Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Поршневые кольца и война



Хонда понятия не имел о сложных процессах, которыми ему предстояло управлять. Месяцами он и его помощники буквально жили на фабрике, проводя там все дни и ночи. Хонда, с отросшими волосами и бородой, превратился в настоящего отшельника. Его сбережения закончились. Чтобы продолжать дел о, пришлось продать драгоценности жены, но Хонда не отступал, понимая, что в случае провала его семье придется голодать. После ряда неудач Хонда обратился к специальным техническим знаниям, в которых он испытывал острый недостаток, поскольку в свое время бросил учебу. Болезненно пережив поступление в Высшую технологическую школу Хамамацу, - он был на десять лет старше всех своих однокашников, беспрецедентный случай для Японии, где с таким почтением относятся к возрасту, - Хонда расстроил и ее руководство, посещая только интересующие его лекции. Он отказался держать экзамены, заявив, что диплом ценен не больше, чем билет в кино, а то и меньше того: в конце концов, купив билет, вы получаете гарантию, что увидите фильм.

Начав осваивать техническую и организационную сторону дела, Хонда нашел покупателей на поршневые кольца, но по качеству его продукция не могла сравняться с кольцами фирмы Toyota. Когда он хотел реконструировать свой завод, правительство, руководствуясь жесткой предвоенной экономической стратегией, отказало ему в выделении цемента. Хонда не только наладил собственное производство цемента, но и разработал специальное автоматическое оборудование, позволившее производить кольца, а позднее и воздушные винты высокого качества. Но предприятие Хонды было почти полностью разрушено во время американских бомбардировок и очередного землетрясения. Когда война закончилась, Хонда продал остатки оборудования. На вырученные деньги он купил цистерну медицинского спирта, сделал из него сакэ и целый год ходил по друзьям и, проводя время за застольными беседами, думал, что же делать дальше.

НАЧАЛО HONDA MOTORS

Послевоенные годы были очень тяжелыми. Японские города разрушены. Городские жители вынуждены ездить в деревни, чтобы купить хоть какую-то еду. Редкие поезда переполнены. Катастрофически не хватает горючего. Сам Хонда позже рассказывал: "Идея приспособить мотор на велосипед пришла мне в голову просто потому, что я не хотел давиться в переполненных поездах и автобусах, а пользоваться машиной не было возможности из-за отсутствия бензина". Используя маленькие бензиновые двигатели, предназначенные для обеспечения электропитания военных радиопередатчиков, Хонда сконструировал мотоциклы, которые мгновенно приобрели огромную популярность. Израсходовав весь свой запас военных моторов, Хонда разработал собственный двигатель, работавший на экономичном топливе из сосновой смолы. Для добычи смолы он купил целый сосновый лес, но почти целиком спалил его, пытаясь взорвать корень одного из деревьев, чтобы получить смолу.

Хонда понимал, что с постепенным восстановлением разрушенной войной японской экономики его мотоциклы перестанут пользоваться спросом. В 1949 г., насобирав у друзей около $3800, он создал другую модель мотоцикла - с двухтактным двигателем типа D мощностью в три лошадиные силы (объемом 98см3) и высококачественным металлическим корпусом. Этот мотоцикл Хонда окрестил "Мечтой". Вскоре он уже продавал по тысяче велосипедов и мотоциклов в месяц торговцам с черного рынка и мелким магазинам. Правда, некоторые клиенты Хонды исчезали, так и не расплатившись, или разорялись, не успев оплатить покупки. Но Хонду больше интересовал сам продукт и технология, нежели прибыли. Несмотря на хорошие темпы производства и сбыта, компанию ожидало неминуемое банкротство. По рекомендации одного знакомого Хонда пригласил заведовать финансами и маркетингом Такео Фуджисаву. Тяжелый и медлительный стиль работы Фуджисавы резко контрастировал с раздражительностью, нетерпеливостью, прямотой Хонды. Но очень скоро они стали друзьями.

Вдвоем они решили перевести компанию из Хамамацу, сонной обители сплетников, в Токио и попытались заручиться государственной поддержкой на ежемесячное производство трех сотен мотоциклов. Но чиновники М1Т1 - японского координационного совета по промышленности, технологии и торговле - были уверены, что никому не удастся продавать так много мотоциклов. Игнорируя их скептицизм, Фуджисава написал "под копирку" вдохновенное письмо в 18 тыс. розничных магазинов, торгующих велосипедами. В письме он представлял машину Хонды как слово техники будущего, обещал доставить товар по железной дороге и предоставлял гарантии ремонта. В то время как крупнейшие японские производители имели возможности только регионального распределения, Honda в короткие сроки создала национальную сеть из почти 5 тыс. верных ей дилеров.

Вместо того чтобы скопировать 4-тактную с боковым клапаном машину конкурентов, Хонда создал 4-тактный объемом 146 см3 верхнеклапанный двигатель мощностью в 5,5 лошадиных сил. При удвоении мощности этот двигатель типа Е оставался таким же легким, как у конкурентов, что и привлекло к нему внимание рынка, где прежде всего ценилось высокое качество. Той же цели, качеству, Хонда подчинил производство основных компонентов -двигателей, рам, цепей и приводных механизмов. Производство второстепенных деталей было поручено субподрядчикам, а для осуществления сборочных операций был приобретен старенький заводик швейных машинок. Испытывая недостаток в производственных мощностях и площадях, Хонда и его люди разработали специальное малогабаритное сборочное оборудование и просто не уходили с работы до тех пор, пока не выполняли тот или иной заказ.

Технология и качество

В то время как другие производители эксплуатировали свои лучшие модели на внутреннем рынке, Хонда не обольщался успехом своего двигателя типа Е: "Я изнурял свой мозг, пытаясь придумать такой двухколесник с мотором, который будет пользоваться бешеным спросом. Я решил, что должен создать мотоцикл, который заменит велосипед". Хонда разработал новый двигатель объемом 50 куб. см и - в расчете на неформальных пользователей - присоединил его к небольшой удобной раме. Видя, что ниша "курьерских" транспортных средств для мелких предпринимателей остается незанятой, Хонда разработал автоматическую коробку передач и систему управления, рассчитанную на работу одной рукой (чтобы в другой руке доставщик мог держать пакет). Рынок принял новую модель "Cub" на "ура", и Хонда впервые в жизни смог заняться крупномасштабным производством.

В 1951 г. главы крупнейших производственных компаний Японии пригласили Хонду и Фуджисаву на неофициальную встречу для определения политики стимулирования японского экспорта. Хонда отклонил приглашение, тем самым продемонстрировав свой принцип неприсоединения к центральным политическим и коммерческим силам, направляющим послевоенное восстановление Японии. Он считал, что качественным товарам неведомы национальные границы и не нужна поддержка такого рода.

Хонда никогда не пасовал и перед техническими проблемами, решая их с неизменной энергией и упорством. Если новая идея приходила ему в голову посреди ночи, он вставал и записывал ее, чтобы не забыть. Хонда был разговорчивым, энергичным, общительным - всегда увлеченный технологическими вопросами и новыми идеями и никогда (по словам г-на Фуджисавы) - "прибылью, которой нужно добиться в следующем году". Но за свой беспокойный характер и некоторое сумасбродство Хонда заработал прозвище Каминари сан - господин Гром. Бульшую часть времени он проводил на заводе или прямо в цеху, рядом с рабочими. Те, кто знал его молодым, вспоминали, что он мог накричать на инженеров или ударить себя кулаком по голове, когда они допускали какую-нибудь ошибку. Однажды, увидев, что какой-то болт прикручен неправильно, он выхватил ключ у механика, ввинтил болт как следует, а потом стукнул механика этим ключом с криком: "Ты, чертов дурак! Вот как надо закручивать болты !"С тех пор, завидев Хонду с гаечным ключом в руках, люди предпочитали обходить его стороной.

Увеличение инвестиций

Финансовые проблемы Хонды разрешились уникальным образом. Увидев модель "Cub", дилеры были до того потрясены, что тут же предложили купить все, что только было на складах. Это шло совершенно вразрез с обычной практикой покупки моделей крупных производителей, которым приходилось затрачивать массу энергии и выдумки, чтобы заинтересовать дилеров. Фуджисава тут же смекнул, что такой ажиотаж им на руку. Он отдал продукцию только тем, кто смог заплатить вперед, и стал отказывать дистрибьюторам и дилерам, тянувшим с платежам и. Вскоре у Хонды была не только самая широкая, но и самая крепкая дилерская сеть по продаже мотоциклов во всей Японии.

С ростом сбыта Honda Motors увеличила темпы капиталовложений. Под будущее строительство Фуджисава приобрел несколько больших участков земли. Соиширо Хонда настаивал на покупке лучшего оборудования для своих заводов. Вдвоем с Фуджисавой они отправились в США, чтобы оценить американскую промышленность. В Штатах они пустились в "шоппинг" по-крупному, накупив всяких мыслимых и немыслимых устройств и инструментов. Имея капитал всего в $165 тыс., они приобрели оборудования на целый миллион. С 1952 по 1954 г. суммарные капиталовложения Honda превысили инвестиции более крупных производителей Toyota и Nissan. Как компании удалось профинансировать свое расширение? Никогда не полагаясь на помощь государства и не имея доступа на жестко контролируемые в Японии рынки ценных бумаг, Фуджисава вновь вынужден был воспользоваться хитрыми - но и в высшей степени рискованными - способами финансирования компании.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.