Специальные принципы уголовного процесса и их характеристика.
К специальным принципам относятся всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дел; оценка доказательств по внутреннему убеждению; непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства.
Понятие участников уголовного процесса, их классификация.
Субъекты уг процесса - это гос. органы, должн лица, граждане, юр. лица, участвующие в уг. процессе и наделенные опред правами и обями. В зависимости от стоящих перед ними задач, интересов и осуществляемых функций субъекты уг. процесса могут быть классифицированы следующим образом:
1) Гос. органы и должн. лица, осуществляющие производство по уг. делу (суд, прокурор, следователь, орган осущ. дознания);
2) лица, интересы которых затрагиваются в уг. процессе (заинтересованные в исходе дела). Это обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик;
3) лица, представляющие или защищающие в уг. процессе интересы других участников процесса (защитник, законные представители потерпевшего, гражданского истца, подозреваемого, обвиняемого, представители потерпевшего, гражданского истца и ответчика);
4) иные лица, участвующие в уг. процессе (свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой, секретарь судебного заседания).
Следует отметить, что в главе 6 УПК вторая и третья группа участников уг процесса объединены в одну группу, что, не совсем логично, т.к у этих участников разное процессуальное положение.
Суд. Исключительные полномочия суда по Конституции РБ.
Согласно ст. 108 Конституции судебная власть в РБ принадлежит судам. В соответствии со ст. 1 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей» судебная власть осуществляется общими судами, к которым относятся Верховный Суд, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. Суд осуществляет правосудие по уголовным делам и обеспечивает их правильное и законное разрешение. Уголовное дело должно быть рассмотрено судом по существу только в соответствии с правовой процедурой, установленной УПК и на основе: соблюдения подсудности конкретных уголовных дел; формирования законного, независимого, компетентного и беспристрастного состава суда; отвода судей; отделения функции осуществления правосудия от функций обвинения и защиты. Уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично или коллегиально. Судья единолично: 1) разрешает вопросы, связанные с назначением и подготовкой судебного разбирательства; 2) рассматривает дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает 10 лет лишения свободы, за исключением дел о преступлениях несовершеннолетних; 3) разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора. Коллегия в составе судьи и двух народных заседателей рассматривает дела о: 1) преступлениях, за которые уголовным законом предусматриваются наказание свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь; 2) преступлениях несовершеннолетних. Рассмотрение уголовных дел в кассационной инстанции осуществляется в составе трех судей, а в надзорной инстанции – в составе не менее трех судей. Полномочиями суда в уголовном процессе являются: 1) подготовка и назначение судебного разбирательства; 2) рассмотрение уголовных дел по первой инстанции; 3) рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке и в порядке надзора, а также при производстве по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам; 4) обращение приговора к исполнению и разрешение вопросов, связанных с исполнением приговора, а также снятие судимости; 5) рассмотрение уголовных дел с применением к лицу принудительных мер безопасности и лечения.
Прокурор, его задачи и полномочия в различных стадиях уголовного процесса.
Прокурор - должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции уголовное преследование и поддерживающее государственное обвинение в суде. Широкими полномочиями прокурор обладает в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он вправе возбуждать уголовные дела, поручать их производство следователю, органу дознания, лицу, производящему дознание, принимать дело к своему производству и расследовать его в полном объеме, отказывать в возбуждении уголовных дел, осуществлять надзор за расследованием уголовных дел. Прокурор уполномочен истребовать у органа дознания и следователя уголовное дело, дать указание о расследовании, отменять незаконные и необоснованные постановления органов дознания и следователя. По окончании предварительного расследования, прокурор определяет дальнейшее движение уголовного дела. Получив от органа дознания или следователя уголовное дело с постановлением о направлении дела в суд, прокурор проверяет качество расследованного дела: обоснованно или предъявлено обвинение, правильно ли квалифицированы деяния обвиняемого, правильно ли избрана мера пресечения, произведено ли исследование обстоятельств дела всесторонне, полно и объективно. В судебном разбирательстве прокурор поддерживает государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства. Будучи государственным обвинителем, прокурор действует от имени государства, поддерживает обвинение в строгом соответствии с законом. Участие в судебном разбирательстве прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно, за исключением дел частного обвинения. Если в ходе судебного разбирательства обвинение не находит подтверждения, прокурор обязан отказаться от обвинения. От других участников судебного разбирательства государственный обвинитель отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании путем обращения к суду с просьбой о его устранении. Это не возводит его в орган надзора за судебной деятельностью, он действует как государственный обвинитель. Если прокурор не согласен с решением суда, он вправе принести в вышестоящий суд кассационный протест. В стадиях кассационного и надзорного производства участвующий в них прокурор поддерживает протест, принесенных им или другим полномочным на то прокурором, и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности опротестованных решений