258)По три построения выделяются в каждой из четырех сторон мира. И в каждом построении каждой стороны есть три других построения. В первом построении в восточной стороне есть три построения, и их девять, так как в каждом из этих трех построений содержатся три построения, – всего девять. Также и в каждой из остальных трех сторон мира есть девять построений. И сколько (еще): тысяча и десятки тысяч под ними.
Тайна Скинии – три по три в этих металлах: золоте, серебре и меди. А в остальных вещах было четыре: ХУГ-ТУМ. От тех – три, от тех – четыре, от тех – два, от тех – один. Однако всякое построение (состоит) не иначе как из трех.
Четыре стороны мира – это ХУБ-ТУМ. Хотя они включены друг в друга и в каждом из них должны были содержаться ХУБ-ТУМ, тем не менее, там есть лишь ХУБ и Тиферет в каждом, за отсутствием Малхут. Даже в западной стороне, в Малхут, есть лишь ХУБ и Тиферет, а ее собственная свойство, Малхут, отсутствует в ней. Ибо Малхут получила подслащение в Бине и потому считается как Малхут де-Бина, т.е. ат́эрет Есод. А сама Малхут исчезла в силу этого подслащения. И потому, хотя есть четыре стороны ХУБ-ТУМ, тем не менее, западная сторона, т.е. Малхут, – это атэрет Есод, Тиферет, а не Малхут. Когда они включаются друг в друга, в каждом есть только три свойства: ХУБ и Тиферет. И даже в западной стороне есть только три свойства: ХУБ и Тиферет.
Эти три построения разделяются на каждую из четырех сторон мира. И даже в западной стороне, в Малхут, есть четыре порядка. Но в каждом построении каждой стороны есть три других построения, а не четыре, так как отсутствует сама Малхут, а западная сторона – это лишь Малхут, подслащенная в Бине, а не Малхут как таковая. Поэтому имеются два вида включения сфирот друг в друга:
Первое включение: ХУБ-ТУМ включаются друг в друга, и их двенадцать, а не шестнадцать. Это не законченное включение, так как здесь должно быть шестнадцать. И потому нужно второе включение.
Второе включение: три свойства каждой стороны также включаются друг в друга, и возникают три свойства в каждом – девять в каждой стороне. Второе включение – это законченное включение, и всё оно – милосердие, поскольку там нет даже примеси западной стороны.
Но вместе с тем, в силу исправлений и мохин двенадцати, хотя Малхут как таковая отсутствует, все равно она получает от них свое исправление. Об этом и сказано: «сколько (еще) тысяч и десятков тысяч под ними». Ибо свечение хохма, исходящее от ИШСУТ, представляют собой «тысячи», так как десять их сфирот определяются количеством тысяч. А свечение хасадим, исходящее от высших Аба ве-Има, представляет собой «десятки тысяч», так как десять их сфирот определяется количеством «десятков тысяч».
Сообразно с ними, есть силы скверны (клипот), соответствующие категории «тысячи». Они держатся за подслащенную Малхут, атэрет Есод, достойную мохин тысячи. А также есть силы скверны, соответствующие категории «десятки тысяч», которые держатся за неподслащенную Малхут – за Малхут как таковую. Сказано об этом: «Падет с твоей стороны тысяча»[40] – т.е. посредством мохин свечения хохма, исходящих от ИШСУТ. Они составляют тысячу и происходят от левой линии, что и является смыслом слов: «с твоей стороны» – главным образом, с левой стороны. «И десять тысяч справа от тебя к тебе не подступит» – т.е. посредством мохин де-хасадим, исходящих от высших Аба ве-Има и составляющих десять тысяч. Они спасаются от сил скверны, составляющих десять тысяч, и не позволяют им приближаться к человеку. И происходят они от правой линии, поэтому сказано: «справа от тебя». Десятитысячные силы скверны сильны, и их невозможно повергнуть так же, как тысячные силы скверны. Поэтому говорит о них Писание: «к тебе не подступит». Ибо невозможно повергнуть их ранее конца исправления.
«Сколько (еще) тысяч и десятков тысяч под ними» – это две вышеуказанных категории свечений, повергающих тысячные силы скверны и отдаляющих десятитысячные силы скверны. Таким образом, исправление достигает и самой Малхут, недостающей в числе двенадцати, – в мере того, насколько они отдаляют десятитысячные силы скверны.
259) Все эти девять порядков управляются обозначенными, особыми буквами. И каждый порядок, чтобы получить изобилие, смотрит на те обозначенные буквы, которые относятся к нему. Когда эти буквы парят в воздухе духа, поставленного надо всем, они движутся, и одна буква снизу, получив удар, поднимается и опускается, и две буквы парят над ней. И та буква, что снизу, поднимает порядок снизу вверх и соединяется с ними, с двумя парящими буквами, и становятся они тремя буквами, сообразно буквам йуд-хэй-вав (יה"ו), – трем в светящем зеркале, Зеир Анпине. От этих букв йуд-хэй-вав подразделяются три порядка: две буквы и та буква, что поднимается и соединяется с ними, всего – три.
Девять порядков в каждой стороне – это ХУБ и Тиферет, в каждом из которых есть ХУБ и Тиферет. Они управляются особыми буквами, согласно исправлению линий. Ибо точки находятся в Бине, а буквы – в ЗОН. Поэтому три линии в Бине называются тремя точками: холам, шурук и хирик; а в ЗОН они представляют собой три буквы.
Все эти девять порядков, ХУБ и Тиферет, в каждом из которых есть ХУБ и Тиферет, управляются обозначенными, особыми буквами: по три буквы справа, слева и посередине, происходящие от трех точек Бины: холам, шурук и хирик. И каждый из девяти порядков смотрит на эти обозначенные буквы, т.е. получает от одной буквы из этих трех букв, что справа, слева и посередине, – той буквы, которая относится к нему. Или от правой справа, или от левой справа, или от средней справа, или от правой слева, и т.д. по тому же принципу.
Теперь (Зоар) разъясняет три эти буквы – какова их природа. Когда буквы эти парят в воздухе духа, поставленного надо всем, они движутся. Правая буква и левая буква происходят от двух точек Бины: холам и шурук, так как когда йуд (י) вошла в свет Бины, и свет (אור) стал воздухом (אויר), тогда буквы ЭЛЕ (אל"ה) имени Элоким упали из нее в ЗОН. И она осталась в буквах МИ (מ"י) имени Элоким, а это – точка холам, хасадим и корень правой линии. Затем, когда йуд вышла из воздуха Бины, а буквы ЭЛЕ вернулись к ней, тогда буквы ЭЛЕ стали корнем левой линии, и это – хохма без хасадим, точка шурук. Тогда две линии, МИ-ЭЛЕ, находятся в раздоре: одна – целиком хасадим, а другая – целиком хохма, и каждая хочет отменить свечение другой. Поэтому их бросает от суда к милосердию, а от милосердия к суду. Когда берет верх левая линия, ЭЛЕ – усиливается власть суда; а когда берет верх правая линия, МИ – усиливается власть милосердия, хасадим, правой линии. И потому, хотя йуд уже вышла из воздуха, две линии еще находятся в воздухе, т.е. в ВАК, на уровне руах, поскольку они находятся в движении (туда и обратно) и не светят.
Вот почему сказано, что эти буквы парят в воздухе: правая буква, происходящая от МИ, и левая буква, происходящая от ЭЛЕ, до прихода средней линии. Они парят в воздухе духа, поставленного надо всем, – в воздухе Бины, поставленной над всеми мохин в мирах. Ведь все мохин происходят от нее. Корень парения в воздухе – раздор правой и левой линий Бины. Когда берет верх левая линия, йуд выходит из воздуха; а когда берет верх правая линия, йуд снова входит в свет, и он становится воздухом. Таким образом, они движутся, т.е. раскачиваются то вправо, к милосердию, то влево, к суду.
Чтобы рассудить правую и левую линии и объединить их друг с другом, Зеир Анпин стал МАНом в Бине, поднявшись к ней с буквами ЭЛЕ, к которым он прилеплен. Тогда произошел зивуг де-акаа от высшего света на экран Зеир Анпина, и вышел уровень хасадим, рассудивший и объединивший две линии, МИ и ЭЛЕ, друг с другом. И восполнилось тогда имя Элоким в совершенстве. Это и есть точка хирик, средняя линия.
Одна буква снизу, буква, происходящая от точки хирик, что в Бине, получает удар. Иными словами, в ней происходит зивуг де-акаа, и это – снизу, от Зеир Анпина, поднявшего МАН к Бине. И так на всех ступенях средний поднимает с низшей ступени МАН. Ведь низший всегда поднимается с АХАПом высшего, к которому он прилеплен, и становится там средней линией. Поэтому сказано, что буква эта поднимается и опускается, и две буквы парят над ней. Эта средняя буква поднимается снизу и разрешает (раздор) двух линий высшего. И две буквы, что в высшем, парят над ней – т.е. она водворяет мир между ними. Ибо она обеспечивает свечение их обеих, так чтобы левая линия светила снизу вверх, а правая – сверху вниз.
И сказано, что эта буква, что внизу, поднимает порядок снизу вверх. Иными словами, буква, приходящая снизу, поднимает порядок, т.е. свечение левой линии, чтобы оно светило снизу вверх. Она соединяется с ними, с двумя парящими буквами, и становятся они тремя буквами. Иными словами, буква, поднимающая снизу МАН, соединяется с двумя высшими буквами: с правой буквой и левой буквой, и становятся они тремя буквами: правой, левой и средней. И все они соответствуют буквам йуд-хэй-вав – трем в светящем зеркале, Зеир Анпине. Буквы йуд-хэй-вав, что в светящем зеркале, – это ХАГАТ Зеир Анпина. Они представляют собой три линии в нем. И говорится, что эти три буквы в Скинии, т.е. в Нукве, привлекаются и управляются сообразно с тремя линиями йуд-хэй-вав Зеир Анпина. И от этих йуд-хэй-вав происходят три порядка, три линии, т.е. две буквы, правая и левая, и буква, поднимающаяся и соединяющаяся с ними, – средняя буква, соединяющаяся с этими двумя. И их три – йуд-хэй-вав Зеир Анпина.
Порядки работы в Скинии подразделяются следующим образом:
От тех – три, сообразно ХУБ и Тиферет, включенным в каждую сторону.
От тех – четыре, сообразно четырем сторонам ХУБ-ТУМ. И их двенадцать, так как четыре стороны – это ХУБ-ТУМ, включенные друг в друга, а в каждом из них – всего лишь три: ХУБ и Тиферет, за недостатком Малхут.
От тех – два, сообразно двум буквам в Нукве – правой и левой, которые происходят от холама и шурука.
От тех – один, сообразно средней букве, приходящей снизу от Нуквы. Она привлекается с помощью хирика и становится в ней МАНом, на который происходит зивуг де-акаа, создающий уровень руах, разрешающий (раздор) и объединяющий правую и левую линии друг с другом.
260) Эти две высшие буквы, поднимающиеся в воздухе, – правая буква и левая буква – включены друг в друга: милосердие в суд. Ибо правая буква – это хасадим и милосердие, а левая буква – это хохма без хасадим и суд. Вследствие взаимной противоположности считается, что их две. И происходят они от высшего мира – «захар». А та буква, которая поднимается и соединяется с ними, – средняя буква – это Нуква, так как на ее экран совершается зивуг де-акаа. И она включена в них, в обе, т.е. две буквы – правая и левая – соединяются со средней буквой, и в ней самой возникают три буквы: правая, левая и средняя.
Ибо Нуква в целом состоит из двух сторон – правой и левой, – которые она получает от Зеир Анпина, как сказано: «Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня»[41], и она соединяется с ними. Так и средняя буква, Нуква, соединяется с двумя другими буквами, и они становятся в средней букве двумя сторонами: правой и левой. Две буквы в ней стали высшими, а сама она – ниже них. И все три буквы стали единым целым: захар и некева. Иными словами, они стали едины в зивуге, подобно захар и некева. Причем две высшие буквы – это захар, а средняя буква – некева. Ибо при сотворении мира, когда произошли три линии в Бине, что сотворить мир, т.е. ЗОН, – тогда эти две буквы, правая и левая, происходили от высшего мира, Бины. Именно они породили все действия, происходящие внизу, по своему образу, а не средняя линия Бины. Таким образом, эти две буквы считаются свойством захар. И потому каждый, кто постигает их и остерегается в них, – любим наверху и любим внизу.
Ибо сотворение мира, т.е. ЗОН, совершилось посредством того, что ЗОН подняли МАН к двум линиям Бины: правой и левой, и он стал там средней линией и получил тогда все мохин, имеющиеся в Бине. Тем самым, три выходят из одного, и один удостаивается трех. В результате только две линии Бины, правая и левая, дают все мохин Зеир Анпину и Нукве, так как средняя линия Бины – это сами ЗОН. Таким образом, сотворение мира осуществилось посредством всего лишь двух букв: правой и левой; и потому они считаются свойством захар, а средняя буква – свойством некева.
261) Все 27 букв, составляющих алфавит, содержат в собе свойство захар и свойство некева, включающиеся друг в друга как единое целое. Буквы, относящиеся к правой и левой линиям, – это свойство захар, а те, что относятся к средней линии, – свойство некева. Буквы свойства захар проводят высшие вóды, а буквы свойства некева поднимают низшие вóды (МАН), и всё соединяется, становясь единым целым. И это – совершенное единство. И потому тот, кто познаёт эти единства и остерегается в их устремлении – счастлив его удел в этом мире и в мире будущем. Ибо это – основа совершенного единства, каким оно должно быть.
Буквы делятся на группы по три: две «захар» – наверху, и одна «некева» – внизу. С одной стороны и с другой стороны – в едином сплочении. Иными словами, правая и левая буквы объединяются в единое целое посредством средней буквы, представляющей собой совершенство всего. Все группы, в каждой из которых содержится три буквы алфавита, расположены в высшем порядке, наподобие (их расположения) наверху, в Бине, где этот порядок «три-три» представляет собой одно целое. Ибо когда вышли три корневые линии в Бине, они включились друг в друга, и в ней возникли три группы по три линии. Поэтому 27 букв в Нукве тоже делятся вслед за ними на группы по три буквы.
262) После того как разъяснились девять порядков первого построения в восточной стороне, Тиферет, – (Зоар) разъясняет второе построение южной стороны, Хесед. Три порядка есть в этой стороне, и в каждом – три, три, девять порядков. И все они происходят от порядка праотцев, т.е. трех линий наверху, в Бине: Авраама, Ицхака и Яакова – согласно порядку следования букв йуд-хэй-вав в святом имени. Все эти девять порядков действуют в трех группах из трех букв – правой, левой и средней. И (буквы) движутся в них. И сколько воинств и десятков тысяч ангелов ниже, в мирах БЕА, движутся и действуют в этом порядке южной стороны.
263) Третье построение относится к северной стороне, это Гвура. Три порядка есть в той стороне, и их девять, так как в этих порядках есть три, три на каждую сторону – всего девять. И эти девять порядков происходят от трех сторон: правой, левой и средней.
264) 27 порядков – это 27 букв: 22 буквы и двойные «манцепах»[42]. Эти 27 порядков делятся на три, три в каждой стороне: три на восточную сторону, три на южную сторону и три на северную сторону. И поскольку три (порядка) в каждой стороне включены друг в друга, постольку три (порядка) одной стороны составляют девять, и три (порядка) другой стороны составляют девять, и три (порядка) третьей стороны составляют девять. И все они находятся вместе, представляя собой семь и двадцать букв.
265) 27 букв – это девять букв свойства некева, которые соединяются с восемнадцатью другими сочетаниями свойства захар. И всё в таком виде, как и должно быть. Ибо каждые три буквы – это три линии, происходящие от трех линий Бины. Две высшие буквы – правая буква и левая буква – являются свойством захар, а третья буква под ними – некева. Девять букв, присутствующие в каждой стороне, – это три группы по три, три.
Таким образом, в каждой стороне есть шесть букв свойства захар – три раза по две правые и левые буквы в каждой группе, а также три буквы свойства некева – три средние буквы каждой группы. Следовательно, есть шесть свойств захар и три – некева, в восточной стороне, шесть свойств захар и три – некева, в южной стороне, а также шесть свойств захар и три – некева, в северной стороне. Вместе они составляют восемнадцать свойств захар и девять – некева.
Ибо три буквы свойства некева присутствуют в каждой стороне, а три раза по три – девять. И шесть букв свойства захар присутствуют в каждой стороне, а три раза по шесть – восемнадцать. Таким образом, 27 букв делятся на восемнадцать свойства захар и девять свойства некева.
266) Подобно этим буквам, имеющимся в высшем мире, в Бине, есть другие буквы внизу, в Нукве. Высшие буквы в Бине велики, а низшие буквы в Нукве малы. И всё пребывает во взаимном подобии: всё, что присуще буквам Бины, присуще и буквам Нуквы. Им тоже присущи свойства захар и некева, как и буквам. И всё едино в совершенстве – иными словами, всё, что присуще высшему миру, присуще и низшему миру.