Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

АВТОНОМИЯ СЕГМЕНТОВ И ФЕДЕРАЛИЗМ



Последнее отклонение от власти большинства составляет ав­тономия сегментов, т.е. самоуправлениеменьшинств в сфере сво­их исключительных интересов, что представляется логическим следствием принципа большой коалиции. По всем вопросам об­щего характера решения должны приниматься сегментами совме­стно на началах пропорциональности влияния. Однако по другим вопросам право принятия и исполнения решений может быть пре­доставлено отдельным сегментам.

Особой формой автономии сегментов является федерализм, хотя, разумеется, федерализм может существовать и в не много­составных обществах. В теории федерализм имеет много важных параллелей с сообщественностью; причем, это не только предос­тавление автономии составным частям государства, что является наиболее важной отличительной чертой федерализма, но и завы­шенное представительство малых образований в «федеральной» палате парламента. Теорию федерализма, таким образом, можно рассматривать как ограниченный и особый вид теории сообщественности.

Взаимное вето, которое будет рассмотрено в первую очередь, представляет собой «негативное» правление меньшинства.

ВЗАИМНОЕ ВЕТО

Участие в большой коалиции дает важную политическую га­рантию безопасности сегментам, составляющим меньшинство, но гарантию не абсолютно надежную. Решения должны приниматься большой коалицией методом голосования, и хотя участие в коа­лиции дает возможность меньшинству максимально энергично отстаивать собственную позицию перед партнерами, все же при голосовании большинство может провести свою точку зрения. Если принятые подобным образом решения затрагивают жизненно важ­ные интересы меньшинства, то с поражением оно не смирится, и сотрудничество между элитами окажется под угрозой.

Следовательно, к принципу большой коалиции необходимо добавить и право меньшинства на вето; только такое вето даст каждому сегменту полную гарантию политической безопасности.

Во-первых, вето имеет взаимныйхарак­тер, все группы, составляющие меньшинство, обладают им и мо­гут прибегнуть к нему. Калхоун употребляет термин «взаимное отрицание» как синоним «совпадающего большинства». Малове­роятно, что право вето будет использоваться меньшинством слиш­ком часто, так как это может нанести урон и его собственным интересам. Во-вторых, сам факт того, что право вето всегда есть в арсенале доступных средств, придает меньшинству чувство уве­ренности, снижает вероятность применения данного права на прак­тике. «Предоставление каждому интересу и каждой группе права на самозащиту предотвращает все распри и борьбу между ними за господство... и тем самым... подавляются все чувства, способствую­щие ослаблению сознания принадлежности к единому целому».

Соответственно, рассуждает Калхоун, каждая группа, каждый сегмент «считает, что наилучшим образом обеспечит собственное процветание, если сможет снискать доверие других и содействовать их благополучию». Наконец, каждый сегмент осознает опасность тупи­ка и застоя, к которым можно прийти, безоглядно пользуясь прави­лом вето. «Побуждаемый настоятельной необходимостью избежать пробуксовки в деятельности правительства, каждый сегмент будет рас­сматривать уступки, на которые ему придется пойти ради обеспечения общих интересов, и следовательно, своих собственных, как слишком незначительную жертву по сравнению с тем злом, которому могут подвергнуться все, а значит, и он сам, если будет упрямо придержи­ваться отличной от всех линии поведения»24.Взаимное вето может быть и неформальной неписанной дого­воренностью, и официально оформленным правилом, и закреп­ленной в конституции нормой. Нидерланды и Швейцария дают примеры неформального применения вето. В Австрии оно офици­ально подтверждалось лидерами социалистической и католичес­кой партий перед формированием каждого коалиционного правительства: в коалиционном комитете все решения должны были приниматься единогласно.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ

Принцип пропорциональности также представляет собой зна­чительное отклонение от идеи власти большинства и, подобно взаимному вето, тесно связан с принципом большой коалиции. Принцип пропорциональности применяется двояко. Во-первых, он является методом, с помощью которого между представителями различных сегментов распределяются посты в системе государственной службы, а также ограниченные финансовые ресурсов форме правительственных субсидий.

Принцип пропорциональности как нейтральный и непредв­зятый способ распределения устраняет из процесса принятия ре­шений многие проблемы, потенциально способные расколоть ко­алицию, и тем самым облегчает бремя сообщественной власти. Еще более важная функция принципа пропорциональности свя­зана непосредственно с процессом принятия решений. Юрг Штай-нер так определяет пропорциональную модель: «Все группы ока­зывают на выработку решения воздействие, прямо пропорцио­нальное их численности». И с этой точки зрения принцип про­порциональности связан с правилами большой коалиции: «Примерно пропорционального распределения политического вли­яния можно добиться лишь в том случае, если каждое решение согласовывается при участии все групп»26. Одновременно идея про­порциональности привносит уточнение в концепцию большой ко­алиции: все значительные сегменты должны быть не просто пред­ставлены в органах, принимающих решения, а представлены про­порционально.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.