- характерные особенности модернизма и постмодернизма;
- новые идеи и принципы архитектуры XX в.;
- основные художественные течения модернизма;
уметь:
- узнавать изученные произведения;
- соотносить произведения с определенным стилем;
иметь представление:
- о художественной культуре XX в.
Художественные течения модернизма в живописи. Фовизм А. Матисса. Особенности живописной манеры, задачи творчества. «Радость жизни», «Пастораль», «Красные рыбки», «Танец».
Кубизм П. Пикассо. У истоков кубизма. Мир как совокупность геометрических форм и линий. Натюрморты, пейзажи и портреты — излюбленные жанры художников-кубистов. «Авиньонские девицы» П. Пикассо. Проблема формы, пространства и движения в кубистических произведениях художника. Дальнейшее развитие творческих принципов кубизма. Разно стильность и многогранность творческого дарования П. Пикассо.
Сюрреализм в живописи (Р. Магритт, М. Эрнст, С. Дали). «Манифест сюрреализма» А. Бретона. Реальность и сверхреальность в творчестве С. Дали. «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании», «Постоянство памяти», «Озаренные наслаждения», «Сновидение, вызванное полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», «Пылающий жираф».
Постмодернистское мировосприятие - возвращение к мифологическим истокам. Новые виды массового искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. Фернандо Ботеро.
Новые идеи и принципы архитектуры XX в. Небоскребы Л. Салливена — подлинный переворот в искусстве архитектуры. Конструктивизм Ш. Э. Ле Корбюзье. Поиск простых форм и правильной системы пропорций. Художественные принципы Корбюзье («Путь к архитектуре»). Вилла Савой в Пуасси. Разработка теории жилища для человека («машины для жилья»).. Заслуги Корбюзье в области градостроения.
«Органическая архитектура» Ф. Л. Райта, ее всемирное признание и практическое воплощение. Вилла Э. Кауфмана «Над водопадом». Оригинальность архитектурного решения Музея современного искусства Гуггенхейма в Нью-Йорке.
Новизна и оригинальность архитектурных решений О. Нимейера. «Идеальный город» (г. Бразилия). Архитектура и интерьер постмодернизма.
Театральная культура XX в. Эпический театр Б. Брехта. Основные принципы эпического театра. Дальнейшее развитие художественных принципов «эпического театра» режиссерами разных стран.
Рождение и первые шаги кинематографа. Открытие братьев Л. и О. Люмьер. Шедевры эпохи становления мирового киноискусства. Ч.С. Чаплин — великий комик мирового экрана. Основные этапы его кинематографической деятельности. «Малыш», «Золотая лихорадка», «Новые времена».
Неореализм итальянского кино. Р. Росселлини «Рим— открытый город». Творчество Ф. Феллини. Автобиографичность картин, характерные особенности творческого метода. Искусство актерской игры (Д. Мазина, М. Мастрояни). Шедевры киноискусства, его выдающиеся режиссеры и актеры.
Музыкальный мир XX в. Стили и направления. Новые принципы организации музыки. Модернизм в музыке. Додекафония Антона фон Веберна.
Искусство джаза и его истоки. Спиричуэле, блюзы и регтайм. Л. Армстронг, Д. Эллингтон, Б. Гудмен, Г. Миллер, Э. Фицджералд. Д. Гершвин («Рапсодия в блюзовых тонах», опера «Порги и Бесс»). Мюзикл «Вестсайдская история» Л. Бернстайна.
Рок-и поп-музыка — уникальное явление музыкальной культуры XX в. Э. Пресли. Рок-музыка «Битлз» (The Beatles), «Роллинг Стоунз» (The Rolling Stones), «Пинк Флойд» (Pink Floyd), «Куин» (Queen). Рок-опера «Иисус Христос — Суперзвезда» Э. Л. Уэббера. Хард-рок «Лед Зеппелин» (Lead Zeppelin), «Дип Пепл» (Deep Purple) и «Блэк Сэббат» (Black Sabbath).
12.2Русская художественная культура в XX в.
Студент должен
знать:
- характерные особенности русского изобразительного искусства XX в.;
- основные произведения русской художественной культуры XX в.;
уметь:
- узнавать изученные произведения;
- соотносить произведения с определенным стилем;
иметь представление:
- о русской художественной культуре XX в.
Русское изобразительное искусство начала XX в. Художественные объединения. «Голубая роза», «Голубой фонтан», «Бубновый валет».
Мастера русского авангарда. Абстракционизм В.В.Кандинского. Супрематизм К. С. Малевича. «Черный квадрат», «Красный квадрат», «Крестьянка», «Уборка ржи». «Аналитическое искусство» П. Н. Филонова. «Крестьянская семья», «Формула мировой революции», «Формула весны», «Пир королей».
Искусство советского периода. План монументальной пропаганды советского правительства. Произведения Б. М. Кустодиева, К. Ф. Юона, А. А. Дейнеки, К. С. Петрова-Водкина, М. Б. Грекова, Б. В. Иоган- сона. Скульптура советского периода: творчество И. Д. Шадра, А. Д. Матвеева, С. Д. Лебедевой, В. И. Мухиной. Утверждение принципов социалистического реализма в изобразительном искусстве. Советское изобразительное искусство периода Великой Отечественной войны. Военно-патриотическая тема в творчестве А. А. Дейнеки, С. В. Герасимова, А. А. Пластова.
Развитие конструктивизма в СССР. Создание оригинальных архитектурных проектов в крупнейших городах России. В. Е. Татлин — основоположник советского конструктивизма и дизайна. Модель памятника III Интернационалу.
Поиски новых сценических решений в русском театре. Режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко - МХАТ. Понятие о «системе Станиславского» («Моя жизнь в искусстве»). Условный театр В. Э. Мейерхольда. Театр в годы Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Театр 50—90-х гг. Творческие поиски и достижения. Отечественный театр последних лет. Режиссерская деятельность О. Н. Ефремова, Ю. П. Любимова, Л. А. Додина, П. Н. Фоменко, М. А. Захарова, О. П. Табакова, Р. Г. Виктюка.
Первые ленты отечественного кино. Документальная хроника, фильмы-репортажи. Игровое кино А. О. Дранкова («Понизовая вольница»). Картины А. А. Ханжонкова, Я. А. Протазанова, Д. Вертова, Л. В. Кулешова, В. И. Пудовкина. Картина С. М. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Искусство монтажа С. Эйзенштейна. Характерные особенности и лучшие достижения советского и российского кинематографа.
Музыкальная культура России XX в. Музыкальный мир С. С. Прокофьева. «Скифская сюита», Оперная и балетная музыка С. Прокофьева («Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Ромео и Джульетта», «Война и мир»). Музыка к кинофильмам («Александр Невский» и «Иван Грозный»). Творческие искания Д. Д. Шостаковича. Симфонические произведения —Седьмая симфония («Ленинградская»). Оперное и балетное творчество «Нос», «Катерина Измайлова», «Леди Макбет Мценского уезда», «Золотой век». Музыкальный авангард А. Г. Шнитке.
Феномен бардовской песни. Музыкально-поэтическое творчество бардов (Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий, Ю. И. Визбор).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ п/п
Тема семинарского (практического) занятия
Колич. час.
3.3
Художественная культура Древней Америки
4.1
Художественная культура Древней Греции.
Изобразительное искусство Древней Греции.
5.2
Художественная культура Западной Европы в средние века. Архитектура западноевропейского средневековья.
5.3.
Художественная культура от Древней Руси к России (IX – XVII вв.). Художественная культура Древней Руси (X-XIIвв.).
7.2
Художественная культура высокого и позднего Возрождения. Титаны эпохи Возрождения в Италии.
8.3
Русское искусство XVIII в.
Русская художественная культура второй половины XVIII в.
10.3
Русское искусство второй половины XIX в.
Изобразительное искусство в России второй половины XIXв.
12.1
Синтез в искусстве XX в.. Модернизм. Постмодернизм. Становление и расцвет мирового кинематографа