Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация работы по ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях. Методы оценки воздействия физических упражнений и эффективности применения ЛФК



Организация всей работы по ЛФК возлагается на врача-специалиста и инструктора-методиста по ЛФК с привлечением медицинского персонала (врачей, медицинских сестер) лечебного учреждения. Районные, городские и областные врачебно-физкулътурные диспансеры осуществляют методическое руководство работой всех подразделений лечебно-профилактических учреждений, где работают специалисты по ЛФК.

Обязанности врача ЛФК:проводить осмотры больных, которым назначены занятия ЛФК, — до, после, а иногда и в процессе лечения и реабилитации; определять методику проведения занятий (формы и средства ЛФК, дозировку физических упражнений); контролировать работу инструкторов-методистов по ЛФК; консультировать врачей по вопросам ЛФК; организовывать и проводить санитарно-просветителъскую работу среди больных и населения. Врач присутствует на занятиях ЛФК с больными и осуществляет врачебно-педагогический контроль над занимающимися.

Инструктор-методист по ЛФКорганизует и проводит занятия Л Г (индивидуальные и групповые) в палате, в кабинете или зале ЛФК, на спортивных площадках и верандах.

Зал для проведения групповых занятий ЛФК должен иметь площадь 30 —40 м2, комната для индивидуальных занятий — 16 — 20 м2; также должны быть кабинет врача, душевая, раздевалка, кладовая.

Для занятий ЛФК на открытом воздухе оборудуются спортивные площадки. В отделениях реабилитации, в санаториях и на курортах зал ЛФК должен быть площадью около 60 м2. Желательно иметь также мастерские по трудотерапии, маршруты для терренкура, бассейны, лыжные и водные станции, катки, пляжи и другие сооружения. В залах ЛФК в отделениях реабилитации устанавливают гимнастические стенки, шкафы для хранения спортивного инвентаря (гимнастических палок, резиновых и волейбольных мячей, булав, гантелей и т. п.). В зале должны быть установлены несколько пролетов гимнастической стенки, гимнастические скамейки, на­клонные плоскости, кушетки; стол со скользящей поверхностью (для разработки движений в суставах пальцев у больных с травмами и неврологическими заболеваниями); блоковые установки, тренажеры, баскетбольные корзины, большое зеркало, различные приспособления для разработки подвижности суставов и пальцев кистей. В кабинете ЛФК должны быть наглядные пособия по методике применения ЛФК при различных заболеваниях и травмах.

Врач и инструктор-методист по ЛФК ведут соответствующую документацию (форма № 42, записи в истории болезни); проводят антропометрические и другие исследования; определяют и анализируют эффективность лечения; составляют комплексы упражнений и схемы занятий ЛГ.

Схемы занятий ЛГ разрабатываются применительно к основ­ным группам заболеваний по следующей форме: 1) часть занятия; 2) порядковый номер группы упражнений; 3) исходное положение больного; 4) содержание части занятия; 5) дозировка упражнений — их количество в каждой группе; 6) целевая установка, методические указания.

Примерные комплексы упражнений ЛГ должны соответствовать содержанию схемы занятия, учитывать принцип индивидуального подхода к больному и составляться по следующей форме: 1) часть занятия ЛГ; 2) порядковый номер группы упражнения; 3) исходное положение больного; 4) описание упражнения; 5) дозировка (количество повторений каждого упражнения и т.п.); 6) методические указания (особенности выполнения упражнений, дыхание, темп и т.д.).

Врач ЛФК отвечает за обеспечение мест для проведения занятий, необходимым инвентарем и оборудованием; инструктор-методист по ЛФК является материально ответственным лицом.

По данным врачебно-педагогических наблюдений, при исследовании частоты пульса, дыхания и величины артериального давления выявляется общая нагрузка на организм больного. На основании этих данных строится физиологическая кривая нагрузки.

Физиологической кривой нагрузки в ЛФК называют графическое изображение степени влияния физических упражнений на организм больного в процессе занятий физическими упражнениями. Нормальная физиологическая кривая характеризуется спадами и подъемами. Подъемы соответствуют увеличению частоты сердечных сокращений (ЧСС), спады — уменьшению ЧСС под влиянием дыхательных упражнений или пауз отдыха, упражнений для релаксации мышц.

Методы врачебно-педагогической оценки влияния ЛФК на орга­низм больного зависят от характера заболевания, средств и форм ЛФК. К методам врачебно-педагогической оценки относятся: наблюдения за изменениями общего состояния больного, за изме­нением ЧСС на пике нагрузки и в период отдыха; за деятельностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем; за появлением одышки, утомления.

Для учета эффективности влияния физических упражнений на организм больного могут быть использованы функционально-диагностические методы. Так, при различных травмах такими методами будут антропометрические измерения (окружность конечностей на разных уровнях, динамометрия, гониометрия), электромиография, миотонометрия и др.; при заболеваниях сердечно-сосудистой системы — электрокардиография, пульсометрия и др.

Помимо перечисленных методов для учета функционального состояния организма под влиянием физических упражнений применяются специфические функциональные пробы для различных заболеваний, а также двигательные тесты.

Субъективные и объективные данные, полученные в результате обследования (в начале и конце периода наблюдения), сопостав­ляются и таким образом дается оценка эффективности примене­ния ЛФК.

 

Вопросы к коллоквиуму

 

1. Дайте определение лечебной физической культуры.

2. Что такое физическая реабилитация? Расскажите о роли ЛФК в этом процессе.

3. Механизмы лечебного влияния физических упражнений.

4. Механизмы тонизирующего влияния физических упражнений.

5. Расскажите о трофическом действии физических упражнений. Приведите примеры.

6. Расскажите о механизмах формирования компенсаций. Приведите примеры.

7. Расскажите о механизмах нормализации функций. Приведите примеры.

8. Расскажите о средствах ЛФК.

9. Каковы общие требования к методике применения физических упражнений в ЛФК?

10. Способы дозировки физической нагрузки на занятиях ЛФК.

11. Формы проведения занятий в ЛФК.

12. Назовите периоды ЛФК и соответствующие им режимы двигательной активности.

13. Расскажите об организации работы по ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях.

14. Назовите методы оценки воздействия физических упражнений и эффективности применения ЛФК.

15. Показания и противопоказания к применению ЛФК.

Вопросы к мини-контрольной работе

 

1. Дайте определение лечебной физической культуры.

2. Что такое физическая реабилитация? Расскажите о роли ЛФК в этом процессе.

3. Механизмы лечебного влияния физических упражнений.

4. Механизмы тонизирующего влияния физических упражнений.

5. Расскажите о трофическом действии физических упражнений. Приведите примеры.

6. Расскажите о механизмах формирования компенсаций. Приведите примеры.

7. Расскажите о механизмах нормализации функций. Приведите примеры.

8. Расскажите о средствах ЛФК.

 

Темы рефератов

1.Раскройте понятие «Лечебная физическая культура»

2.В чем заключаются профилактические позиции ЛФК?

3.Какие существуют средства ЛФК?

4.Какие существуют формы лечебной физкультуры?

5.Какие существуют периоды ЛФК?

6.Дайте характеристику основной форме ЛФК?

7.Какие существуют способы дозировки физической нагрузки?

 

 

МОДУЛЬ 1. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.