Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В политическом процессе»



Содержание понятий «политическая партия», « многопартийность», «партийная система»: общее и особенное. Качественные параметры изучения партийной системы

История становления и развития российской партийной системы в постсоветский период:открайнего плюрализмапартийно - политического пространства до «монополизма «партии власти ». Факторы влияющие на эволюцию партийной системы и роль политических партий в политическом процессе.

Основная литература.

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Официальное издание М., Юридическая литература, 2006.

Федеральный закон от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 21 июля 2005 года №97-ФЗ). //СЗРФ. – 2003. - №10.

Аваквян С.А. Проблемы реализации и перспективы развития конституционной модели российского местного самоуправления («круглый стол»). //Государство и право. – 2004 - №3.

.Гаман-Голутвина О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт. // Полис. 2007 № 4.

Гаман-Голутвина О.В. Российские партии на выборах: картель “хватай-всех”// Полис № 1 – 2004

.Гаман-Голутвина О.В.Российские партии на выборах: картель “хватай-всех” // Полис. 2004. №1.

.Глебова И.И. Партия власти // Полис. 2004. №4.

Глебова И.И. Партия Власти// Полис № 2 – 2004

. Инновации в местном самоуправлении: юг России в контексте национального и европейского опыта. Ростов-на-Дону, 2005.

Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый. //Журнал российского права. - 2004. - №1.

Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений. //Конституционное и муниципальное право. – 2004. - №3.

Гетманская М. Время «Ч» – июль 2008 года? //Муниципальная власть. - 2005. - №3.

Законодательный процесс: Понятие. Институты Стадии. / Отв. ред. Р.Ф. Васильев. М., 2000.

Исполнительная власть в Российской Федерации: проблемы развития. – М., 1998.

Кириллов Ю.В. Переходное положение. //Политика. - 2003-2004. - №4.

Кориенко В.А. О формировании исполнительного звена муниципальной власти в отечественной и зарубежной практике. //Государственная власть и местное самоуправление. - 2003. - №5.

Козак Д.А. Проблема разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ // Журнал Российского права. - 2002.- №5.

Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. Сборник научных трудов. /Под ред. А.В. Иванченко – М.: ИД «Юриспруденция», 2004.

Медведев С. Условие вступления в силу уставов муниципальных образований. //Законность. - 2004. - №8.

Мокрый В. Социально-экономическое развитие муниципальных образований. //Муниципальная власть. - 2006. - №2.

Муниципальное право. //Под ред. Ю.А. Дмитриева, М.: Эксмо, 2005.

Пешин Н.Л. Принципы построения модели взаимоотношений государства и местного самоуправления.// Конституционное и муниципальное право. - 2005. - №7.

Попова Н.А. К вопросу о тактике думской деятельности политических партий в постсоветской России // Сто лет Российского парламентаризма: история и современность.- Н. Новгород, 2006, с.432-434

Саладников В. Полномочия органов местного самоуправления.// Муниципальная власть. - 2006. - №2.

Собянин С.С. Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и перспективы развития// Политика. - 2003-2004.- №4.

Уваров А.А. Местное самоуправление в России. – М.: Норма, 2005.

Шапиро Л.В. Хроника развития местного самоуправления, 1990-2006 годы// Политика. - 2003-2004. - №4.

Чержков А.Н. Совершенствование федерального законодательства об организации государственной власти субъектов Российской Федерации.// Право и политика. – 2004. - №3.

 

Темы рефератов.

1. История формирования и деятельности Законодательного Собрания Ростовской области.

2. Расстановка партийно-политических сил в Государственной Думе Федерального Собрания РФ ( созыв по выбору) в 90-ые гг. 20 – го столетия.

3. Особенности межфракционного взаимодействия в Государственной Думе Федерального Собрания РФ (созыв по выбору).

4. Достоинства и недостатки президентской формы правления в России 90-х гг. ХХ века.

5. Партийное представительство интересов бизнесэлиты в Государственной Думе (1995-1999 гг.).

6. Сравните структуру ценностей классического консерватизма и неоконсерватизма в контексте программных позиций «Единой России»..

7.. Раскройте основные положения концепции « суверенная демократия».

 

 

Дополнительная литература.

Никонов В. Конституционный дизайн. // Современная российская политика: курс лекций. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2003. С. 7-28Экспертные советы как субъекты конфессиональной политики. //Преодолевая государственно-конфессиональные отношения. Нижний Новгород. - 2003. - С. 11-19.

Шевченко Ю. Политическое участие в России. // Pro et contra.–1998. - № 3.

Тарасов А.М. Президентский контроль: теоретические и практические аспекты оценки его эффективности // Государство и право. - 2004. - № 11.

Бизнесмены России. 40 историй успеха. /Сб. интервью. – М.; 1994.

Власть, бизнес и гражданское общество (материалы «круглого стола») // Полис. – 2003. - № 3.

Зудин А.Ю. Бизнес и политика: поворот во взаимоотношениях? // Полития. – 1997. – осень.

Тесты.

1. Решение об отставке Правительства принимает:

а) Федеральное Собрание РФ;

б) Президент РФ с согласия Федерального Собрания РФ;

в) Государственная Дума РФ;

г) Президент РФ.

Председателя Совета Федерации РФ:

а) назначает Президент РФ;

б) назначает Конституционный Суд РФ;

в) избирает Государственная Дума РФ;

г) избирает Совет Федерации РФ.

 

2. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами состав Совета Федерации РФ комплектуется путем:

а) представительства по два представителя от каждого субъекта Федерации РФ;

б) прямых выборов всеми гражданами РФ;

в) назначения Президентом РФ;

г) назначения Правительством РФ.

 

3. Сколько депутатов входит в состав Государственной Думы РФ?

а) 360; 6) 500;

в) 400; г) 450.

4. Заместителей Председателя Правительства РФ назначает:

а) Федеральное собрание РФ;

б) Государственная Дума РФ;

в) Президент РФ;

г) Совет Федерации РФ.

5. Недоверие Правительству РФ вправе выразить:

а) Совет Федерации РФ;

б) Федеральное собрание;

в) Государственная Дума РФ;

г) Президент РФ.

 

 

Выполнить письменную работу:

Прочитайте выдержки из статьи Шапиро М.А. «О местных сообществах и местном самоуправлении» // Полития. – 2003-2004. - № 4(31) и укажите факторы, которые способствуют или мешают местному сообществу (населению, молодежному самоуправлению и др.) принимать участие в решении вопросов местного значения.

Местное самоуправление как власть и управление, по существу, представляет собой систему управления объектом (муниципальным образованием), построенную в соответствии с общими принципами управленческих систем с обратной связью.

Каким образом в этих рамках строятся взаимоотношения между органами управления и населением?

а) Органы управления:

- осуществляют нормативно-правовое управление на террито­рии муниципального образования путем создания правового поля, в рамках которого действуют и юридические, и физичес­кие лица;

- осуществляют жесткое иерархическое управление муниципаль­ными учреждениями, предприятиями и др., которые, собствен­но, и реализуют конкретные управленческие действия в городе;

- выполняют переданные им государственные полномочия в отношении отдельных категорий лиц, т. е. реализуют консти­туционные гарантии в отношении граждан, проживающих в муниципальном образовании.

б) Граждане в системе муниципального управления исполняют
различные роли:

- Физические и юридические лица испытывают воздействие правового поля местного самоуправления. Такое воздействие вырабатывает то или иное их отношение к органам местного самоуправления.

- Отдельные граждане, в отношении которых выполняются го­сударственные полномочия, либо" взаимодействуют с персоналом соответствующих учреждений, либо могут жаловаться должностным лицам органов местного самоуправления, если имеют место какие-то сбои и нарушения. - Служащие муниципальных учреждений и организаций высту­пают в качестве персонала, который может воздействовать на свое руководство и через них на руководителей администра­ции города. Согласитесь, что все население муниципального образования, за исключением муниципальных служащих, в этой схеме ведет образ жизни, достаточно отстраненный от процесса управления местными делами. Интерес к управлению возникает только в случае сбоев систе­мы или принятия резких управленческих воздействий, в результате которых ситуация заметно отклоняется от привычного состояния. Другими словами, можно говорить, что осуществляется точечное вза­имодействие в точках резкого отклонения от стандартной ситуации. Почему население не предпринимает попыток включиться в уп­равление?

На наш взгляд, во многом потому, что общегородские пробле­мы, программы практически не выходят на население, жители не ви­дят их за отдельными (даже многочисленными) сбоями и недостатка­ми в работе городского хозяйства. Жители не воспринимают город как системное образование.

Не так-то просто найти рычаги, которые позволили бы выявить всеобщую заинтересованность. Общегородские ресурсы, которые могли бы стать объектом общего интереса и объединить усилия сооб­щества по их экономному расходованию, приросту и т.д. можно под­разделить на те, которые:

- существуют и осознаются как таковые (транспорт, торговля);

- существуют и не осознаются как таковые (бюджет. ЖКХ в це­лом, медицина...);

- не существуют (местные налоги).

Состояние ЖКХ каждый воспринимает в рамках своей кварти­ры, в лучшем случае - подъезда. Улучшение работы транспорта - воп­рос хоть и серьезный, но частный. А вот местные налоги, сборы на проведение конкретных мероприятий по благоустройству и т.п. могли бы стать мощным средством воспитания чувства причастности к де­лам сообщества. Но использование этого механизма не получило рас­пространения (отчасти из-за отсутствия правовых возможностей).

А пока что обратная связь осуществляется властью посредством стандартных каналов типа: реакция читателей, проходящая через СМИ; анализ обращений и жалоб, приходящих в администрацию и в представительный орган муниципального образования.

Депутаты представительного органа принимают посильное учас­тие в работе администрации над созданием нормативно-правовой базы, рассматривают представленные им проекты бюджетов, иногда - про­граммы развития, и утверждают их. Кроме того, утверждаются отчеты администрации об исполнении бюджетов и пр. Взаимодействие с населением депутаты осуществляют по традиционным схемам (прием жалоб и жалобщиков, встречи с большими или небольшими группами горожан). Это взаимодействие не имеет системного характера и, соот­ветственно, не имеет серьезного значения в деле формирования мест­ного сообщества.

Теперь рассмотрим роль членов местных сообществ в развитии муниципального образования, улучшении качества жизни, в создании условий для самореализации людей.

Нет населения муниципального образования вообще. Каждый человек исполняет целый ряд ролей, и его жизнь наполнена наборами контактов с другими людьми, связанных с исполнением каждой роли. При этом мало какую роль человек исполняет один: как правило, он действует совместно с другими людьми, связанными общим интере­сом, в больших или меньших по размеру группах.

Можно обозначить группы общих интересов, связанные с:

- общим проживанием на территории (жестко структурирован­ные - например, жилищно-строительные кооперативы, товари­щества собственников жилья, и мягко структурированные - раз­личные варианты территориального самоуправления);

- местом работы (профсоюзы, забастовочные комитеты и др. при взаимодействии с работодателем, с одной стороны, и трудовые коллективы во главе с директором при отстаивании интересов предприятия перед муниципалитетом или местным сообще­ством, с другой);

- общими проблемами фундаментального свойства (различные группы социально незащищенных граждан и т. п.);

- общими проблемами по месту жительства (экологические, транспортные и др.);

- общим досугом;

- корпоративной культурой (педагоги, медики, работники куль­туры, наверное, в менее явном виде - корпорации предпринима­телей);

- экономическими интересами;

- идеологическими основаниями (религия, зеленые, в определен­ной степени - молодежь);

- национальной принадлежностью;

- политическими пристрастиями (зачатки или местные отделения политических объединений).

Степень развития данного местного сообщества определяется:

- количеством групп, в которые включен каждый человек, и плот­ностью и интенсивностью его контактов с членами групп;

- степенью пересечения и качеством взаимодействия различных групп, которые и представляют собой структуры гражданского общества;

- степенью взаимодействия этих структур с муниципальной влас­тью для решения своих проблем (иными словами, вопросов мес­тного значения);

- степенью их участия в демократических процедурах местного самоуправления.

Надо заметить, что данные структуры должны не только прони­зывать и связывать все население муниципального образования в еди­ное целое. Они должны учиться договариваться друг с другом, прими­ряя разноречивые интересы для достижения консенсуса, превращая тем самым аморфное «население» в структурированное дееспособное местное сообщество. При этом особо следует отметить, что поиски консенсуса подразумевают открытое предъявление претензий различ­ных групп на муниципальные ресурсы, что переводит процесс управ­ления муниципальной собственностью в открытый и подконтроль­ный общественности режим.

Назначение этих структур - аккумулировать недовольство сво­их членов существующим положением вещей, их потребности и ини­циативы в улучшении качества жизни, оформить их в качестве по­требности группы и предъявить власти.

Это непростая работа, для ее выполнения нужны и аналитичес­кие способности, и твердость характера, и лидерские качества. Реаль­но существующие и действующие группы неизбежно должны научить своих членов отстаивать свои интересы и выделить из этой среды ли­деров групп, из которых впоследствии и будет происходить отбор ли­деров всего местного сообщества.

Заметим, что структуры местного сообщества включают в себя не только «группы естественных интересов», но и более сложно орга­низованные структуры - общественные и некоммерческие организа­ции с их общественно-гражданскими, общественно-политическими, общественно-национальными, общественно-конфессиональными инициативами нарождающегося «третьего сектора».

В идеале, муниципальная власть заинтересована во взаимодействии со структурами местного сообщества, поскольку именно в деятельности и кроется основной потенциал местного самоуправления - возможность задействовать человеческие ресурсы территории, использовать творческий потенциал членов местного сообщества, направленный на улучшение качества жизни всего сообщества (чего может сделать никакая другая власть).

Полноценное самоуправление может реализовать еще одну функцию муниципальной власти, не упомянутую выше, - способствовать развитию социально-экономического потенциала муниципального образования, повышению благосостояния его жителей.

Поэтому органы местного самоуправления должны быть максимально заинтересованы в воспитании у жителей чувства причастности к происходящему в муниципальном образовании, в самоорганизации населения и превращении его в развитое местное сообщество».

 

Модуль 3.

«Функциональная основа системы представительства интересов

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.