- шедевры русского изобразительного искусства второй пол.XIX в.
уметь:
- узнавать изученные произведения;
иметь представление:
- о жизненном пути и творчестве русских художников реалистов;
- о русской художественной культуре второй половины XIX в.
Русские художники-передвижники. «Бунт 14-ти» в Академии и образование «Артели». Общество передвижных выставок. Организация, цели, программа и форма деятельности. Обращение к социальной тематике. в творчестве передвижников. Бытовой жанр в творчестве В. Г. Перова («Проводы покойника»). И. Н. Крамской («Полесовщик», «Мина Моисеев»). Н. А. Ярошенко «Кочегар». Развитие жанра реалистического пейзажа. И. И. Шишкин («Лесные дали», обобщение ранее изученного). Реалистические пейзажи И. И. Левитана и их лирическая направленность. «Владимирка», «Над вечным покоем». А.К. Саврасов «Грачи прилетели». Мастера исторической живописи: Н. Н. Ге, В. В. Верещагин, В. М. Васнецов.
Реалистическая живопись И. Е. Репина и В. И. Сурикова. И. Е. Репин «Бурлаки на Волге». «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Искусство портрета: портреты М. П. Мусоргского и Л. Н. Толстого. Вклад В. И. Сурикова в развитие исторического жанра русской живописи. «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы».
Национальный стиль «1а russe» в культовой и гражданской архитектуре. Альфред Александрович Парланд. Церковь Воскресения («Спас-на-крови») в Петербурге. Николай Иванович Поздеев. Дом Игумнова в Москве.
Развитие русской музыки во второй половине XIX в. Композиторы «Могучей кучки». М. А. Балакирев , А. П. Бородин. «Князь Игорь» — ярчайшее достижение русского оперного искусства. Творческое наследие М. П. Мусоргского. Фортепианная сюита «Картинки с выставки»). Оперное творчество Мусоргского («Борис Годунов» и «Хованщина»). Комическая опера «Сорочинская ярмарка». Музыкальное творчество Н. А. Римского-Корсакова - оперы «Псковитянка», «Царская невеста», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» и т.д.
Творчество П. И. Чайковского. Шедевры симфонической музыки (Четвертая, Пятая и Шестая симфонии). Оперы («Евгений Онегин» и «Пиковая дама»). Балетная музыка композитора, «Лебединого озеро», «Спящей красавица» и «Щелкунчик».
Раздел 11. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ.
Тема 11.1 Модерн.
Студент должен
знать:
- характерные особенности стиля модерн;
- основные архитектурные и живописные произведения стиля модерн;
- художественных принципах символизма;
уметь:
- узнавать изученные произведения;
иметь представление:
- о стиле модерн.
Формирование стиля модерн в европейском искусстве. Характерные особенности стиля. Выработка единого интернационального стиля в искусстве. Общность и различие эстетики символизма и модернизма.
Орнаментальность стиля модерн. Э. Гимар как представитель флорального модернизма. «Стиль метро». Синтез искусств как основная идея эстетики модернизма.
Модерн в архитектуре. В. Орта. Идеи рационализма и конструктивизма и их воплощение в произведениях зодчества. Интернациональный характер функциональной архитектуры. Использование новых материалов и новых технологий. Модерн в архитектуре как новая качественная ступень в ее развитии. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий (витражи, панно, скульптура.
кованое гнутое железо, узорная керамическая плитка, ткани). Органическое единство архитектуры с окружающей средой.
В.Орта — «совершенный зодчий искусства модерн». Использование природных мотивов орнаментов — характерная примета стиля архитектора. Дом Тасселя .
«Каталонский модернизм» А. Гауди. Дом Висенса. Дом Батло. Дом Мила. Идея синтеза искусств в оформлении парка Гюэль. Язык аллегорий в архитектурном убранстве собора Саграда Фамилия.
Художественные принципы символизма. Непримиримый конфликт с искусством реализма и натурализма, общие черты с эстетикой романтизма. «Манифест символизма» Ж. Мореаса. Идея двойственности мира — основа искусства символизма.