332) Это два небосвода – начало и окончание, и один равен другому.
Начало – восьмой небосвод, на нем расположены все звезды, маленькие и большие. И это высший скрытый небосвод, наполняющий жизнью всё, и всё исходит от него. Он – восьмой снизу вверх, и он – начало, чтобы произвести от него всё.
333) Такой же восьмой небосвод сверху вниз, на котором расположены все звезды, все света и свечи. Он получает все, и это – окончание всего.
Небосвод – это парса, новое окончание, (образовавшееся) вследствие Второго сокращения, выведшего Бину и ТУМ каждой ступени и опустившего их на ступень ниже нее. А во время гадлута возвращается парса, небосвод, в окончание Первого сокращения, и возвращаются сфирот Бина и ТУМ на ступень. Обычно есть три парсы в мире Ацилут:
а) Первый небосвод – в пэ Арих Анпина. Он выводит Бину и ТУМ из рош Арих Анпина на ступень Аба ве-Има, и в рош Арих Анпина остаются только Кетер и Хохма. Это первый небосвод, ибо в парцуфе Атик не действует Второе сокращение, и он только «пробивает и не пробивает» (парсу).
б) Средний небосвод – в хазэ Арих Анпина. Он выводит Бину и ТУМ де-ХАГАТ Арих Анпина в место ИШСУТ и ЗОН ниже хазэ.
в) Нижний небосвод – в окончании Ацилута. Он выводит Бину и ТУМ де-ЗОН Ацилута в БЕА.
А здесь «Зоар» говорит только о первом и последнем небосводе, и говорит, что это два небосода – начало и окончание, и один равен другому: небосвод, находящийся в пэ Арих Анпина, – начало всего, а небосвод, находящийся в месте атэрет Есод Зеир Анпина, – завершает весь мир Ацилут.
А в сказанном: «Начало – восьмой небосвод, на нем расположены все звезды, маленькие и большие» звезды означают мохин, и как малые, так и большие зависят и происходят от первого небосвода. Ибо в то время, когда он выводит Бину и ТУМ де-рош Арих Анпина наружу, передаются мохин катнута всем парцуфам. А в то время, когда этот небосвод возвращается в окончание, принадлежащее к Первому сокращению, возвращаются Бина и ТУМ де-рош Арих Анпина, и гадлут передается всем ступеням. И это – высший скрытый небосвод, и называется он «скрытым», поскольку находится под скрытой хохмой Арих Анпина. «Он поддерживает всё» – все виды гадлута, «и от него исходит всё» – все виды катнута, «и он восьмой снизу вверх»: ибо Арих Анпин – это Хохма де-МА, и от атэрет Есод до Хохмы – это восемь сфирот, ХУБ и ХАГАТ НЕХИ, и поэтому он считается восьмым, и он – начало, чтобы произвести от него всё, ибо от парцуфа Атика, находящегося до него, не исходят мохин в АБЕА.
Такой же восьмой небосвод сверху вниз, небосвод, находящийся в месте атэрет Есод Зеир Анпина, восьмого сверху вниз, когда отсчет производится от Арих Анпина, от Хохмы до Есода, восемь сфирот. И в нем расположены все звезды, все света и свечи, из которых приходят все виды мохин к Нукве и ко всем нижним обитателям БЕА, ибо в момент, когда он выводит БИНУ и ТУМ де-ЗОН наружу из Ацилута, пребывает Нуква и все нижние в катнуте. А в момент, когда аннулируется Второе сокращение и возвращается Бина и ТУМ де-ЗОН в Ацилут, все нижние получают мохин гадлута. «Он получает всё» – то есть берет от высших все мохин для нижних, и это «окончание всего» – то есть он оканчивает весь Ацилут. И неуместен вопрос: «Ведь Малхут оканчивает Ацилут, а не Есод?» Ведь от атэрет Есод строится весь парцуф Малхут, и поэтому считается окончание на атэрет Есод.
Как восьмой высший небосвод – начало всего, и от него зависят все света, которые получают от высших, и от него выходят во все парцуфы Ацилута, так же и от восьмого нижнего небосвода зависят все света, которые он получает от более высших, и от него они выходят ко всем мирам – к Нукве и к БЕА.
334) Начало и окончание – это два небосвода. Они находятся в одинаковом виде. Нижний небосвод – река, которая вытекает и выходит, и воды ее никогда не иссякают, и всё это – для того, чтобы окончание стало равным началу, поэтому сказано: «И поместил их Творец на своде небесном» – нижнем, и они находятся там, для того, чтобы светить над землей, Нуквой и БЕА.
335) Хотя высший небосвод и нижний небосвод – в одном виде, различие между ними в том, что высший небосвод поддерживает и питает высший мир и все высшие свойства, а нижний небосвод поддерживает и питает нижний мир, Нукву, и все нижние свойства, находящиеся в БЕА.
336) Но ведь этот скрытый высший восьмой небосвод сам является высшим миром? Как может быть, чтобы он питал высший мир, – ведь это означает, что он является свойством, отличным от высшего мира? Но высший небосвод – сам по себе высший мир. И все ступени, выходящие от него, называются по его имени высшим миром, и высший небосвод и нижний небосвод – это всё единое целое. И пусть не смущает тебя, что высший небосвод находится в пэ Арих Анпина, а здесь он говорит, что это высший мир, а высший мир – это Бина. Ибо говорится, что это – два мира, так как в каждом парцуфе есть только два мира: выше хазэ считается высшим миром, а ниже хазэ – нижним миром. Соответственно, и выше хазэ Арих Анпина считается полностью высшим миром. И он тоже считается Биной, поскольку небосвод, представляющий собой Второе сокращение, образовался лишь над Биной Арих Анпина, которую он вывел наружу из рош.