Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В политическом процессе». Состояние публичной сферы – показатель соответствия государственной политики



Состояние публичной сферы – показатель соответствия государственной политики мнению и воли общества. Этапы эволюции публичной политики в постсоветской России.

Место и роль СМИ в российском политическом процессе.

Неправительственные общественные организации в постсоветском политическом пространстве: этапы, основные направления и перспективы развития.

Проблемы и механизм взаимоотношений общественных объединений и структур государственной власти в процессе принятия политических решений. «Третий сектор» и бизнес-сообщество как партнеры органов управления.

«Публичные формы» воздействия граждан и их объединений на власть (участие в публичных дискуссиях, встречах и кампаниях СМИ, публичные обращения, общественная экспертиза, предложение властям профессиональных рекомендаций, и иные формы). Особенности использования данной группы «публичных форм».

Основная литература.

Афанасьев М.Н. Клиентелизм и Российская государственность. – М., 1997.

Гончаров Д.В. Теория политического участия. М., 1997.

Гражданское участие: ответственность, сообщество, власть. М., 1997.

Дегтярев А.А. Методологический подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений // Полис. – 2003. - № 1.

Законодательный процесс: Понятия. Институты. Стадии. / Отв. ред. Р.Ф.Васильев. – М., 2000. С.181-152, 280-292.

Зяблюк Н.С. Практика лоббистской деятельности в США. – М., 1993.

Ильичева Л.П. Лоббизм и интересы предпринимательства. – М., 2000.

Клементович. Процесс принятия политических решений // Элементы теории политики / Под ред. В.П. Макаренко. – Ростов-на-Дону, 1991.

Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. Учебник. М., Издательство «Дело», 2001.

Нагель А. Принятие решений в политике // Социология политики / Отв. ред. Т.В. Адрианова. – М., 1981.

Назаров М.М. Политический протест: опыт эмпирического анализа.// Социс. – 1995. - № 1.

Пескун К.В. Российские СМИ в условиях трансформации социальной структуры современного общества. // Журнал о выборах. – 2003. - № 2.

Растов Ю.Е. Протестное поведение в регионе (на примере Алтайского края). // Социс. – 1996. - № 6.

Российские выборы от перестройки до суверенной демократии / А.В.Иванченко., А.Е.Любарев – М.: Аспект Пресс, 2006.

Система представительства российского бизнеса. Формы коллективного действия / Отв. ред. Ю.В. Крашенинников. – М., 1997.

Паппэ Я. Отраслевые лобби в правительстве России: 1992-1996 // Pro et contra. 1996. - Т. 1. - № 1.

Публичная политика в России. По итогам российско-канадского проекта «Университет Калгари – Горбачев Фонд». – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

Красин Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей // Полис. 2004. - № 6.

Социальная сфера: публичные и частные начала. Материалы симпозиума. Екатеринбург, 11 октября 2001 г. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002.

Попова Н.А. Молодежное самоуправление в системе реализации народовластия. – Ростов-на-Дону: Информационно-аналитический и издательский центр «Местная власть», 2008.

Публичная сфера и государственная публичная политика в современной России: состояние, проблемы, перспектива. – М.: Горбачев – Фонд, 2000.

Гражданское общество и государство. – М.: Фонд «Либеральная миссия»», 2005.

Цымбургский В.Л. Человек политический между ratio и ответами на стимулы. // Полис. – 1995. - № 5.

Шуякова Е.Н. Самоорганизация в молодежной среде современной России: условия, мотивация, общественно- политическая практика. –Ростов- на- Дону: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011.

 

Темы рефератов.

1. Избирательная реформа начала нового тысячелетия.

2. Правовой статус политических партий и концептуальные изменения избирательного законодательства нач. ХХ1 века.

3. Стимулы политизации молодежной среды: институциональные и социокультурные условия.

4. Особенности политического участия женщин в постсоветской России.

5. Факторы, определяющие политическую активность граждан.

6.Организация избирательной кампании как форма косвенного влияния на решение проблем и характер отношений с властью (уровень избирательной кампании по выбору).

7. Итоги и значение работы «Гражданского форума» 2001 г. в России.

8. Органы молодежного самоуправления, как институты представительства интересов молодежи во власти.

9.Возможности создания системы регулярных общественных обсуждений проблем через форму общественных палат.

 

Дополнительная литература.

Гаврилова И.Н. Политическая социализация молодых. //Свободная мысль.- 1996. - № 7.

Ильичева Л.П. Специфика лоббизма в условиях политической системы России// В помощь начинающему лоббисту. Вып.9. – М., 2000.

Молодежь в избирательном процессе. – Ростов-на-Дону: Информационно-аналитический и издательский центр «Местная власть», 2007.

Кислицын С.А. Формирование гражданского общества в условиях Российской демократической реформации. – Ростов-на-Дону, СКАГС, 2005.

Доклад Общественной палаты Российской Федерации «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации», Москва. 2007. // WWW.oprf.ru/ru/rus/documents/report/.

Маркелов К.В. Между гражданским обществом и государством // Социология власти. – 2004. - № 5.

Мишин А., Миляева Л. Региональный опыт социального партнерства// Проблемы теории и практики управления. – 2002. - № 3.

Сунгуров А. Тольяттинский диалог. Центр «Стратегия». М., 2003.

Сюткина А.П. Конюшко С.В. Механизм регулирования лоббистской деятельности в современной России// Государство и право. - 1998. - №1. - С.100-111.

Молодежь России: 90 – е годы. М., 1995.

Холмская М.Р. Политическое участие, как объект исследования. // Полис. – 1999. - № 5.

 

Тесты.

1. Что такое активное и пассивное избирательное право:

а) право участвовать в формировании избирательной комиссии;

б) право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;

в) право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления;

г) право баллотироваться на выборах.

2. Что такое абсентеизм?

а) право выдвигать кандидата на выборную должность;

б) запрет на проведение общественных митингов и демонстраций;

в) неучастие граждан в выборах.

 

3. Что такое референдум?

а) форма легализации принятого политического решения;

б) форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решения, осуществляемого посредством голосования;

в) общественная экспертиза политического решения осуществляемого посредством голосования.

4. Кто является избирателем?

а) граждане данной страны, обладающие активным избирательным правом;

б) население, проживающее на данной территории постоянно или преимущественно;

в) население, проживающее на данной территории постоянно или преимущественно, обладающие активным избирательным правом.

5. Политическое участие это не:

а) процесс политической социализации;

б) механизм участия граждан в общественном управлении;

в) политическое поведение отдельных социальных групп;

г) государственное управление исполнительных структур власти.

6. Мажоритарная система относительного большинства предполагает:

а) три тура;

б) два тура;

в) один тур.

7. Когда впервые в истории России женщины получили избирательные права?

а) в 1907 на выборах в Государственную Думу

б) в 1917 при выборах в Учредительное Собрание

в) в 1918 на выборах по первой Конституции РСФСР

5. не имеет права избирать и быть избранными граждане:

а) признанные судом недееспособными

б) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда

в) проходящие срочную воинскую службу

г) имеющие двойное гражданство

8. Минимальный возраст кандидата в депутаты Государственной Думы ФС РФ

а) 30 лет

б) 18 лет

в) 21 год

9. Формирование территориальной избирательной комиссии осуществляется

а) представительным органом муниципального образования

б) главой администрации муниципального образования

в) избирательной комиссией субъекта Федерации

 

Проектное задание.

1. Познакомьтесь с Модельным Положением об общественных слушаниях и сформулируйте письменно основные (обязательные) и факультативные (необязательные) этапы и условия проведения общественных слушаний. В чем эффективность данной формы общественного участия в принятии политического решения?

2. Подготовьтесь к участию в ситуационной игре-тренинге: «Проведение общественных слушаний по проблеме модернизация существующей молодежной политики в соответствующем муниципальном образовании ».

 

Модельное положение об общественных слушаниях с комментариями-рекомендациями:

1. Общие положения.

1.1. Общественные слушания это:

— консультативная форма непосредственного участия граждан в управле­нии на территории;

— подготовленное и проведенное в соответствии с данным Положением собрание граждан, на которое приглашены представители органов власти и СМИ и на котором приведены факты и высказаны мнения по обсуждаемой проблеме и рассмотрены рекомендации для органов власти по ее решению.

1.2. Целью общественных слушаний является:

— информирование граждан, СМИ и представителей органов власти о фак­тах и мнениях по обсуждаемым проблемам;

— влияние на формирование общественного мнения по обсуждаемой про­блеме;

— влияние на действия граждан и организаций по обсуждаемой проблеме;

— влияния на решения органов власти по обсуждаемой проблеме.

1.3. Темой обсуждения на общественных слушаниях могут быть любые про­блемы, которые затрагивают граждан и организации на территории и реше­ние которых находится в компетенции органов власти территории. Вопросы бюджетного процесса могут обсуждаться на любом его этапе.

Общественные слушания организует Оргкомитет, учрежденный группой граждан и организаций, согласовавших его состав, тему и задачи слуша­ний.

1.4. Все обеспечение подготовки и проведения слушаний осуществляется путем добровольного безвозмездного предоставления Оргкомитету ресурсов гражданами, организациями и органами власти.

1.5. Подготовка и проведение общественных слушаний осуществляется Оргкомитетом в соответствии с действующим законодательством, настоя­щим Положением и согласованными учредителями темой и задачами на ос­нове партнерских отношений с гражданами, организациями, СМИ и орга­нами власти.

 

Комментарий. Основные принципы общественных слушаний:

— вынесение на обсуждение альтернативных мнений и проектов;

— привлечение квалифицированных экспертов;

— обеспечение независимого анализа проблем;

— концентрация на сопоставлении в первую очередь проверенных фактов;

— обсуждение проблем в период ранней стадии их рассмотрения органами власти;

— обеспечение представительства на слушаниях и информирования об их итогах всем заинтересованным в их теме общественным группам;

— обеспечение присутствия на слушаниях и информирования об их итогах представителей органов власти, в компетенцию которых входит решение об­суждаемых проблем.

1.5. К участию в общественных слушаниях приглашаются и информиру­ются об их итогах все заинтересованные в их теме общественные группы, СМИ и представители органов власти, в компетенцию которых входит решение об­суждаемых проблем. Итоговая информация предоставляется всем желающим.

2. Подготовка общественных слушаний.

2.1. Решением Оргкомитета утверждаются тема слушаний.

2.2. Оргкомитет привлекает к подготовке партнеров из общественных и иных организаций, органов власти и СМИ, экспертов и иных лиц.

Комментарий № 3. Предварительная подготовка и привлечение партнеров.

Оргкомитет четко формулирует и согласует общие цели задачи, формы и методы работы, а также ожидаемые результаты.

Определяются целевые группы, для воздействия на которые проводятся слушания.

Намечаются потенциально заинтересованные в теме и в слушаниях по­тенциальные партнеры (в дополнение к учредителям), среди которых обяза­тельно соответствующие органы власти и их представители.

Согласуется предварительный список наличных ресурсов (в том числе кад­ры организаторов и экспертов, оргтехника, средства связи, помещения для подготовки и варианты помещений для проведения слушаний и т. П.), а также планы по увеличению ресурсов и требования к ним.

Прорабатываются: предварительные темы основных докладов, разделов слушаний и, соответственно, вариантов итоговых материалов; предваритель­ные кандидатуры основных докладчиков и выступающих; предварительные варианты программы, сроков и места проведения, принципов приглашения партнеров и участников, плана подготовки с ответственными; тексты обра­щений и уполномоченные на переговоры с потенциальными партнерами (представителями органов власти, СМИ и других организаций).

На основе принятых предварительных решений и материалов уполномо­ченными проводятся предварительные переговоры об участии в подготовке, обеспечении и проведении общественных слушаний с соответствующими по­тенциальными партнерами, уточняется их позиция и условия сотрудничества, суммируются предложения.

Оргкомитет заслушивает отчет уполномоченных и ответственных, прини­мает предварительные решения по предложенным условиям сотрудничества и предложениям, а также по новым текстам обращений и по уполномоченным.

Проводятся окончательные переговоры.

Оргкомитет рассматривает и утверждает окончательный состав партнеров, условия сотрудничества с ними и список ресурсов. Решается вопрос в формах включения партнеров в работу Оргкомитета (вплоть до кооптации в его со­став).

Решением Оргкомитета окончательно утверждаются:

— название слушаний (по согласованной теме);

— темы основных докладов (разделов слушаний);

— проект программы;

— дата, время и место проведения;

— принципы приглашения участников;

— план подготовки, обеспечения, проведения и итогов общественных слу­шаний с указанием источников ресурсов и ответственными;

— тексты приглашений всем участникам, в том числе представителям ор­ганов власти и СМИ;

— анонсирующее сообщение для прессы

— по возможности, размещение предварительных материалов в Интернете.

2.3.На основе принятых решений и материалов Оргкомитет готовит док­лады и основные выступления, итоговые материалы, информирует и пригла­шает участников, власти и СМИ, готовит помещения, реализует имеющиеся у него и его партнеров возможности информировать граждан и их организа­ции о предстоящих слушаниях.

2.4. Оргкомитет и его партнеры стремятся обеспечить принятие решений и действия органов власти и их представителей по содействию в подготовке и проведении слушаний (в том числе путем предоставления помещения с вы­соким статусом* и информировании о предстоящих слушаниях граждан), а также участии в них представителей высокого ранга** и готовности к рас­смотрению их итогов на предмет учета в решениях и действиях органов власти.

2.6. Оргкомитет утверждает ведущего и его заместителя, программу и вре­менной регламент, раздаточные материалы и проект итогового документа слу­шаний.

3. Проведение общественных слушаний.

3.1. Оргкомитет обеспечивает готовность помещения, прием участников,
представителей властей и СМИ.

Комментарий. Ведущий слушаний.

Все доклады, вопросы, ответы, любые выступления делаются только по его предложению или с его разрешения. За 30 секунд до истечения срока выс­тупления он предупреждает выступающего словами «осталось 30 секунд», по истечении срока — прерывает выступление и передает слово следующему. Его краткие замечания посвящены только обеспечению, по необходимости, со­блюдения программы и временного регламента.

При открытии слушаний ведущие кратко информирует о теме и на­
звании слушаний, учредителях, Оргкомитете и его партнерах по организации слушаний, о составе участников, программе, временном регламенте и порядке слушаний.

3.2. Ведущий в соответствии с программой предоставляет слово докладчи­кам, основным выступающим, предварительно записавшимся на выступле­ния в прениях, организует (в рамках выделенного в программе времени) про­цедуру справок, ответов на вопросы по каждому докладу и, по возможности, каждому такому выступлению в прениях.

3.3. При наличии времени ведущий организует выступления в прениях без записи в порядке «живой очереди» (без вопросов, справок и комментариев к ним).

3.4. При необходимости ведущий предоставляет слово для приветствия (вне программы) представителям органов власти.

3.5. По выполнении программы (или истечении отпущенного времени) ве­дущий прекращает выступления, организует ознакомление с проектом итого­вого документа, подготовленного Оргкомитетом, а также иных проектов и про­водит по ним голосование.

3.6. Решение принимается простым большинством голосов присутствую­щих.

3.7. При закрытии общественных слушаний ведущий кратко напоминает их тему и название, учредителей, Оргкомитет и его партнеров по организации слушаний, состав участников, а также произносит необходимые благодарнос­ти участникам и всем оказавшим помощь, провозглашает слушания закрыты­ми, прощается и просит освободить помещение.

3.8. В случае ведения стенограммы и решения Оргкомитета о процедуре ее сверки выступавшими, ведущий напоминает, каким образом, где и когда выступавшие могут ознакомиться со своей стенограммой и внести исправления.

4. Итоги общественных слушаний.

4.1. Итоговый документ общественных слушаний имеет рекомендательный характер и может быть адресован органам власти территории или ее части, вышестоящим органам власти, а также организациям, предприятиями учреждениям, гражданам и их объединениям.

4.2. При создании редакционной комиссии ею в течение 3 дней либо при­нимается текст итогового документа слушаний в целом, либо она ликвидирует­ся, и итоговый документ используется в том виде, какой принят на слушаниях.

4.3. В случае ведения стенограммы и решения Оргкомитета о процедуре ее сверки выступавшими, им предоставляется возможность ознакомиться со сте­нограммой своего выступления и внести исправления.

4.4. Итоговые материалы (включая стенограмму и приложенные материалы) размещаются в общедоступных местных библиотеках и, по возможности, в Интернете.

4.5. Оргкомитет несет моральную ответственность перед учредителями, партнерами, участниками, органами власти, СМИ, библиотеками за рассыл­ку в течение недели (а позднее — перед заинтересованными гражданами и организациями за предоставление через посредство библиотек) следующих ма­териалов слушаний:

- анонсирующее сообщение для прессы;

- сведения об учредителях, Оргкомитете и его партнерах;

- программа и временной регламент;

- cписок участников, в том числе представителей органов власти и СМИ;

- итоговый документ (или проект, если не принят «в целом»);

- приложенные выступавшими материалы (если прилагали);

- сообщение для прессы по итогам проведения слушаний;

- стенограмму (если велась).

Заключительные положения.

5.1. Положение об общественных слушаниях принимается учредителями Оргкомитета при его создании или, по их поручению, Оргкомитетом.

5.2. Положение может корректироваться путем голосования на заседании Оргкомитета при поддержке корректировок 2/3 членов Оргкомитета.

5.3. Оргкомитет, его учредители и партнеры, участники общественных слу­шаний и заинтересованные лица и организации применяют все законные меры для учета итогов общественных слушаний в деятельности органов власти, в том числе путем информирования о них, разъяснения их содержания и ос­нований для их формирования (включая уровень влияния заинтересованных групп, проведенной аналитической работы и квалификации экспертов).

 

2 этап проектного задания:

Введение. Власть в Российской Федерации согласно Конституции РФ 1993 года носит публичный характер. Это один из принципов конституционного строя, определяющий функционирование народовластия, органов государственной власти, местного самоуправления, общественной власти. Субъектами перечисленных уровней власти являются:

· народ Российской Федерации, народ субъектов Российской Федерации

· органы государственной власти федерального уровня и субъекта Российской Федерации

· муниципальные органы власти и жители муниципального образования

· политические партии, общественные организации, средства массовой информации и другие структуры гражданского общества.

Функционирование всех уровней публичной власти реализуется посредством взаимоотношений между всеми перечисленными субъектами властных отношений. При этом, известны различные формы общественного участия во власти: сбор подписей, петиций и направление писем, сходы, встречи граждан с представителями власти (в том числе на проводимых собраниях), инициирование социологического изучения общественного мнения по актуальным проблемам, «горячий телефон», общественные палаты и приемные, представители общественности в рабочих группах или комиссиях государственных органов или местного самоуправления, общественная экспертиза, «народная» нормотворческая инициатива, наконец, открытые слушания (общественные или депутатские). В деятельности структур молодежного самоуправления и отделений политических партий используются подобные формы работы.

Сценарий тренинга

«Организация публичных (общественных) слушаний по проблеме: модернизация молодежной политики соответствующего муниципального образования».

Инициатором и организатором слушаний будет соответствующий орган молодежного самоуправления. Уровень слушаний – муниципальный. В подготовке следует использовать «Модельное положение об общественных слушаниях с комментариями-рекомендациями» (см. проектное задание модуля …).

Аудитория делится на:

· оргкомитет

· представителей органов муниципального управления

· партнеры оргкомитета (заинтересованные лица из числа представителей политических партий, молодежных общественных объединений, органов молодежного самоуправления, представители СМИ)

Оргкомитет: формулирует названия слушаний (по согласованной теме), темы основных докладов и проект итогового документа.

Представители органов муниципального управления: формулируют основные направления осуществляемой молодежной политики в муниципальном образовании – готовят выступление – презентацию на слушаниях.

Партнеры: формулируют предложения по модернизации существующей молодежной политики в соответствующем муниципальном образовании; СМИ: готовят материалы для публикации по итогам проведенных общественных слушаниях.

 

ПОРЯДОК ОБЩЕСТВЕННЫХ СЛУШАНИЙ:

На первом этапе открывает работу слушаний – оргкомитет, предоставляет слово представителям органов муниципального управления.

На втором выступают партнеры.

На третьем оргкомитет подводит итоги.

 

 

Модуль 4.

«Политический процесс в российском измерении»

Тема1.

« Политическая элита и модернизационный процесс

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.