(конспект прошлых курсов, на мой взгляд, очень близкий к тексту и выделяет главное)
Политика имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству.
Что есть государство? Нельзя его определить исходя из содержания его деятельности. Ведь нет таких задач, которых не касалось бы государство, как и нет задач, которые присущи только лишь политическим союзам.
Государство можно определить только через его средство – физическое насилие. Это не единственное, но специфическое средства государства, ибо единственным источником "права" на насилие считается государство.
Выходит, политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти "ради неё самой", чтобы наслаждаться чувством престижа, которое опадает.
Легитимное насилие как средство государства. 3 основания легитимности:
1. авторитет "вечно вчерашнего": авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, - традиционное господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа.
2. авторитет внеобыденного личного дара – харизма
3. господство в силу "легальности" (вследствие выборности, выполнения правил и пр.)
Правда, идеальные типы редко встречаются в действительности.
Рассмотрим 2 тип. Вождь, который является «внутренне» призванным руководителем имеет 2 стороны: во-первых, он маг и пророк, во-вторых, он избранный князь-военачальник, главарь. На Западе вождь сперва был свободным «демагогом», а затем – парламентским «партийным вождём» (на почве уже конституционного государства)
Любой вид господства - традиционный, легальный и харизматический – требует установку человеческого поведения на подчинение ему, а кроме того, вещи для применения физического насилия: личный штаб управления (прикован к властелину двумя средствами, апеллирующими к личному интересу: материальным вознаграждением и оказанием почестей) и материальные средства управления.
Политикой можно заниматься «по случаю» - опускать бюллетень – и «по своместительству» - в случае необходимости, как, например, правление партийно-политических союзов. Но чтобы сделать политику профессией можно жить «для» политики или жить «за счёт» политики («политикой»).
Различие касается не идеологи (многое схоже у обоих типов), но экономической стороны: «за счёт» - стремятся сделать П источником дохода, «для» - имеют другую цель (должен быть независим от дохода, которую ему приносит П).
Если руководят люди, которые живут «для» П, то возникает плутократия, т.е. руководить П можно либо в качестве «почётной деятельности», либо допускать до неё неимущего.
Если руководят люди, кто живёт «за счёт» политики, то они могут быть только лишь чиновниками или пребендариями.
Часто политический деятель (речь идёт о 2 категории – чиновниках) получает характер «предпринимателя», который всегда стремится извлечь доход, что очень распространено сейчас. Однако против этого в сейчас происходит развитие и превращение современного чиновничества в сословие лиц наемного труда, кристально честных, безупречных, неподвластных коррупции. (Может быть, мы с Вебером в разных мирах живём? ))
Меняются и политические лидеры как тип: развитие власти парламента еще сильнее вело к единству там, где она, как в Англии, пересиливала монарха. Поэтому, чтобы утверждать свою власть господствующая власть создавала совещающийся органе, равно как и главу кабинета. В Америке же глава назначался как глава победившей партии на выборах.
Превращение политики в профессиональную деятельность привело к выделению 2 категорий: чиновники-специалисты и "политические" чиновники (в любой момент могут быть произвольно перемещены и уволены или же "направлены в распоряжение").
Рассмотрим своеобразие профессионального политика как советника вождя. Выделяются типы:
- клирики: были сведущи в письме. Это брахманы, буддистские проповедники, ламы, епископы и священники – отделены от средств государева управления своими сословными качествами.
- грамматики: получили гуманитарное образование.
- придворная знать: дворянство, лишённое его сословной политической силы.
- патрициат (в Англии): вовлекался в борьбу против баронов, удерживал за собой владение всеми должностями местного управления, поскольку вступал в него безвозмездно в интересах своего собственного социального могущества. Это было мелкое дворянство и городские рантье.
- юристы: поучили университетское образование. Путём рецепции римского права обозначили тенденцию к рациональному государству.
Адвокат становится значимой фигурой, ибо занятие политикой как профессией осуществляется партиями - заинтересованными сторонами, где адвокат необходим. Взвесить влияние слова (главное в нынешней политике) - это-то и составляет круг задач адвоката, а вовсе не чиновника-специалиста.
Профессией настоящего чиновника не должна быть политика – должен управлять «без гнева и пристрастия», в некотором роде быть безнравственными (на этом держится весь аппарат).
Задача же вождя – бороться, отвечать ха действия. Однако сейчас в качестве вождей стоят чиновники, которые обладают нравственностью. Но в силу этого смешения они абсолютно безответственны. Это есть господство чиновников. – уточнить у АИ.
На Западе типом политика-вождя является «демагог». Однако чаще используется не слово устное, а слово написанное. Представители: политические публицисты, а главное – журналисты. Журналистов сложно оценить, и они принадлежат к некоего рода касте париев, социально оцениваемых в обществе по тем ее представителям, которые в этическом отношении стоят ниже всего.
Историческая ретроспектива партийной организации: всегда выделяется некий профессиональный политик со своей свитой, сметающие господство «уважаемых людей» и парламентариев. Свита рассчитывает на победу политика как их вождя – на харизматический элемент.
Что может предложить карьера политика? Это чувство власти. Что позволяет человеку обладать властью?
a. Страсть - ориентация на существо дела и самоотдача (жаркая)
b. Чувство ответственности
c. Глазомер - дистанция но отношению к вещам и людям (холодный)
Тщеславие, то есть потребность часто самому появляться на переднем плане провоцирует политика на грехи: уход от существа дела и безответственность.
Основной факт всей истории – это, что конечный результат политической деятельности регулярно оказывался в совершенно неадекватном, часто прямо-таки парадоксальном отношении к её изначальному смыслу.
Проблема этоса политики как "дела". Каково этическое место политики?
Всякое этически ориентированное поведение может подчиняться двум различным максимам: оно может быть ориентировано либо на "этику убеждения" (на языке религии: "Христианин поступает как должно, а в отношении результата уповает на Бога"), либо на "этику ответственности" (надо расплачиваться за (предвидимые) последствия своих действий).
Главное средство политики - насилие, крайне важно напряжение между средством и целью с этической точки зрения: готовность использовать любые средства для выполнения цели неприменима в нравственном понимании. В отношении «освящения» средств целью этика убеждения также терпит крах.
Вывод: Кто хочет заниматься политикой вообще и сделать ее своей единственной профессией, должен осознавать этические парадоксы и свою ответственность за то, что под их влиянием получится из него самого.
Политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером.