечается, что выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- «способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8)».

Обозначим также коммуникативные и лингвистические компетенции выпускника:

  • владеет нормами современного русского языка и фиксирует их нарушения в речевом потоке и письменном тексте;
  • имеет представление о языке и речи, видах речевой деятельности, невербальной коммуникации и их особенностях, способен использовать эти знания в профессионально значимых ситуациях общения;
  • способен самостоятельно пользоваться нормативными словарями и справочниками русского языка;
  • соблюдает нормы и правила русского языка в Интернет-общении;
  • соблюдает правила русского речевого этикета и невербальной коммуникации (мимика, жесты, дистанция общения);
  • способен различать особенности стилей речи и умеет использовать это в практике общения;
  • владеет общенаучной и профессиональной лексикой;
  • имеет представление о научном тексте, знает правила его построения и языкового оформления (и в том числе, компьютерного);

Важнейшими задачамидисциплины являются:

o Закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка.

o Обучение профессиональному общению в области избранной специальности.

o Развитие навыков поиска и оценки информации.

o Развитие речевого мастерства для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссии и т.п.).

o Повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений.

В реальном учебном процессе формирование указанных выше компетенций и решение обозначенных задач происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Так систематическая работа по формированию и совершенствованию культуры речи студента обеспечивает развитие его интеллектуальных и творческих способностей, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается развитию навыков самоконтроля и потребности студентов в работе со справочной литературой (словарями, справочниками, энциклопедиями).

Большое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией.

Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официального стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом в качестве дидактического материала используются тексты, профессионально значимые для студентов.

Повторяя лексику, словообразование, морфологию, студенты будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам; повторяя синтаксис - к типичным для данной профессии словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам, наиболее типичным для текстов по данной специальности. При анализе, например, лексики научного текста или официального документа важно не только выявить её в тексте, не только привлечь внимание студентов к словосочетаниям, характерным для данного жанра, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике.

Орфографические и пунктуационные нормы на данном этапе обучения не являются предметом специальных занятий. Однако, учитывая уровень грамотности, который обычно выявляют тестовые и контрольные задания на первых занятиях, в нашей программе заложен блок «Орфографический и пунктуационный тренинг», который позволит дифференцированно подойти к проблемам повторения и устранения пробелов в знаниях орфографии и пунктуации. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале.

Однако есть некоторые орфографические и пунктуационные трудности, с которыми студенты незнакомы, но которые профессионально значимы и потому требуют особого внимания. Таковы, например, употребительные в профессиональной деятельности слова специальной лексики, словосочетания с ними, пунктуационное оформление официальных документов, деловых бумаг и т.д.

В учебно-методическом комплексе представлен тематический план данной учебной дисциплины с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы и на проведение семинаров.

Содержательной основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретённых студентами знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением общих вопросов русского языка и с разветвлённой системой практической работы по применению лингвистических знаний к профессионально-речевой деятельности студентов, к культуре их речи, к обогащению их речи изобразительно-выразительными средствами, к повышению их грамотности, что способствует повышению уровня компетенции будущих юристов.

Курс носит практический характер, из этого следует, что большая часть времени на занятиях отводится на выполнение различного рода упражнений и решение коммуникативных задач.

Изучение программного материала рассчитано на 72 часа, из которых 36 - аудиторные занятия. Часть учебного материала доводится до студентов на лекциях, а другая усваивается в ходе работы на семинарах, в ходе самостоятельной работы.

Основными формами учебной работы являются: лекции и семинарские занятия. Запланированы также интерактивные формы обучения – выполнение творческих заданий по «истории слова» (этимологический анализ), речевые разминки, семинар в форме деловой игры. На каждом занятии уделяется время таким блокам, как «Орфографический и пунктуационный тренинг», сообщения и доклады по предложенным преподавателем темам.

Согласно плану студенты должны выполнить 2 контрольных задания. По окончанию изучения курса формой итогового контроля является зачет.

Общая трудоемкость дисциплины – 2 дидактические единицы.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы ( по учебному плану) Количество часов в соответствии с учебным планом
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа под контролем преподавателя, НИРС
Контрольная работа (количество)
Форма итогового контроля зачет

Тематический план

 

№ Те мы   Темы дисциплины   Формиру-емые компетен-ции Виды учебных занятий
Лекции Семинары
1. Культура. Язык. Речь. ОК-4  
2. Современный русский литературный язык. ОК-4  
3. Нормированность как механизм культуры речи. ОК-4  
4. Лексикология. Лексические нормы. Точность и богатство речи юриста.   ОК-4  
5. Русская фразеология и выразительность речи юриста. (Интерактивная форма обучения) ОК-4  
6. Орфоэпические нормы. Контрольное задание № 1. ОК-4    
7. Грамматические нормы русской речи. ОК-4  
8.   Нормы употребления имен существительных и имен прилагательных, числительных и местоимений. ОК-4  
9. Нормы употребления глагола и глагольных форм. ОК-4  
10. Синтаксические нормы и культура речи. ОК-4
11. Коммуникативные нормы. (Интерактивная форма обучения) ОК-5  
12. Культура общения. Законы общения. Разновидности общения. ОК-5  
13.   Юрислингвистика. Социолингвистика. Психолингвистика. (Интерактивная форма обучения) ОК-8      
14. Функциональные стили русского языка. Контрольное задание № 2. ОК-8, ОК-4
15. Итого:
   

ПРОГРАММА

 

Тема 1. Культура. Язык. Речь

Культура речи как компонент культуры в целом.

Понятие культуры. Характеристики культуры. Культура речи как область лингвистики. Зарождение культуры речи как науки. Вклад В.Б.Головина в развитие науки. Речь и коммуникативные качества речи (правильность, чистота, точность, выразительность, богатство, уместность, доступность, логичность и др.). Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи. Язык и речь. Особенности-противоположности, общее и различия.

 

Тема 2. Современный русский литературный язык. Лексикография

Современный русский литературный язык: этапы становления. Формы существования национального языка (литературный язык, территориальные диа­лекты, городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны). Основные признаки литературного языка. Филология и лингвистика. Культура речи и риторика. М.В.Ломоносов как основоположник российской филологии. А.С. Пушкин о русском языке и культуре речи. Значение работ В.В.Виноградова, С.И.Ожегова, А.А.Реформатского, Л.В.Щербы и др. ученых для отечественного языкознания.

Языковая политика государства

Речевая культура и словари. Словарь и словарная статья. Типы основных словарей русского языка. Способы толкования лексического значения слова в толковых словарях.

 

Тема 3. Нормированность как механизм культуры речи

Кодификация языка. Понятие нормы. История формирования норм русского литературного языка. Механизмы кодификации.

Императивная и диспозитивная нормы. Языковые, речевые, коммуникативные и этические нормы. Основные виды языковых норм (акцентологические, орфоэпические, лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, орфографические, пунктуационные). Источники языковых норм. Профессиональные варианты нормы.

 

Тема 5. Лексикология. Лексические нормы. Точность и богатство речи юриста

Лексикология как наука. Лексика, понятие лексической нормы. Слово и его значение в речи. Дифференциация лексики современного русского литературного языка. Лексика с точки зрения сферы употребления, с точки зрения активного и пассивного запаса.

Полисемия как языковое явление. Понятие точности и богатства речи. Изобразительно-выразительные возможности лексики. Употребление профессиональной лексики и терминов в юридической практике. Понятие лексической сочетаемости. Тавтология и плеоназм. Лексические ошибки и их исправление.

 

Тема 6. Русская фразеология и выразительность речи юриста

Понятие о фразеологических сочетаниях, выражениях, сращениях. Пословицы, поговорки, крылатые слова. Фразеологическая синонимия, антонимия. Типичные ошибки использования фразеологизмов в речи. Использование фразеологизмов в профессиональной речи юристов. Фразеологические словари.

Тема 7. Орфоэпические нормы

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.