Последнее отклонение от власти большинства составляет автономия сегментов, т.е. самоуправлениеменьшинств в сфере своих исключительных интересов, что представляется логическим следствием принципа большой коалиции. По всем вопросам общего характера решения должны приниматься сегментами совместно на началах пропорциональности влияния. Однако по другим вопросам право принятия и исполнения решений может быть предоставлено отдельным сегментам.
Особой формой автономии сегментов является федерализм, хотя, разумеется, федерализм может существовать и в не многосоставных обществах. В теории федерализм имеет много важных параллелей с сообщественностью; причем, это не только предоставление автономии составным частям государства, что является наиболее важной отличительной чертой федерализма, но и завышенное представительство малых образований в «федеральной» палате парламента. Теорию федерализма, таким образом, можно рассматривать как ограниченный и особый вид теории сообщественности.
Взаимное вето, которое будет рассмотрено в первую очередь, представляет собой «негативное» правление меньшинства.
ВЗАИМНОЕ ВЕТО
Участие в большой коалиции дает важную политическую гарантию безопасности сегментам, составляющим меньшинство, но гарантию не абсолютно надежную. Решения должны приниматься большой коалицией методом голосования, и хотя участие в коалиции дает возможность меньшинству максимально энергично отстаивать собственную позицию перед партнерами, все же при голосовании большинство может провести свою точку зрения. Если принятые подобным образом решения затрагивают жизненно важные интересы меньшинства, то с поражением оно не смирится, и сотрудничество между элитами окажется под угрозой.
Следовательно, к принципу большой коалиции необходимо добавить и право меньшинства на вето; только такое вето даст каждому сегменту полную гарантию политической безопасности.
Во-первых, вето имеет взаимныйхарактер, все группы, составляющие меньшинство, обладают им и могут прибегнуть к нему. Калхоун употребляет термин «взаимное отрицание» как синоним «совпадающего большинства». Маловероятно, что право вето будет использоваться меньшинством слишком часто, так как это может нанести урон и его собственным интересам. Во-вторых, сам факт того, что право вето всегда есть в арсенале доступных средств, придает меньшинству чувство уверенности, снижает вероятность применения данного права на практике. «Предоставление каждому интересу и каждой группе права на самозащиту предотвращает все распри и борьбу между ними за господство... и тем самым... подавляются все чувства, способствующие ослаблению сознания принадлежности к единому целому».
Соответственно, рассуждает Калхоун, каждая группа, каждый сегмент «считает, что наилучшим образом обеспечит собственное процветание, если сможет снискать доверие других и содействовать их благополучию». Наконец, каждый сегмент осознает опасность тупика и застоя, к которым можно прийти, безоглядно пользуясь правилом вето. «Побуждаемый настоятельной необходимостью избежать пробуксовки в деятельности правительства, каждый сегмент будет рассматривать уступки, на которые ему придется пойти ради обеспечения общих интересов, и следовательно, своих собственных, как слишком незначительную жертву по сравнению с тем злом, которому могут подвергнуться все, а значит, и он сам, если будет упрямо придерживаться отличной от всех линии поведения»24.Взаимное вето может быть и неформальной неписанной договоренностью, и официально оформленным правилом, и закрепленной в конституции нормой. Нидерланды и Швейцария дают примеры неформального применения вето. В Австрии оно официально подтверждалось лидерами социалистической и католической партий перед формированием каждого коалиционного правительства: в коалиционном комитете все решения должны были приниматься единогласно.
ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ
Принцип пропорциональности также представляет собой значительное отклонение от идеи власти большинства и, подобно взаимному вето, тесно связан с принципом большой коалиции. Принцип пропорциональности применяется двояко. Во-первых, он является методом, с помощью которого между представителями различных сегментов распределяются посты в системе государственной службы, а также ограниченные финансовые ресурсов форме правительственных субсидий.
Принцип пропорциональности как нейтральный и непредвзятый способ распределения устраняет из процесса принятия решений многие проблемы, потенциально способные расколоть коалицию, и тем самым облегчает бремя сообщественной власти. Еще более важная функция принципа пропорциональности связана непосредственно с процессом принятия решений. Юрг Штай-нер так определяет пропорциональную модель: «Все группы оказывают на выработку решения воздействие, прямо пропорциональное их численности». И с этой точки зрения принцип пропорциональности связан с правилами большой коалиции: «Примерно пропорционального распределения политического влияния можно добиться лишь в том случае, если каждое решение согласовывается при участии все групп»26. Одновременно идея пропорциональности привносит уточнение в концепцию большой коалиции: все значительные сегменты должны быть не просто представлены в органах, принимающих решения, а представлены пропорционально.