384) Сказано: «Захаром и некевой сотворил Он их»[159]. Как много надо нам всматриваться в слова Торы, являющейся Зеир Анпином, средней линией. Горе тем, у кого сердце черство и глаза закрыты, т.е. тем, кто соединен с левой линией, кто закрыт по отношению к Хохме, называемой «глаза», и Бине, называемой «сердце». Ведь Тора, происходящая от средней линии, взывает к вам: «Идите, ешьте хлеб мой»[160], который происходит от правой линии Торы, – «И пейте вино, мною растворенное»46, – происходящее от левой линии Торы. «"Кто глуп, – всякий, соединенный с левой линией, – пускай завернет сюда", – неразумному она сказала»46. Но никто не посмотрит в нее.
385) Сказано: «Захаром и некевой сотворил Он их»45. Это относится как к внутреннему, так и к внешнему. Есть соединение захара и некевы во внутреннем, т.е. в гадлуте, и есть соединение захара и некевы во внешнем, т.е. в катнуте. Получается, по отношению к внутреннему по-одному, а по отношению к внешнему по-другому. Ибо получается, что солнце и луна, т.е. ЗОН, в одном единстве, как сказано о них: «сотворил их» – захаром и некевой во внутреннем. И получается из Писания, что Адам и Хава были созданы и вышли из одного зивуга от высших ЗОН, т.е. вышли вначале во внешнем. И поскольку они пребывали в зивуге, как единое целое, сейчас же: «И благословил их»45 Творец. Поскольку благословение пребывает только там, где есть захар и некева. А потом возникли захар и некева во внутреннем.
386) Когда Яаков собрался идти в Харан, он был один, ведь он еще не был женат. Сказано: «И достиг он (пага) того места»[161]. И ответили ему только лишь во сне. А сейчас, когда он уже женат, и вышел со всеми коленами, высшие станы, якобы, уговаривали его и умоляли, как сказано: «И уговаривали его (пагу) ангелы Творца»[162], которые вернулись, чтобы уговаривать его, т.е. чтобы упрашивать.
Сначала он упрашивал, как сказано: «И уговаривал он (пага) "то место"»47. Теперь они упрашивали, как сказано: «И уговаривали его (пагу)»48. Ведь ради Яакова и колен они были напоены из вод великого моря, т.е. изобилием Нуквы в гадлуте. И поэтому они упрашивали его, чтобы он притянул к ним это изобилие. Вначале он видел их ночью и во сне, как сказано: «И вот ангелы Творца восходят и нисходят по ней»[163]. А сейчас он увидел их воочию и днем. Как сказано: «И сказал Яаков, увидев их: Стан Творца это»[164].
Выше сказано: «И достиг он (пага) того места»47, – а здесь сказано: «И встретили его (пагу)»48. Почему в обоих случаях сказано: пги́а? «Пги́а» означает «умиротворение», т.е. притяжение свечения левой линии в начале зивуга. В таком случае, в чем же разница между ними, если там Яаков, т.е. Зеир Анпин, умиротворял нукву, а здесь ангелы нуквы умиротворяли его?
И чтобы объяснить это, приводится: «Захаром и некевой сотворил Он их»45, – т.е. что есть зивуг внутренний и внешний. Так что: «И уговаривал он "то место"»47 – это свечение левой линии от внешнего, поэтому сказано: «он был один, ведь он еще не был женат»[165], – т.е. нуква еще не установилась относительно него пан́им бе-пан́им. «И уговаривал он "то место"»47, – т.е. он должен был умиротворить Нукву, т.е. притянуть к ней в зивуге от свечения левой линии, в свойстве внешнего. Поэтому сказано: «И ответили ему только лишь во сне»51, ведь сон – это свойство внешнего.
«А сейчас, когда он уже женат»51, – т.е. Нуква установилась относительно него пан́им бе-пан́им, сказано: «И уговаривали его», т.е. вернулись, чтобы уговаривать его51, – ибо после того, как Нуква находится в гадлуте, он не должен более притягивать к ней от левой линии, а он передает ей только хасадим от правой. А что касается свечения левой – наоборот, ибо, поскольку Нуква уже исправлена в свойстве нижней хохм́ы, ее ангелы действуют на него свечением левой линии, что называется: «И уговаривали его ангелы Творца»48.
387) Благодаря тому, что Яаков уже был женат и исправлен в 12-ти коленах, т.е. паним бе-паним, они были напоены из вод великого моря, т.е. они уже были напоены из свечения хохмы в левой линии, которое называется «великое море», и поэтому: «И уговаривали его»48, – т.е. они подействовали на него свечением левой линии. Но дело в том, что вначале он видел их ночью и во сне, ведь вначале, когда Яаков должен был умиротворить ее и притянуть к ней из свечения левой линии, это возможно лишь ночью, поскольку во время свечения левой линии без правой возникает тьма и ночь. А сейчас он увидел их воочию и днем, ибо сейчас нет более необходимости передавать ей от левой, а только лишь – от правой, т.е. свечение хасадим, время передачи которого – днем.
388) Когда он увидел их, он узнал, что это ангелы Творца, ведь он увидел, что это те же ангелы, которых он видел во сне. И поэтому он назвал их: «Станы»50, как сказано: «И вот ангелы Творца восходят и нисходят по ней»49. Ибо он видел их в своем сне, и они были видны наверху и были видны внизу, и это – «станы».
389) Почему сейчас ангелы раскрылись, чтобы уговаривать его и умиротворять в свечении хохмы? Дело в том, что Шхина пошла к Яакову, чтобы взять дом его и взаимовключиться с высшей нуквой Леей и стать одним парцуфом, и тогда будет у нее весь дом Яакова, т.е. все 12 колен, – т.е. и также шесть сыновей Леи, а Шхина ждала Биньямина, чтобы взять дом вместе с Яаковом во всех 12-ти коленах. И поэтому ангелы раскрылись ему в умиротворении, т.е. свечении левой линии, чтобы окончательно дополнить его, как сказано: «И возвратится Яаков, и будет жить спокойно и мирно, и никто не устрашит его»[166]. Ибо с помощью свечения хохмы можно победить все клипот в мире, и никто не устрашит его.
390) «Яаков же пошел своим путем, и встретили его ангелы Творца»48. Защитники начальников, выпрямленные свыше, и пламя огненного меча, командующее всеми воинствами и станами. «Начальники» – это Аба ве-Има. Мохин левой линии Аба ве-Има – это «защитники начальников». «Выпрямленные» – это ГАР, которые выпрямляют мохин де-ВАК, называющиеся «согнутые».
«Защитники начальников, выпрямленные свыше» – т.е. ГАР светят в левой линии Аба ве-Има, называемых «начальники». И тогда они выпрямлены. А Нуква, которая тогда получает от Аба ве-Има, становится пламенем обращающегося меча и управляет с помощью этой силы суда всеми воинствами и станами ангелов, которые происходят от нее справа и слева, и все они действуют с помощью суда. Как сказано: «Колодец, выкопанный начальниками»[167]. «Колодец» – это Нуква, «начальники» – Аба ве-Има, «выкопанный» – силой судов.
391) Горящий меч – красный, поскольку эти суды притягиваются им от левой линии Бины, которая красная. Как сказано о нем: «Меч Творца полон крови»[168]. От этого меча зависит обращение, ибо эти ангелы обращаются в несколько видов: то они женщины, то они – мужчины. И в этом отношении остальные свойства распределяются по нескольким ступеням. Ведь есть еще два свойства, которые называются ангелы и духи в женщинах и мужчинах.
Выясним следующие вопросы:
1. Яаков шел своим путем, но он не знает, каким путем.
2. «Увидев их»50 – лишнее. Ведь они встретили его, конечно же, он увидел их.
3. Почему об уговорах сказано «ангелы Творца», а в наречении имени – «стан Творца»?
Дело в том, что «Яаков пошел своим путем»48, – для привлечения мохин Аба ве-Има к Нукве. А вначале, когда он привлекал левую линию в Аба ве-Има, в Нукве раскрылись ангелы суда, как сказано: «И уговаривали его ангелы Творца»48. И Яаков пробудился, чтобы охранять Нукву от этих диним, как сказано: «И сказал Яаков, увидев их»50, – т.е. он раскрыл в них в́идение с помощью привлечения средней линии, которая объединяет две линии. Сказал он тогда: «стан Творца это»50. «Стан» – ибо он связал 4 свойства ангелов в один стан. И потом они стали подножиями для Нуквы с четырех ее углов. И тогда: «И нарек он имя месту тому»50, – Нуква называется «место». Теперь он назвал ее «Станы», поскольку стан Творца распространился на 4 стана, в ее четырех углах.
И поэтому нужно было сначала выяснить место выхода мохин, т.е. Аба ве-Има, и что от Аба ве-Има получает Нуква, а от Нуквы расходятся ангелы. И нужно было выяснить эти 3 свойства власти левой линии:
1. Что такое «защитники начальников, выпрямленные свыше», т.е. мохин левой линии Аба ве-Има.
2. Что от них происходит «пламя меча», т.е. Нуква в мохин левой линии.
3. «От этого меча зависит обращение, эти ангелы, обращающиеся в несколько видов» – это ангелы, происходящие от Нуквы, иногда они мужчины, иногда они – женщины.
392) Со стороны Древа Жизни, т.е. средней линии, в Аба ве-Има выходят объединяющиеся – т.е. три линии – в одном единстве с помощью соединения экрана де-хирик, который Яаков поднял там в качестве МАН.
Эти три святые линии постоянно наполняются от небесной росы, иначе говоря, несмотря на то, что все три линии присутствуют там как одно [целое], всё же левая линия не властвует там никоим образом, и лишь правая господствует надо всеми, и это свойство покрытых хасадим, называемые «небесная роса», поскольку левая линия раскрывается в одной лишь Нукве. И это первое свойство средней линии.
Имя Элоким, т.е. Нуква, исправляется через них, т.е. через мохин де-Аба ве-Има, и это второе свойство средней линии.
В четырех сторонах света, т.е. Нуквы, мохин стали опорами престола, т.е. Нуквы, называемой «престол». Иными словами, они стали четырьмя ножками престола, и это 4 ангела: Михаэль, Гавриэль, Уриэль, Рафаэль. И это третье свойство средней линии. И выяснились 3 свойства – т.е. Аба ве-Има, и Нуква, и ангелы, также со стороны средней линии.
Все эти три свойства – изножье, члены, опоры – никогда не отделяются от имени Элоким, т.е. Нуквы. И они – приближенные Яакова, который избрал свою долю, и они соединились с этим именем, т.е. с Нуквой. И все они вышли благодаря Яакову.
Все три вышеназванные свойства: источник их выхода в Аба ве-Има, приход в Нукву и распространение в ангелах, – соединяются в Нукве и называются в ней: изножье, органы и опоры, – поскольку НЕХИ де-Аба ве-Има облачаются в Нукву со своими мохин, и эти НЕХИ называются: «мать одолжила свои одежды дочери». И они называются «изножье» от слов: «И открыла изножье его»[169], – поскольку НЕХИ называются «ноги».
И тогда, когда в ней распространяются эти мохин, она называется «престол». А ангелы, которые расходятся от нее, становятся четырьмя ножками престола. А мохин, которые распространяются в самой нукве, называются «члены», т.е. члены и части самого престола. А [мохин,] распространяющиеся к ангелам, называются «опоры», т.е. они поддерживают престол, но не являются самим престолом. И выяснилось объединение этих трех свойств вместе внутри Нуквы. И несмотря на то, что Нуква получает три эти свойства от Аба ве-Има, она не получает их напрямую от Аба ве-Има, а сначала они выходят в Яакове, т.е. Зеир Анпине, и Нуква получает их от Яакова.
393) Когда Яаков пошел своим путем, – т.е. когда он пошел получить эти три свойства для Нуквы от Аба ве-Има, – его окружили с четырех сторон, ХУБ ТУМ, – иными словами, он поднялся в качестве МАН в Аба ве-Има и в средней линии раскрыл там четыре света ХУБ ТУМ в отраженном свете. Его охраняли с четырех сторон света, или Нуквы, – т.е. он притянул ХУБ ТУМ от Аба ве-Има в Нукву во всём совершенстве. И лишь недолго был он под воздействием высшего места, «защитников начальников, выпрямленных свыше», т.е. власти левой линии в Аба ве-Има, откуда распространяются ангелы, обращающиеся в несколько видов. И о них сказано: «И затронули его (пагу) ангелы Творца»48, – т.е. он был затронут и поражен содержащимся в них судом. И было это, чтобы охранить дерево внизу, – т.е. чтобы он поднял МАН в Аба ве-Има и раскрыл там среднюю линию для охраны дерева внизу, т.е. Нуквы, от судов. А после того, как он притянул среднюю линию: «И сказал Яаков, увидев их»50, – когда раскрыл в них в́идение, т.е. мохин ХУБ ТУМ, которые выходят на среднюю линию, – сказал: «Стан Творца это»50. Т.е. он объединил ангелов Творца в один стан, и они стали опорами для Нуквы, для ее четырех углов. И тогда: «И нарек он имя месту тому "Станы"»50, – т.е. они стали четырьмя станами для четырех углов Нуквы, или четырьмя ножками престола.
[1] Псалмы, 104:24.
[2] Псалмы, 33:6.
[3] Тора, Берешит, 30:14.
[4] Тора, Берешит, 30:15.
[5] Писания, Песнь Песней, 7:14.
[6] Тора, Берешит, 30:16.
[7] Тора, Берешит, 30:22.
[8] Тора, Берешит, 30:14.
[9] Писания, Мишлей, 31:15.
[10] Писания, Йов, 28:12.
[11] Тора, Берешит, 30:16.
[12] П.218 не приводится в данной редакции текста.
[13] Тора, Шемот, 12:18.
[14] Тора, Дварим, 16:3.
[15] Псалмы, 86:1.
[16] Тора, Дварим, 30:11. «Ибо заповедь эта, которую Я заповедую тебе, не загадочна она для тебя, и не далека она».
[17] Пункты 221-223 не приводятся в данной редакции текста.
[18] Писания, Иов, 28:5.
[19] Псалмы, 113:9.
[20] Пророки, Йермияу, 31:15.
[21] Писания, Мишлей, 8:21.
[22] Тора, Берешит, 30:20.
[23] Писания, Песнь песней, 8:14.
[24] Тора, Дварим, 22:6.
[25] Тора, Дварим, 4:32.
[26] Писания, Песнь песней, 2:17.
[27] Тора, Берешит, 2:10.
[28] Пророки, Малахим 1, 7:25.
[29] Писания, Псалмы, 122:4.
[30] Пророки, Овадья, 1:18.
[31] Писания, Псалмы, 135:21.
[32] Тора, Берешит, 30:25.
[33] Писания, Мишлей, 24:3.
[34] Тора, Шемот, 4:18.
[35] Тора, Берешит, 31:3.
[36] Писания, Псалмы, 9:1.
[37] Писания, Коэлет, 5:7.
[38] Писания, Песнь песней, 6:8.
[39] Писания, Псалмы, 19:2. «Небеса рассказывают о славе Творца и о деянии рук его повествует свод небесный».
[40] Писания, Псалмы, 91:7. «Падет с твоей стороны тысяча, и десять тысяч справа от тебя к тебе не подступит».
[41] Писания, Песнь песней, 2:6.
[42] Пять букв с двойным написанием: мэм, нун, цади, пэй, хаф. Второй вариант написания используется, когда они стоят в конце слова.
[43] См. Тора, Берешит, 30:22. «И вспомнил Бог о Рахели, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее».
[44] Тора, Берешит, 21:1.
[45] Тора, Берешит, 17:21.
[46] Тора, Берешит, 18:14.
[47] Тора, Шемот, 6:5.
[48] Тора, Шемот, 3:16.
[49] Пророки, Йешайау, 6:3.
[50] Тора, Шемот, 3:2.
[51] Тора, Берешит, 50:24.
[52] Тора, Шемот, 13:19.
[53] Пункт 275 в данной редакции текста не приводится.
[54] Тора, Дварим, 32:3.
[55] Тора, Ваикра, 26:45.
[56] Тора, Берешит, 8:1.
[57] Тора, Шемот, 2:24.
[58] Писания, Псалмы, 78:39.
[59] Писания, Псалмы, 89:33.
[60] Тора, Берешит, 27:36. «Не потому ли дано имя ему Яаков, что он облукавил меня уже два раза? Первородство мое он взял, и вот теперь взял благословение мое».
[61] Пророки, Ошэйа, 11:10.
[62] Пророки, Йермийау, 15:15.
[63] Писания, Мелахим II, 4:13. «"Не нужно ли поговорить о тебе с царем или с военачальником?" И сказала она: "В среде народа своего я живу"».
[64] Писания, Иов, 38:17.
[65] Писания, Иов, 13:15.
[66] לו – на Него. לא – отрицательная частица не.
[67] Текст из оригинала, не приведенный в данной редакции текста, вставлен для связки.
[68] Пророки, Йешайау, 11:9.
[69] Пророки, Йешайау, 25:8.
[70] Писания, Псалмы, 24:7.
[71] Писания, Иов, 7:9.
[72] Тора, Берешит, 30:22.
[73] Тора, Берешит, 30:24.
[74] См. Тора, Берешит, 31:3. «И сказал Творец Яакову: "Возвратись в землю отцов твоих и на родину твою, и Я буду с тобой"».
[75] Тора, Берешит, 48:7.
[76] См. Тора, Берешит, 30:28.
[77] Тора, Берешит, 30:31.
[78] Тора, Берешит, 30:35.
[79] См. Писания, Псалмы, 15:1-2. «Творец, кто будет жить в Твоем шатре? Кто будет обитать на Твоей святой горе? Ходящий честно, и поступающий справедливо, и говорящий правду в сердце своем».
[80] См. Тора, Берешит, 30:37.
[81] Тора, Берешит, 30:27.
[82] Тора, Берешит, 30:30.
[83] Тора, Берешит, 30:36.
[84] Тора, Берешит, 31:7. «Отец ваш глумился надо мною и переменял мою плату десять раз».
[85] Тора, Берешит, 30:38. «Поставил прутья, что ободрал, в стоках и протоках с водой, куда скот приходит пить, против скота, и они разгорячались, приходя пить».
[86] Писания, Песнь песней, 7:6.
[87] Тора, Берешит, 30:37. «И взял себе Яаков прутьев влажного белого тополя, миндаля и платана, и содрал с них белые полосы, обнажив белизну, которая на прутьях».
[88] Писания, Псалмы, 135:4.
[89] Тора, Дварим, 32:9.
[90] Тора, Берешит, 30:38. «Поставил прутья, что ободрал, в стоках и желобах с водой, куда скот приходит пить, против скота, и они разгорячались, приходя пить».
[91] Тора, Берешит, 49:27. «Биньямин волк хищный: утром будет есть пойманное и вечером будет делить добычу».
[92] Пророки, Йешайау, 29:22.
[93] Писания, Мишлэй, 5:5.
[94] Пророки, Зехарья, 14:9.
[95] Писания, Псалмы, 23:1.
[96] Писания, Псалмы, 23:2.
[97] Писания, Псалмы, 23:2-3.
[98] Тора, Берешит, 25:27.
[99] Тора, Берешит, 30:41. «И было: при каждом разгорячении неразрывных овец ставил Яаков прутья в стоках перед глазами этих овец, чтобы разгорячались пред прутьями».
[100] Тора, Дварим, 14:1.
[101] Начало первого раздела тфилина. Тора, Шемот, 13:1 и далее до слов «из года в год» (13:10).
[102] Начало второго раздела тфилина. Тора, Шемот, 13:11 и далее до слов «вывел нас Творец из Египта» (13:16).
[103] Начало третьего раздела тфилина. Тора, Дварим, 6:4 и далее до слов «на вратах твоих» (6:9).
[104] Начало четвертого раздела тфилина. Тора, Дварим, 11:13 и далее до слов «сколько дней небеса над землей» (11:21).
[105] Тора, Берешит, 30:40. «А ягнят отделял Яаков, и ставил скот лицом к имеющим пятна на коленях и ко всему бурому скоту Лавана; и держал свои стада особо, и не оставлял их вместе со скотом Лавана».
[106] Тора, Берешит, 30:42. «Доставались слабые Лавану, а крепкие Яакову».
[107] Писания, Мишлей, 10:6.
[108] Писания, Псалмы, 37:25.
[109] Тора, Берешит, 1:17.
[110] Писания, Псалмы, 104:16.
[111] Писания, Псалмы, 104:17.
[112] Тора, Берешит, 1:3.
[113] Тора, Берешит, 6:6.
[114] Писания, Псалмы, 100:2.
[115] Тора, Дварим, 32:47. «Ибо это вам не слово пустое, но это жизнь ваша. и этим продлите вы дни на земле, куда вы переходите через Йарден для овладения ею».
[116] Писания, Притчи 9:12. «Если ты мудр, то мудр для себя, а если кощунствуешь, ты один пострадаешь».
[117] Тора, Берешит 30:38. «И ставил прутья, что нарезал, в стоках, при водопое, куда овцы приходят пить, против овец, чтобы они разгорячались, когда приходят пить».
[118] Тора, Берешит, 30:38. «И взял себя Яаков свежие прутья белого тополя, миндаля и каштана, и вырезал на них белые полоски, обнажая белизну, что на прутьях».
[119] Тора, Бемидбар, 21:18. «Колодец, который выкопали князья, вырыли вожди народа жезлом, посохами своими!»
[120] Тора, Берешит, 30:38. «И разгорячались овцы от вида прутьев этих, и рожали овцы полосатых, крапчатых и пестрых».
[121] Писания, Псалмы, 63:9. «Прилепилась к Тебе душа моя, поддерживает меня десница Твоя».
[122] Писания, Псалмы, 139:10. «И там рука Твоя поведет меня, и держать меня будет десница Твоя».
[123] Писания,Песнь Песней, 2:6. «Левая рука его у меня под головою, а правая – обнимает меня».
[124] Тора, Берешит, 30:40. «И ягнят отделял Йаков, и обращал он скот к (имеющему) отметины на голенях и всему бурому из скота Лавана. И ставил он свои стада отдельно, и не ставил он их со скотом Лавана».
[125] Тора, Дварим. 7:6. «Ибо народ святой ты у Бога, Всесильного твоего: тебя избрал Бог, Всесильный твой, чтобы ты был ему народом, избранным из всех народов, что на лице земли».
[126] Включает п. 356.
[127] Тора, Дварим, 4:4. «А вы, держащиеся Господа, Б-га вашего, живы все вы сегодня».
[128] Писания, Эйха, 2:3. «В пылу гнева сразил Он всю мощь Исраэля, пред врагом убрал Он десницу Свою; и запылал Он в среде Йакова, как огонь пламенеющий, что (все) пожирает вокруг».
[129] Писания, Псалмы, 108:7. «Чтобы избавлены были любимые Тобой, спаси десницей Твоей и ответь мне».
[130] Пророки, Захария, 13:2. «И будет в день тот, – слово Г-спода Ц-ваота: истреблю имена идолов из страны, и не будут они более упомянуты, а также (лже) пророков и дух нечистоты удалю из страны».
[131] Пророки, Йешая, 25:8. «Уничтожит Он смерть навеки, и отрет Г-сподь Б-г слезы со всех лиц, и позор народа Своего устранит Он на всей земле, ибо (так) сказал Г-сподь».
[132] Пророки, Йешая, 2:18. «И идолов совершенно не станет».
[133] Пророки, Йешая, 2:17. «И унижена будет гордость человеческая, и поникнет надменность людей; и возвеличен будет один только Г-сподь в тот день».
[134] Тора, Дварим, 32:12. «Бог один водил его, и нет с ним богов чужих».
[135] Пророки, Йешая, 4:3. «И будет, кто останется в Ционе и тот, кто уцелеет в Йерушалаиме, тот назван будет святым, – все, кто записан для жизни в Йерушалаиме».
[136] Писания, Диврей Ямим 1, 17:21. «И кто подобен народу Твоему, Исраэлю, народу единственному на земле, (ради) которого ходил Б-г, чтобы искупить (его) в народ Себе, чтобы сделать Себе имя великое и страшное, изгоняя народы пред народом Твоим, который избавил Ты от Египта».
[137] Писания, Псалмы, 18:47. «Жив Г-сподь, и благословен оплот мой, и да будет превознесен Б-г спасения моего».
[138] Пророки, Шмуэль 2, 23:20. «И Бенайау, сын Йеойады, сын мужа храброго, знаменитый подвигами (своими), из Кавцеэйла; он побил двух героев Моавитских; он же сошел и убил льва во рву в снежный день».
[139] Пророки, Йешая, 57:15. «Ибо так говорит Возвышенный и Превознесенный, Существующий вечно и Святой – имя Его: (в месте) высоком и священном обитаю Я, но с тем, кто сокрушен и смирен духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердце сокрушенных».
[140] Писания, Иов, 36:7. «Не отвращает очей Своих от праведника, а сажает навеки их на престол царей, и возвышаются они».
[141] Писания, Иов, 36:6. «Он не дает (долго) жить нечестивому и угнетенным воздает по праву».
[142] Писания, Псалмы, 34:16. «Очи Г-сподни – к праведникам, и уши Его – к воплю их».
[143] Писания, Иов, 9:24. «Земля отдана в руку нечестивых, лица судей ее закрывает Он; если же нет – кто тот?»
[144] П. 346.
[145] См. п. 345 выше.
[146] Тора, Бемидбар, 28:2. «Повели сынам Израиля и скажи им: жертву Мне, хлеб Мой в огнепалимые жертвы Мне, в благоухание, приятное Мне, соблюдайте приносить Мне в положенное время».
[147] Писания, Песнь Песней, 5:1. «Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста, набрал я мирры с бальзамом моим; отведал я соты мои с медом, пил я вино мое с молоком; Ешьте, друзья! Пейте и упивайтесь, любимые!»
[148] Тора, Берешит, 19:27. «И поднялся Авраам рано утром (и пошел) на то место, где стоял пред Господом».
[149] Тора, Берешит, 31:19. «А Лаван пошел стричь свой мелкий скот, и похитила Рахель идолов, которые у ее отца».
[150] Тора, Берешит, 31:30. «И ныне, (если) ты ушел, ибо ты стосковался по дому отца твоего, - зачем ты похитил мои божества?»
[151] Тора, Берешит, 31:32. «У кого же найдешь твои божества, не будет жив. При наших братьях опознай, что (из твоего) у меня, и бери себе. - И не знал Йаков, что Рахель похитила их».
[152] Тора, Берешит, 31:34. «А Рахель взяла идолов и положила их в верблюжье седло и села на них. И ощупал Лаван весь шатер и не нашел».
[153] Тора, Берешит, 31:22. «И сообщено было Лавану на третий день, что убежал Яаков»
[154] Тора, Дварим, 26:5. «И возгласишь ты и скажешь пред Господом, Б-гом твоим: Арами (вознамерился) погубить отца моего; а (затем) он спустился в Мицраим и проживал там с немногими, и стал там народом великим, могучим и многочисленным».
[155] Тора, Берешит, 31:24. «Но Всесильный пришел к Лавану-арамейцу ночью во сне и сказал ему: "Берегись, чтобы не говорить с Яаковом ни хорошего, ни плохого!".
[156] Тора, Берешит, 31:29. «Рука моя в силе содеять вам зло. Но Б-г отца вашего прошлой ночью сказал мне так: Берегись говорить с Йаковом от доброго до худого».
[157] Тора, Берешит, 31:50. «Если притеснять будешь моих дочерей и если возьмешь жен кроме моих дочерей! Нет мужа с нами; смотри: Б-г свидетель между мной и тобой».
[158] Тора, Берешит, 31:53. «Б-г Авраама и бог Нахора пусть вершат суд между нами, бог их отца. И поклялся Йаков Страхом своего отца Ицхака».
[159] Тора, Берешит, 5:2. «Мужчиной и женщиной сотворил Он их. И благословил Он их, и нарек им имя Адам, человек, в день сотворения их».
[161] Тора, Берешит, 28:11. «И достиг (того) места, и ночевал он там, ибо зашло солнце. И взял он из камней (того) места и положил себе изголовьем, и лег на том месте».
[162] Тора, Берешит, 32:2. «Яаков же пошел своим путем, и встретили его ангелы Всесильного».
[163] Тора, Берешит, 28:12. «И снилось ему: и вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес; и вот ангелы Б-жьи восходят и нисходят по ней».
[164] Тора, Берешит, 32:3. «И сказал Йаков, увидев их: Стан Б-жий это. И нарек он имя месту тому "Маханаим"».
[165] См. п. 386 выше.
[166] Пророки, Йирмия, 30:19. «И ты не бойся, раб Мой Йаков, – сказал Г-сподь, – и не страшись, Исраэль, ибо вот, спасу Я тебя издалека и потомство твое – из страны пленения их; и возвратится Йаков, и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет страшить его».
[167] Тора, Бемидбар 21:18. «Колодец, выкопанный князьями, вырыли его знатные народа по стилу закона своими посохами! А из пустыни в Дар».
[168] Пророки, Йешая, 34:6. «Меч Г-спода полон крови, тучнеет от тука, от крови баранов и козлов, от тука с почек баранов, ибо резня у Г-спода в Боцре и заклание великое в земле Эдома».
[169] Писания, Рут, 3:7. «Боаз поел и попил, и стало у него хорошо на душе, и пошел он, чтобы лечь (спать) у края вороха (зерна). А она подошла тихонько, и открыла изножье его, и прилегла».