Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

О концепте социальных размежеваний



Существующие концепции экспрессивного голосования, объясняющие характер голосования индивида его стремлением к получению психологического комфорта, предполагают, что, выражая поддержку партии в ходе выборов, индивид тем самым удовлетворяет собственную потребность в солидаризации с той социальной группой, с которой он (она) себя идентифицирует.

Основа данного направления — теория социальных размежеваний С. Липсета и С. Роккана. Согласно этой теории, сложившиеся партийные системы Западной Европы — результат существующих в данных обществах социальных конфликтов, возникших вследствие размежеваний между центром и периферией, государством и церковью, городом и селом, собственниками и наемными работниками (Lipset, Rokkan 1967). Сами конфликты явились продуктом происходивших в странах Западной Европы модернизационных процессов и сопутствующим их революциям: так, первые два конфликта возникли в результате национальных революций в этих странах, а другие два — индустриальных революций. Получая институциональное закрепление в рамках партийно-политической системы государства, данные социальные размежевания стали основой для межпартийных размежеваний и ключевым фактором структурирования партийных систем Западной Европы.

Безусловно, не все размежевания могут быть институционализированы, а лишь только те, которые способны преодолеть т.н. пороги трансляции размежеваний с социального уровня на уровень партийно-политической системы. Однажды институционализированные размежевания задают структуру политических альтернатив, в рамках которой строятся индивидуальные политические предпочтения избирателей. С. Липсет и С. Роккан предположили, что со стабилизацией структуры размежеваний произошло постепенное «замерзание» партийно-политических систем европейских стран (Lipset, Rokkan 1967:50). Данный вывод был сделан исходя из того, что партийные системы 1960-х гг., за немногими исключениями, отражали структуры размежеваний 1920-х гг., что объяснялось эволюцией массовых партий и высокой степенью электоральной мобильности, оставлявшими мало возможностей для развития новых партий (Lipset, Rokkan 1967:50–51).

Гипотеза замерзания партийно-политических систем предлагает теоретическое, а также историческое объяснение стабильности электорального поведения в Европе в 1950-е и 1960-е годы. Она вызвала огромную волну исследований партийных систем и выборов на протяжении последующих 30 лет. Данная гипотеза подтвердилась результатами исследований агрегированных данных, проведенными Р. Роузом и Д. Урвиным (Rose, Urwin 1970). Однако во многих исследованиях отмечается снижение объяснительного потенциала концепции размежеваний Липсета-Роккана, начиная с 1960-х гг. С одной стороны, исследователями отмечается эффект «размораживания» партийно-политических систем (см. к примеру, Wolinetz 1979), с другой, тенденции к снижению выраженности классических размежеваний (Knutsen 2004, 2006). Среди значимых причин ослабления «классических» размежеваний рассматривались: изменения в социальной структуре (Abrams et al 1960, Goldthorpe et al 1968), появление постиндустриальных ценностей (Inglehart, 1997), когнитивная мобилизация, связанная с ростом уровня образования (Franklin 1985, Rose&McAllister 1986, Dalton 1996). Тем не менее, исследования последнего времени, использующие новые концептуальные и методологические схемы, опровергают тезис о снижении значимости классических размежеваний (См. к примеру, Heath et al 1991; Goldthorpe 1996; Evans 1999).

Для анализа социальных размежеваний в транзитных обществах, т.е. обществах переходного периода, включая Россию, обратимся к двум подходам, которые, пользуясь терминами политического маркетинга, назовем электоральным спросом и электоральным предложением. Если электоральный спрос отражает структуру социальных размежеваний в рамках отдельно взятого общества, то электоральное предложение выражается в структуре политических альтернатив данной партийно-политической системы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.