Предлагаемая тема достаточно объемная, затрагивает значительную часть уголовно-процессуальных отношений. По первому вопросу целесообразно составить схему, наглядно представляющую классификацию мер уголовно-процессуального принуждения. Меры пресечения занимают особое место в данной системе, им будет посвящена большая часть работы. Здесь следует различать меры пресечения, связанные и не связанные с лишением свободы. По каждой мере пресечения можно придерживаться следующего плана: понятие, основания избрания, к кому может применяться, на какой срок, порядок избрания (процессуальное оформление), условия отмены или изменения. По отношению к аресту нужно особенно отметить судебный порядок избрания такой меры. Отдельно надо рассмотреть порядок избрания мер пресечения в отношении несовершеннолетних, т.к. здесь есть некоторые исключения. К иным мерам уголовно-процессуального принуждения относятся: принудительный привод, обязательство о явке, временное отстранение от должности, денежное взыскание, удаление из зала суда, наложение ареста на имущество, следственные действия (их не нужно подробно описывать). Необходимо напомнить, что курсовая работа не должна содержать только лишь простое изложение учебного и нормативного материала, требуется анализ проблем, существующих в сфере применения мер уголовно-процессуального принуждения. Например, можно подискутировать с процессуалистами относительно правовой регламентации по данной теме, указать, какие проблемы встречаются у сотрудников правоохранительных органов в применении норм УПК РФ о задержании, о мерах пресечения. Для этого можно обратиться к «Российской газете», юридическим журналам «Российская юстиция», «Государство и право», «Следователь», где часто публикуются статьи о пробелах и недостатках в законодательстве. Если тема кажется студенту слишком широкой, то ее можно сузить по согласованию с преподавателем, выбрать несколько иной аспект научного исследования.
Литература:
См. список дополнительной литературы и источников к семинарскому занятию по теме № 9.
Возбуждение уголовного дела
План
Общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела: понятие, цели и задачи
Органы, компетентные решать вопрос о возбуждении уголовного дела
Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
Процессуальный порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела
Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела
Методические рекомендации
Данная тема является первой темой, относящейся к особенной части уголовного процесса. Это начальная стадия уголовного процесса. При ответе на второй вопрос следует отметить, что суд в настоящее время уже не вправе возбуждать уголовное дело. По третьему вопросу надо раскрыть понятие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, привести полный перечень поводов и дать им характеристику. Четвертый вопрос связан с рассмотрением структуры и содержания постановления о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела. Желательно в качестве приложений приобщить к работе образцы названных постановлений. Здесь нужно упомянуть и о той проблеме, что часто гражданам необоснованно отказывают в возбуждении уголовного дела, и разъяснить, как им поступать в этом случае. Целесообразно в этой теме затронуть деление уголовных дел на дела частного и частно-публичного обвинения, пояснить, как это связано с порядком возбуждения уголовного дела. Можно провести параллель с принципами публичности и диспозитивности в уголовном процессе. Требуется также проанализировать нововведения УПК РФ относительно регистрации заявлений о преступлениях (ст. 144) и соответствующие ведомственные инструкции.
Литература:
См. список дополнительной литературы и источников к семинарскому занятию по теме № 10.
Дознание и предварительное следствие: понятие, виды, соотношение
План
Предварительное расследование: понятие и значение стадии
Формы предварительного расследования
Понятие и значение общих условий производства предварительного расследования