- основные художественные произведения эпохи высокого и позднего Возрождения;
- имена основных художников и архитекторов эпохи Возрождения;
уметь:
- узнавать изученные произведения эпохи Возрождения;
иметь представление:
- о художественной культуре высокого и позднего Возрождения.
Великие архитекторы эпохи Возрождения. Флорентийское чудо Брунеллески. Собор Сан-та-Мария дель Фьоре — архитектурный символ Флоренции. Церковь Сан-Лоренцо. Творения Леона Баттиста Альберти. Церковь Санта-Мария Новела. Палаццо Ручеллаи во Флоренции.
Донато Браманте — основоположник архитектуры Высокого Возрождения. Церкви Санта-Мария дел-ла Грацие (Милан) и монастыря Сан-Пьетро сен Монторио (Темпьетто, Рим). Работа над проектом и возведением главного христианского собора Святого Петра в Риме.
Архитектурный облик Венеции. Площадь Сан-Марко — общественный центр Венеции. Сооружение библиотеки собора Сан Марко. Андреа Палладио. Вилла «Ротонда» в Виченце (предместье Венеции).
Художественные принципы Высокого Возрождения. Идеалы гуманизма. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль. Постижение универсальных законов бытия, обобщение явлений реальной жизни, повышенный интерес к личности Человека.
Художественный мир Леонардо да Винчи. Судьба художника и основные этапы его творческой деятельности. «Благовещенье» Леонардо да Винчи. Фреска «Тайная вечеря» в соборе Сан-та-Мария делла Грацие (Милан), особенности трактовки сюжета, мастерство в передаче внутреннего мира героев. «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». «Джоконда» - незабываемый шедевр великого живописца.
Бунтующий гений Микеланджело. Судьба художника и основные этапы его творческой биографии. «Пьета», «Давид» и «Моисей». Погребальная капелла герцогов Медичи во Флоренции. Росписи свода Сикстинской капеллы в Риме. Фреска «Страшный суд». Работа над созданием купола Собора Святого Петра в Риме.
Рафаэль — «первый среди великих». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. От «Мадонны Конестабиле» к «Сикстинской Мадонне». Фресковая живопись во дворце Ватикана: «Афинская школа», «Парнас», «Диспут» и «Юриспруденция». Портретное творчество Рафаэля («Автопортрет», «Портрет женщины с единорогом», «Портрет папы Льва X»). «Портрет Анджело Дони» как воплощение обобщенного образа эпохи Возрождения. «Преображение Господне» — последнее произведение Рафаэля.
Творчество Беллини и Джорджоне. Джованни Беллини — основоположник венецианской школы живописи. Мадонны Беллини. Оплакивание Христа – «Пьета». Джорджоне – один из величайших мастеров Высокого Возрождения. «Гроза», «Сельский концерт», «Три философа». Своеобразие художественной трактовки библейского образа в картине «Юдифь». Воплощение идеала Джорджоне в картине «Спящая Венера»
Художественный мир Тициана. Судьба художника и основные вехи его творческой биографии. «Автопортрет» художника. Мифологические сюжеты в творчестве Тициана («Персей и Андромеда», «Похищение Европы», «Венера и Адонис», «Даная», «Флора» — по выбору). «Венера Урбинская» как шедевр творчества Тициана. Библейская тематика в творчестве Тициана. «Коронование терновым венцом», «Святой Себастьян», «Динарий кесаря», «Кающаяся Мария Магдалина».
Творчество Веронезе и Тинторетто. Веронезе «Брак в Кане», «Пир в доме Левия». Мифологическая тематика в картинах «Венера и Адонис», «Марс и Нептун», «Похищение Европы», «Венера и Марс, связанные Амуром». Трагический мир Тинторетто. «Тайная вечеря», «Христос перед Пилатом».
Трагический гуманизм позднего Возрождения — начало развития новых стилей художественного творчества.
Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. Карло Джезуальдо.
Итальянская комедия дель арте. История возникновения и значение для дальнейшего развития ее сценических традиций.