Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Лечебная физическая культура» предусматривает полное овладение студентами факультета физической культуры знаниями и умениями в области систематизации средств физической культуры, применяемых с профилактической и лечебной целью.
Лечебная физическая культура является самостоятельной медико-педагогической дисциплиной, использующей средства физической культуры для лечения и реабилитации больных и инвалидов, а также для профилактики обострений и осложнений при заболеваниях и повреждениях органов и систем.
В научной разработке и практической реализации ЛФК участвуют как врачи, так и педагоги — выпускники физкультурных вузов и факультетов физического воспитания педагогических вузов.
Уровень подготовки учителя физической культуры зависит не только от уровня его знаний и умений в области физической культуры и спорта, но и от его медицинской грамотности. Он должен знать сущность различных заболеваний, их этиологию и патогенез, а также понимать место и значение ЛФК в комплексном лечении и реабилитации при конкретном заболевании. Поэтому в УМК при рассмотрении каждой нозологической единицы достаточно полно представлена клиническая картина заболевания, рассматриваются показания и противопоказания к применению ЛФК.
Использование физических упражнений с лечебной и реабилитационной целью требует тщательной дозировки физических нагрузок. Однако, как показывает опыт, применение незначительных физических нагрузок не способствует должному повышению адаптационных возможностей организма и развитию компенсационных механизмов.
Мы придерживаемся такой точки зрения: физические нагрузки в ЛФК должны стать для больного своеобразной тренировкой, в которой нагрузки и требования, предъявляемые к организму, должны возрастать постепенно, по мере повышения его функциональных возможностей.
Чтобы, с одной стороны, не превысить адаптационные возможности больного, а с другой — не занизить нагрузки, инструктор ЛФК должен знать и уметь грамотно оценивать воздействие применяемых упражнений в процессе и после занятий.
Обучение физическим упражнениям и последующая тренировка больного — это педагогический процесс, однако его успех зависит не только от квалификации инструктора ЛФК. Чрезвычайно важным являются активное участие самого больного, его сознательное отношение к применению средств ЛФК, что играет большую роль в достижении конечного результата. И этим лечебная физическая культура существенно отличается от других средств лечения и реабилитации.
Для выпускников физкультурных вузов, которые получают квалификацию «Преподаватель физической культуры» или «Тренер по виду спорта», данный УМК содержит важную информацию, необходимую для работы со специальными медицинскими группами в школах и вузах, для проведения занятий оздоровительной физической культуры с различными контингентами населения аппарата».
Учебный материал представлен в виде курса лекционных занятий, практикума, а также материала для самостоятельной подготовки.
Для контроля за уровнем знаний студентов предложена рейтинговая система, которая является пошаговой системой контроля и выражает в баллах оценку успешности усвоения обучающимися модулей, представленных в учебно-методическом комплексе.