Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Современное состояние и перспективы развития деревни Алагуз: научно-практический аспект



Что собой представляет сегодня моя деревня?

 

 

В деревне проживает около одной тысячи человек. Действует крестьяно-фермерское хозяйство «Алагуз». Работает в нем около 30 штатных работников. Площади посевных около 2000 гектаров. Засевается порядка 500 гектаров. В зависимости от природных условий урожайность колеблется от 15 до 20 центнеров с одного гектара. Культивируется овес, ячмень, горох, пшеница. Убранный хлеб обрабатывается в зерносушильных агрегатах. Численность крупного рогатого скота свыше 300 голов. Дойное стадо составляет 150 коров. В хозяйстве содержится примерно 50 лошадей. Остальное – это молодняк. Корма заготавливаются в виде сенажа, силоса, сена и соломы. Имеется машинно-тракторная мастерская.

В КФХ есть свои складские помещения. Горюче-смазочные материалы хранятся в специальных резервуарах. Функционирует пилорама.

Хозяйство представляет собой один из осколков Алагузовского отделения Абдрезяковского совхоза. Такие же реликты в Кигинском районе сохранились в селах Нижние Киги, Юкалекулево, Душамбеково, Еланлино. Большинство молодежи работает за пределами района. Народ выживает за счет личного подсобного хозяйства. Выращивают скот, осенью сдают мясо. В каждом хозяйстве держат овец, гусей и кур. Большую часть своего дохода алагузы получают за счет выращивания картофеля. В садах растят свеклу, морковь, огурцы, помидоры для личного потребления. Дает хороший урожай смородина, рябина, крыжовник. Некоторые алагузы держат пчел. В благополучные годы каждая пчелосемья дает немалое количество меда, около 50 кг на пчелосемью. Охота и рыболовство не культивируются. Торговлей алагузы не занимаются. Вся произведенная продукция закупается перекупщиками. Воспитание дошкольников проводится в местном детском саду. В деревне имеется средняя школа. В ней обучается около ста детей. Имеется клуб, но его состояние не вызывает оптимизма. В деревне действует фельдшерский пункт. Продуктами и товарами население обеспечивают два магазина.

Память о старшем поколении, участвовавшем в Великой Отечественной войне, отражена на стеле, расположенной в центре деревни. Вторая мировая война стала самой трагичной для алагузов. В деревне нет семьи, которая не испытала бы горе – потерю одного из близких людей и родственников.

На полях сражения героически пали и отдали свою жизнь за Родину-мать славные алагузы:

 

1.Абдуллин Гибадулла

2.Абдуллин Фаткулла

3.Ахмедьров Махмут

4.Ахмедьянов Ахтарьян

5.Ахметов Хаммат

6.Ахунов Сабир

7.Баймухаметов Барый

8.БаймухаметовМухаметьян

9.Биктимиров Миндибай

10.Вакилов Шакирьян

11.Валиахметов Салимгарей

12.Валиев Саитгарей

13.Гарипов Гилемхан

14.Гарипов Рахим

15.Гарипов Хаким

16.Гильманов Исмагил

17.Гимадиев Абдрафик

18.Закиров Барый

19.Закиров Загир

20.Закиров Мухамет

21.Закиров Хатмулла

22.Закиров Шакир

23.Закиров Шакирьян

24.Зиннуров Гиндулла

25.Исламов Габделхак

26.Каримов Кабир

27.Карипов Ахтям

28.Касимов Миндебай

29.Котдосов Каюм

30.Котоев Ишбирде

31.Магафуров Салям

32.Мирсаяпов Зайнетдин

33.Мирхайдаров Акрам

34.Нажипов Вагап

35.Нафиков Сабирьян

36.Нафиков Шафик

37.Нигматуллин Ахмет

38.Нигматьянов Ахматьян

39.Низаметдинов Фазлый

40.Низамов Якуп

41.Носратуллин Киньябай

42.Нурыев Каюм

43.Рамазанов Абделгази

44.Рамазанов Файзрахман

45.Рамазанов Хаерзаман

46.Рахимов Ахун

47.Рахимов Миндевали

48.Рахимов Миндегалим

49.Рахимов Хатмулла

50.Рахматуллин Салим

51.Сабирьянов Миндехан

52.Сайфитов Гимал

53.Сайфуллин Зайнулла

54.Саляхов Асян

55.Саляхов Садрый

56.Самигуллин Хабибулла

57.Сисанбаев Ахмади

58.Тагиров Загир

59.Умутбаев Галимьян

60.Фархитов Камалетдин

61.Фархитов Ямалетдин

62.Фатихов Камиль

63.Фатихов Хужаян

64. Фаттахов Нагим

65.Фахретдинов Мухамет

66.Хабибуллин Лотфрахман

67.Хадыев Авхади

68.Хажиев Жиангали

69.Хажиев Тагир

70.Хайретдинов Корбан

71.Хакимов Мортаза

72.Хакимов Хайдар

73.Халилов Хабибулла

74.Халимов Газим

75.Ханипов Зайнулла

76.Ханипов Файзулла

77.Ханипов Хатмулла

78.Хасанов Ихсан

79.Хафизов Карим

80.Хизбуллин Хамит

81. Хисматов Муллабай

82.Шаихов Аслям

83.Шаихов Асман

84.Шайхисламов Искандар

85.Шакиров Аскат

86. Шакиров Габдельян

87.Шакиров Галимьян

88.Шакиров Хакимьян

89.Шарипов Саитгали

90.Шафиков Шабан

91.Шаяхметов Ахат

92.Шаяхметов Габделхай

93.Юмагужин Калимулла

94.Юмадилов Сафаргали.

Вернулись живыми менее половины ушедших на войну.О тех из них, о которых немного знаю, конечно, буду рассказывать подробнее.

1.Абдуллин Хатмулла. В моем представлении он остался скромным, тихим и добрым человеком. Имел много наград. В конце войны им был пленен более ста фашистов. Мог получить звание Героя Советского Союза. Однако эта слава досталась другому человеку.

2.Аминев Сабир. Во время войны получил ранение в ногу. Вернулся в родную деревню и возглавил местный колхоз.

3. Аслямов Сагитьян.

4. Ахмедьянов Сабирьян. Сабирьян быуай был открытым, жизнерадостным человеком. Он был народным строителем. Все крупные объекты деревни построены при его активном участии. Сабирьян быуай очень любил общаться, рассказывать разные истории. Его рассказы всегда были увлекательными и жизненными.

5. Ахмедьяров Ахмадулла. К сожалению, я не видел его живым. Но все алагузы всегда его вспоминают как прекрасного учителя и умного человека.

6.Ахмедьяров Махмут.

7.Ахмедьяров Хатим. Хатим быуай трудился в молочно-товарной ферме. Он отличался смелостью и решительностью. Был главой большого семейства.

8.Ахтарьянов Гарифьян. Гарифьян быуая помню с детства. Улыбчивость и спокойствие всегда остаюся его отличительными чертами. К любой работе относится серъезно и всей душой.

9. Ахметов Сулейман. В последние годы трудился в зерноскладе. В нем мне запомнились постоянное хорошее настроение и доброжелательность по отношению к людям.

10. Баймухаметов Ахметсафа.

11.Баймухаметов Вакиль.

12.Закиров Мухамет.

13.Байрамгулов Вали.

14.Байрамгулов Зекерья. Зекерья быуай мой родственник. К людям всегда относился с большим уважением и любовью. Много лет руководил Алагузовским отделением Абдрезяковского совхоза.

15.Баширов Мавлет. Мавлет быуай отличался принципиальностью. Несколько раз выбирался председателем Абзаевского сельского совета. Он любил спорить и всегда выходил победителем в дискуссиях.

16.Биктимеров Мавлетбай.

17.Биктимеров Якуп.

18.Валиев Хайрулла. Я его знаю с подросткового возраста. Он был требовательным человеком. Пользовался уважением среди сельчан.

19.Вахитов Хайрулла. Он был главой семьи с десятью детьми. Любил технику. До выхода на пенсию трудился на тракторе. Был преданным коммунистом. Не пропускал ни одного значимого партийного мероприятия.

20.Гайнуллин Гайфулла. Известный в деревне педагог. Своих детей не имел. Поэтому души не чаял от общения со школьниками. Он был по-детски добр и добродушен.

21.Гибатов Нутфулла

22.Гильманов Салимхан. Во время войны был на восточной границе страны. Они противостояли многомиллионной Квантунской армии. После войны работал на многих руководящих должностях. В 60-е годы руководил Алагузовским отделением Абдрезяковского совхоза. По натуре был скромным и рассудительным человеком.

23.Гимадиев Абдрашит.

24.Гимадиев Самигулла. Самигулла быуай был трудолюбивым человеком. После войны работал на тракторе. Неплохо воспитал детей. Сын стал директором Абдрезяковского совхоза Кигинского района.

25.Закиров Хикмат.

26.Исламов Миндебай.

27.Ишмухаметов Рамазан.

28.Каримов Мирсаит.

29.Каримов Хабир.

30.Магафуров Гайнан. Помню его как человека небольшого роста с тихим нравом. Серъезно занимался воспитанием детей. Его сын Миндихан многие годы руководил местной школой.

31.Магафуров Гильман.

32.Махмутов Миндеахмет.

33.Мингажев Гаязетдин.

34.Миндиахметов Валиахмет. Войну прошел в составе башкирской кавалерской дивизии. Имел множество наград.

35.Мухамадеев Габделхай.

36.Нажипов Рафаэль. После войны остался в армии. Жил на Украине и работал в качестве солиста ансамбля танцев Украинского военного округа.

37.Нажипов Хаммат. Хаммат быуай был человеком с громким голосом и открытой душой. Был быстр и решителен. Любил делать людям добро, поэтому часто одаривал родственников и близких дорогими подарками.

38.Нуриев Абделгалим.

39.Рахимов Миржан.

40.Рахимов Сафа.

41.Рахимов Фидият.

42.Сабиров Мавлетбай. Был добросовестным труженником. Легко общался с людьми. Всячески помогал молодежи и нуждающимся односельчанам советами и материальными благами.

43.Локманов Мавлетбай. Характером был крут. Любого мог поставить на место. Был скромен и вежлив.

44.Сабирьянов Хабирьян.

45.Сайфитов Мавлетбай. После войны остался в армии. Дослужился до полковника. После выхода на пенсию обосновался вЛенинграде.

46.Сайфитов Ялялетдин. Ялялетдин быуай был человеком не унывающим. Он любил шутить. До выхода на пенсию работал конюхом в Алагузовском отделении совхоза.

47.Сафин Насыр. В детстве я его видел несколько раз. Был человеком тихим и спокойным.

48.Султанов Ахмадулла. Ахмадулла быуай был добрым человеком. Многие годы работал бригадиром отделения. Общался всегда спокойно, с рассудительностью. Не позволял себе повышать голос на других.

49.Султанов Мырзагалим.

50.Султанов Хурмат. Во время войны получил множество ранений. Обладал крутым, взрывным характером. Работал животноводом. Рано ушел из жизни.

51.Тагиров Фазулла.

52.Фасхетдинов Миндегалим.

53.Фатыхов Ахметсафа.

54.Фатыхов Каниф. Выделялся толерантностью, усидчивостью. Трудился бухгалтером отделения. За наши чрезмерные детские шалости мог принять меры воспитательного характера.

55.Фатыхов Карип. Отличался чрезмерным трудолюбием. До войны и после войны работал животноводом. Воспитал и вырастил прекрасных детей.

56.Фахретдинов Габделхай.

57.Хабибуллин Габидулла. Габидулла, наверно был самым добрым человеком. Практически вся деревня Алагузово прошла через его руки. Когда он жил в селе Леуза, его хоромы превратились в постоялый дом. Все приезжающие и отъезжающие алагузы в ожидании транспорта останавливались у него в доме. Он никогда никому не отказывал, кормил, поил незванных гостей, оставлял их на ночлег, а иногда даже отвозил их до Алагуза. Поэтому он остался в памяти алагузов одним из самых авторитетных людей моей деревни.

58.Хабибуллин Загит.

59.Хабибуллин Сибагат.

60.Хажиев Акрам.

61.Хажиев Аухади.

62.Хажиев Вакиль.

63.Хажиев Мухаррям. По-моему, Мухаррям быуай был резким, жестким человеком. За провинность мог наказать на месте. Не любил медлительных и добродушных людей.

64.Хакимов Миндихан.

65.Хакимов Салимьян. В послевоенные годы трудился в качестве председателя сельского совета. Имел редкую харизму. Любил петь. Прекрасно исполнял народные песни.

66.Ханов Закир.

67.Ханов Хурмат.

68.Хафизов Гарей. Служил в десантных войсках. Участвовал во взятии Праги. До заслуженного отдыха трудился лесником. Имел отличное подсобное хозяйство. Держал около пятидесяти ульев.

69.Хафизов Саетгарей. Жил в деревне Сюрбаево. В первый и последний раз я видел его на выборах депутатов райсовета в 1985 году в деревне Сюрбаево, куда был направлен райсоветом в качестве уполномоченного.

70.Хизбуллин Миндегалим.

71.Хисаметдинов Фассах.

72.Хужин Гарей. Вел размеренный образ жизни. Был немногословен.

73.Хуснуллин Зекерьян. Как и все мужчины-участники войны был спокойным, добродушным человеком. К односельчанам относился с уважением и любовью. Трудился на ферме.

74.Шагиев Габдельхай.

75.Шагиев Имаметдин.

76.Шарипов Габдрахман.

77.Шаяхметов Ямиль.

78.Юсупов Рахим.

79.Якупов Минниахмет.

80.Якупов Сагадей.

Мы всегда гордимся нашими воинами. И впредь будем бережно хранить добрую память о них. Жив сегодня только один из них – кавалер орденов Боевой Славы двух степеней – Ахтарьянов Гарифьян.

Сегодня украшением деревни является недавно построенная мечеть «Тагир». Мечеть строился с 2003 года по 2007 годы. Идейными вдохновителями строительства мечети в деревне Алагуз стали Зуфар Тагиров, Эдуард Баймухаметов, Хадиса Мирхайдарова. 12 августа 2003 года в деревню приехали муфтий Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Нурмухамет-хазрат Нигматуллин и другие уважаемые гости. В тот день, представляя мусульман республики, муфтий ДУМ Башкортостана Нурмухамет-хазрат Нигматуллин, мои односельчане Фатыхов Каниф, Тагиров Кави, Гильманов Рафиль, Хабибуллин Филат, Тагиров Зуфар, Ахмедьяров Рафис, Тагирова Резеда дали свое благословление на строительство мечети и заложили ее фундамент. После официального разрешения местных властей и разрешения муфтия Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Нурмухамет-хазрат Нигматуллин за строительство мечети взялись с желанием и уверенностью. Мечеть строился быстрыми темпами. Однако ощущался недостаток финансовых средств. Тогда инициаторы строительства обратились к односельчанам со следующим обращением:

«Уважаемый (ая)_______________________________________

Мы, Мирхайдарова Хадича Акрамовна, Тагиров Зуфар Кавиевич и Баймухаметов Эдуард Миржанович вышли с инициативой построить мечеть в родной деревне Алагузово. Уже имеется фундамент. Для строительства мечети нужна финансовая поддержка. С таким обращением мы обращаемся к выходцам из д. Алагузово и просим по возможности финансовой помощи. Размеры финансовой помощи зависят от ваших возможностей. Для этой цели в Кигинском районе в банке ОАО «Уралсиб» открыт счет…».

После этого обращения начался сбор спонсорских средств и пожертвований. Мирхайдарова Хадича Акрамовна, Тагиров Зуфар Кавиевич и Баймухаметов Эдуард Миржанович и в этом деле преуспели, были собраны значительные суммы денежных средств. Нужно выразить большую благодарность не только троице организаторов, но и их супругам, морально поддержавшим Хадичу, Зуфара и Эдуарда в этом благородном деле и оказавшим им своевременную активную морально-психологическую помощь в ходе всего строительства.

Крупными спонсорами строительства мечети выступили Тагиров Зуфар Кавыевич, Шайхутдинова Земфира Минибаевна, Хабибуллин Филат Сибагатович, Тагиров Барый Кавиевич, Баймухаметов Эдуард Миржанович, Султанов Фалистаф Ахмадуллович, Открытое акционерное общество «Газ-сервис» (генеральный директор – Крюков Николай Иванович, Крестьянско-фермерское хозяйство «Ик» (председатель – Тагиров Барый Кавиевич), Закрытое акционерное общество «Каучук» (генеральный директор – Абдуллин Анас Назипович) и другие[43]. Немалую сумму ассигнований внесли Магафуров Рим Гатиятович (Нижневартовск), Исламов Ильдар Альтафович (Уфа), Хафизова Зухра Кавиевна (Стерлитамак), Хафизова Гульямал Гареевна (Тюменская область), Хабибуллин Айдар (Москва), Байрамгулов Ильшат Зекерьянович, Гильманова Гульнафиса Рафильевна, Гильманов Ильфат Рафкатович (Республика Коми), Загитов Рашит Баймухаметович, Сахаутдинов Газизьян Тагирович (Челябинская область), Тагировы: Каюм, Зиля, Тагир (Уфа), Байрамов Рамиль (с. Майгаза Белокатайского района) супруги Губайдуллины Фаяз и Лилия (г. Стерлитамак), Общество с ограниченной ответственностью «Д-Люкс» (Уфа, директор – Батыршина Эльвира Альфировна), Кигинское ПУЖХ (с. Верхние Киги, директор – Мухамедьянов Руслан Янтимерович), Автошкола РОСТО Республики Башкортостан (г. Уфа, директор – Габбасов Фанис Карамович, заместитель директора – Басыров Талгат Гарабиевич) и т.д. В непосредственном строительстве приняли участие многие. Прорабом строительства стал Зуфар Кавыевич Тагиров. Ему постоянно помогали его братья Саммат и Барый и другие алагузы. В вывозе леса активно участвовали Шаихов Рауф, Тагиров Саммат, Рахимов Фаил, Хизбуллин Радис, Султанов Ильяс. Строительные материалы подвозили Галлямов Рафаиль, Хасанов Фанис. Периодические транспортные услуги оказывал Тагиров Барый. Кладку стен производили Шакиров Барый (Белокатайский район), Хизбуллин Миндивали (Алагуз). Им оказывали помощь в качестве подсобных рабочих многие жители деревни. Полы стелил Вахитов Миндулла, окнами и дверными проемами занимался Фатыхов Ильяс. На штукатурных работах себя проявили Рахматуллина Маулиха, Валеева Рафиля и Галиуллина Разиля. Манару ставили братья Фларит и Линар Сайфетдиновы. Огораживали территорию мечети работники Кигинского лесхоза. Аудиооформление мечети помог провести Гильманов Мударис. В строительстве мечети не жалели ни времени, ни энергии Тагиров Саммат, Шакиров Барый, Хизбуллин Миндивали, Фатыхов Ильяс, Сайфитов Ришат, Байрамов Данир, Рахматуллина Маулиха, Валеева Рафиля, Галиуллина Разиля, Валеев Ишбирде, Вахитов Миндулла, Казыев Ильшат, Исламов Даян, братья Фларит и Линар Сайфетдиновы, Тагиров Кавый Тагирович, Камалов Гарифулла, Кашапов Ишбирде, Тагиров Ирек, Байрамова Гатия, Гильманова Фания и многие другие.

Посильную помощь в виде строительных услуг в возведении мечети оказали алагузы: Ахмедьяров Рафис, Галиуллин Рашит, Зарипов Салават, Шаихов Рауф, Рамазанов Василь, Байрамов Рамиль, Миндияров Искан, Миндияров Лерон, Рахимов Фаил, Халилов Аптельян, Фаттахов Раян, Гильманов Хуснулла, Нуриев Рафкат, Рахимов Хаким, Рахимов Юсуп, Сайфитов Шамиль, Рахматуллина Рамзиля, Гильманова Фания, Ахмедьяров Алмаз, Хуснуллин Диас, Сайфетдинов Зайнетдин, Закиров Фаниль, Байрамов Айдар, Гильманов Гиндулла, Вахитов Рашит, Тасмангулов Дамир, Фатыхов Ильнур, Юмадилов Нургали, Сайфитов Галялетдин, Сайфитов Хайдар, Мирхайдаров Фанис, Султанов Ильяс, Латыпов Инсаф, Фатыхов Фларис, Исламов Ильнур, Хизбуллин Луптрахман, Закиров Хабулла, Хабибуллин Халим, Фассалов Рифат, Фатыхов Филат, Дутова Разиля, Яндурина Хамида, Исламова Гульсум, Гильманова Лейсан, Халилова Гульсима, Хизбуллина Зайтуна, Байрамова Альфия, Галиуллина Эльза, Закирова Земфира и другие люди. Именно благодаря сплоченности и взаимопомощи алагузы смогли создать такую прекрасную мечеть. Немаловажными, а даже существенным подспорьем были и финансовые вливания. Пожертвовали собственные средства и оказывали иную материальную помощь Хафизова Кинжабика, Хабибуллина Хадиса, Хизбуллина Зайтуна, Касымова Люция, Касымов Муллагали, Мирхайдарова Мнавара, Фатыхов Каниф, Юмадилов Жиангали, Самошкина Танзиля, Сабирьянова Венера, Миндиярова Назира, Ахмедьярова Айсылу, Гильманова Эльвира, Тагиров Кави, Тагирова Канифа, Байрамова Гатия, Закиров Хабулла, Закиров Наиль, Ахметшина Светлана, Кутдусова Фагиля, Нурыева Самсинур, Ахмадиева Фания, Кашапова Гарифа, Загидуллин Фарит, Сатлыков Гали (г.Уфа), Байрамгулова Миндебану, Хафизова Альфия, Сиражетдинов Султан (д. Кулбак), Гимадиева Фарзана, Фассахова Маулиза, Аминева Рафиса, Исламова Гульсум, Ахмерова Фарзана. Гирфанова Талия, Ахмерова Чулпан, Гильманов Рафиль, Гильманова Минсылу, Муллабаев Салават, Гильманов Гиндулла, Биктимерова Нафиса, Исламгулова Альфия, Халилова Гульсима, Миндиахметова Наркиза, Тагиров Саммат, Газимуллин Эдуард, Газимуллина Кифая, Сиражетдинова Гульямал, Хабибуллина Муфлиха, Тагирова Айгуль, Хабибуллин Радик, Тагирова Альмира, Якупова Гульфариза, Фаттахов Раян, Саляхов Зуфар, Зарипова Рита, Ахметова Ляля, Карп Эдуард, Фатыхов Роберт, Фатыхов Миндибай, Нуриев Миндиян, Сафин Радис, Рахматуллина Маулиха, Сахаутдинов Газизьян, Якупов Вакиль, Газимуллин Идарис, Хужин Ильяс, Аминев Сабир, Тагиров Франил, Тагирова Хадиса, Муллаянова Юлия, Аминев Миндулла, Рамазанов Зуфар, Рамазанов Василь, Баймухаметов Миндебай.[44]12 июля 2007 года состоялось открытие мечети. Этот день запомнился многим.

Во-первых, тем, что красочно была оформлена праздничная площадь. Прекрасно было организована торговля. Были установлены добротные юрты. Звучали народные песни, национальная музыка. Но наибольшее впечатление оставляло радостные и одухотворенные лица людей. Ведь после векового своего отсутствия на землю алагузов вернулся иман и конечно этому были рады стар и млад. Участвовали на открытии мечети алагузы, муфтий Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Нурмухамет-хазрат Нигматуллин, заместитель главы Администрации Орджоникидзевского района городского района город Уфа Каюм Кавыевич Тагиров, представители Администрации Кигинского района, местного сельского совета, другие официальные лица, гости со всех уголков России и Башкортостана, из соседних районов и сел. Вступительным словом выступил муфтий Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Нурмухамет-хазрат Нигматуллин и поздравил алагузов с большим праздником. Далее выступил от имени алагузов Зуфар Кавыевич Тагиров. Он поблагодарил всех тех, кто принял активное участие в строительстве мечети и пожелал им всяческих успехов. Затем участники торжеств, перерезав праздничную ленту, открыли мечеть и внесли в нее ценные подарки. Праздничную молитву прочитал муфтий Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Нурмухамет-хазрат Нигматуллин. Продолжил намаз имам-хатыб деревни Алагуз Ильшат Валеев. Торжества продолжились концертом участников художественной самодеятельности Алагузовского и Абзаевского сельских домов культуры. Во-вторых, одновременно проводились шежэре-байрамы нескольких алагузских родов, спортивные соревнования, башкирские национальные игры. Руководство крестьянско-фермерского хозяйства позаботилось и об угощении всех участников праздника. В честь открытия мечети оно организовало сугум и угостило всех вкусным бишбармаком. Мне запомнился и завершающий аккорд праздника. В этот день как будто Всевышний увидел радость людей и подарил им обильную летнюю дождь. Под прекрасным впечатлением этого праздника я находился весьма долго. Открытие мечети в моей родной деревне оставило неизгладимые, неповторимые чувства в каждом из нас.

В августе 2007 года прошло общее собрание граждан деревни Алагузово. Собрание решило:

1) образовать местную мусульманскую организацию деревни Алагуз в составе десяти человек: Валиева Ильшата, Тагирова Кавия, Миндиярова Искандара, Мирхайдаровой Мунавары, Гильмановой Галимы, Тагирова Зуфара, Закировой Земфиры, Исламгуловой Альфии, Миндиахметовой Наркизы, Хабибуллиной Хадисы.

2) назвать организацию и мечеть именем Тагира, отца Кавия Тагирова Тагировича.

На основании этого решения Духовное управление мусульман Республики Башкортостан 25 октября 2007 года зарегистрировало местную мусульманскую организацию деревни Алагуз и подтвердило, что организация находится в каноническом подчинении Духовного управления мусульман Республики Башкортостан. В реестр ДУМ РБ внесен под №320. Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан Министерства Юстиции Российской Федерации зарегистрировала местную религиозную организацию мечеть «Тагир» деревни Алагузово Кигинского района 29 ноября 2007 года за № 001479. Таким образом, юридический статус организации установлен в конце 2007 года[45]. Практически с того года мечеть продолжает функционировать. Успешной его деятельности скоро будет 3 года.

Алагуз – это одна из крупных деревень, хорошо известная населению северо-восточного региона Башкортостана. Она продолжает развиваться. Алагуз хорошо известная деревня своими выходцами.

Алтынбай – один из руководителей независимого государственного образования башкир в северо-восточном регионе башкирского края (1560-1610 годы). Он участвовал в процессе добровольного вхождения дуванских, айских, катайских объединений башкир в русское государство.

Бакын Киекчин – один из знаменитых алагузов. Был известным в округе идеологом национально-освободительного движения башкир. Непосредственно участвовал в подготовке зауральских башкир к восстанию. Бакын – авторитетный старшина Дуванской волости, сторонник строительства городов в нашем регионе. Его имя было хорошо известно в башкирском крае.

Алагуз Бакынов – сильный старшина, хороший организатор. Был одним из сподвижников Салавата Юлаева. Участвовал в штурме Красноуфимска, Кунгура.

Кабыл Алагузин – старшина, вместе с отцом участвовал в гражданской войне 1773-1774 годов. После войны вел активную работу по восстановлению разрушенных хозяйств. Установил тесные связи с уфимским купечеством.

Шарип Иралин родился в 1802 году. Женился в 14 лет. Отслужил в царской армии 10 лет. Вернулся в звании хорунжего. Имел 4 жен, воспитал 10 сыновей.

Что собой представляет сегодня деревня Алагуз?

Каковы перспективы ее развития?

Рассмотрим эту проблему подробнее.

 

а) Вопросы экономики и собственности.

Вопросы собственности не получили широкого развития. Практически жители деревни замкнулись на приусадебном хозяйстве. В основном они занимаются разведением скота, выращиванием картофеля. Доход они в основном получают от этих видов деятельности. К сожалению, в деревне богатых людей нет, имеются алагузы средней руки. В будущем следует воспитать поколение алагузов, которые смогли бы полнее использовать потенциал богатства земель, лесов, вод Алагуза. Например, можно развивать рыболовство. Неплохие доходы может принести коневодство. Также положительные результаты может дать разведение ценных пород зверей, как норька, куница, хорек и т.д. Перспективным является открытие предприятия по изготовлению сувениров из дерева и камня (материала для этого предостаточно). Следовало бы развивать и народные промыслы. На развитие деревни сыграло бы организация туристической базы. Это можно организовать вблизи Кисеика или в Сапонском. Для женщин неплохо бы создать швейный цех или тому подобное.

Как уже писал ранее, вопросы собственности решены плохо. Необходимо сохранить за алагузами не только земли, которые входят сейчас, а следует вернуть и земли, отошедшие от Алагуза после революции 1917 года. Необходимо алагузам вернуть земли, отобранные у их прадедов в царское время переселенцами в начале XX века.

Все это должно быть закреплено на юридическом и экономическом уровне. Тогда можно и говорить о позитивном будущем деревни и моих односельчанах.

Сегодня следует разработать перспективный план развития Алагуза, учитываюший современные социально-экономические реалии Башкортостана, России. Нам нужно сохранить этот уникальный памятник – деревню Алагуз – для наших потомков. План должен быть комплексным. В первую очередь в него следует заложить народно-философские вещи. Должна быть идеология генезиса. Эта идеология должна объединять алагузов, воспитывать истинных патриотов. Каждый алагуз не только должен гордиться своей колыбелью, но и неустанно вносить свою долю на развитие родного края как материально, так и морально. Можешь написать роман или поэму, восхваляющий Алагуз, читаемый и пользующийся популярностью среди населения. Можешь построить музей в родной деревне и за это никто тебя не осудить, а наоборот, люди только похвалять и поблагодарять за прекрасные позывы твоей души. Можешь открыть собственное дело – например, организовать выращивание овощей в тепличных условиях. Можешь достичь успехов в науке, спорте, образовании, медицине, экономике и т.д. Такой-то мастер спорта по такому-то виду, выходец из деревни Алагуз, занял такое-то место в Башкортостане или России. И звучит прекрасно, и памятно для всех. Можешь построить себе хороший дом или летник, сарай, баню, разбить сад и т.д. и все будут радоваться за это. И конечно, в эту работу, по новому обустройству и обновлению должны быть включены не только все выходцы деревни, но и те, кто связал свою судьбу с этим прекрасным уголком страны дуванцев. Не возбраняется привлечение к этому делу и других людей, искренне заинтересованных в расцвете деревни. Однако никто, кроме алагузов, «сильно» не будет думать о будущем деревни. Только сами алагузы способны и должны обустраивать свою любимую малую родину. Не алагузам мы являемся только пятым колесом в тележке.

 

б) Вопросы идеологии

Идеология алагузов не должна быть фанатичной. Как говорил Ахметзаки – Валиди: «Мы ни белые, ни красные – мы башкиры». Мы можем следовать этому лозунгу. Нам не надо быть ни фанатиком – мусулманином, ни воинственным атеистом, а надо быть в меру демократом, в меру гуманистом, в меру толерантным патриотом, быть реалистом и верить культурному достоянию своих предков. Сохранение и развитие позитивной культуры предков и современных достижений в этой области моих односельчан – должна стать общей идеологией алагузов.

 

в) Вопросы культуры

Культура является самым мощным средством развития и государства, и общества, и этноса, и сообщества, и каждой личности. Если идеология рассчитана на определенный период времени, то культура остается более консервативным в продолжительный промежуток времени. Если идеология со временем может измениться на противоположное мировоззрение, то культура продолжает оставаться раритетом и не теряет свои качественные стороны. Именно поэтому в сегодняшнем мире определяющим импульсом генезиса любой цивилизации становится культура. Насколько мощен и крепок культурный потенциал народа, настолько устойчиво его будущее и будущее его потомков. Мы входим в этнос башкир. Но это нам пока ничего сверхестественного не дало. Мы одновременно и дуванцы. Но эта наша сообщность тоже не ощутима. Чувство солидарности у моих прадедов и прабабушек, как дуванцев, было «истреблено» в период их вхождения в иное культурное пространство. А когда оно было задвинуто в дальний уголок истории несколькими чудовищными революционными событиями, чуть не потеряло даже своей понятийной характеристики. После таких потрясений вряд ли в короткие сроки можно анимировать дуванскую сообщность. Пройдут годы, десятилетия и только тогда новое поколение дуванцев поймут, каким лихим этносом были их предки. И стоило ли оставаться им в башкирской общности в конце XVI века. Велика была вероятность появления нового этноса – дуванцев, имевшие в то время и свою государственность, и свою экономику, и свою свободную культуру, философию и идеологию.

Сегодня чувство солидарности необходимо реанимировать на уровне сообщности односельчан, где все еще живуче культурные традиции, сохранился специфический взгляд на мир и окружающую среду. Современная культура алагузов не должна ограничиваться только познанием литературы, поэзии, театра, балета, музыки и танца, она должна быть транслирована шире, как подобает «истинной» культуре, во всех ипостасях, комплексно и всеобъемлеюще, как часть и экономической деятельности, как часть политической работы, так и продукт социальной жизнедеятельности человека. Для подрастающего поколения это может сделать семья, школа и этническое сообщество. Мы должны возродить лучшие достижения моих сельчан как хороших певцов, танцоров, исполнителей. Мы должны возродить былое, алагузы были не только хорошие исполнители народных песен и кубаиров, искусными танцорами, они были в то же время прекрасными тружениками, воинами, созидателями и творцами. Именно в таком ракурсе нужно рассматривать культуру в современнорй ее интерпретации. С такой точки зрения следует рассматривать и перспективы развития культуры прекрасного уголка в мире – Алагуз.

 

г) Вопросы образования

Образование и спорт входят в общее понятие культуры. Мы, понимая их стратегическую важность, рассмотрим каждый из них в отдельности. Образование было и остается стратегическим ресурсом каждого этноса и егоэтнической группы. Кто овладевает современной наукой, техникой, технологией, тот и стоит в авангарде цивилизационного развития всего мира.

Следовательно, алагузам необходимо не только не потерять способность к овладению современными инновационными технологиями, но желательно в ближайщем будущем одному, другому стать участником создания новых технологий и инноваций. Для этого нужно овладеть азами науки. А это делается в школе. Школа должна быть преобразована. Она должна иметь новый облик, новое содержание. Школа должна воспитать умных, всезнающих и всепонимающих интеллектов. Школа должна иметь кадры, способные привить детям эти знания и умения. Кадры желательно иметь собственные. Но пока их нет. Нужно воспитать поколение, которое возмет на себя в перспективе тяжелое бремя – воспитание эрудитов и патриотов. Эту задачу можно решить на уровне республиканских общеобразовательных учреждений, где можно обучить юных алагузов. Конечно, решение кадрового вопроса для одной школы – простая задача, но она требует больше внимания и затрат энергии, чем при решении концептуальных задач. Только тогда станет возможным развитие всей системы образования и как следствие создание условий для выращивания профессионалов высокого уровня, что и позволит затем гордиться созданной сферой обучения и воспитания школьников. Генетический потенциал в Алагузе имеется. Это доказал доктор технических наук, профессор Сафа Ахметов. Его научные труды сегодня являются настольной книгой и российского нефтяника и любого другого зарубежного нефтепромышленника. Мухаметхай Ахметов, наш односельчанин, одним из первых изучил и доказал родство современной башкирской литературы и литературных памятников орхоно-енисейской культуры. Тагирова Зульфира доказала, что алагузы лучше и тоньше чувствуют утонченность и внутренную красоту башкирского языка и башкирской речи, чем представители других этнических групп башкир. Именно поэтому она стала обладателем Гран-при республиканского конкурса «Урал-батыр». За достигнутые успехи в изучении родного языка и отличные знания в башкирской фольклористике в ноябре 2009 года она награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.

Все они раскрылись в Алагузовской школе и развили свой талант в других образовательных учреждениях.

Алагузовскую школу успешно завершили, а затем получили высшую квалификацию специалиста следующие мои односельчане.

1.Байрамгулова Хусни. Для многих из нас неизвестно ее имя. Она является представителем одной из ветви генеалогического древа Киекчи. Закончила Месягутовский педагогическое училище. В 30-е годы XX века работала в аппарате Башкирского областного комитета комсомола.

2.Валеева Гульсум. Закончила Месягутовский педагогическое училище, затем Казанский Восточный институт по специальности «математика». Работала учителем математики. Отличалась природной скромностью, умением говорить и убеждать своего собеседника. Воспитала прекрасных детей. Фрат Фаритович Валеев в последние годы жизни возглавлял крупнейший отечественный завод «Ижмаш». Он был удостоен высокого звания «Заслуженный металлург России». Ее дети Юнир Фаритович Валеев, Венера Фаритовна Валеева посвятили себя медицине. Являются «Заслуженными работниками здравоохранения Республики Башкортостан». По стопам матери, Венеры Фаритовны, пошли ее дочери Гульнара и Гульназира. Недавно они стали профессорами престижных медицинских учебных заведений сферы высшего образования Росийской Федерации.

3. Ахметов Ахметсафа. В республике широко известно имя доктора технических наук, профессора Уфимского Государственного нефтяного технического университета Ахметова Ахметсафы Ахметовича. Он окончил Московский нефтяной институт имени Губкина. Затем работал на предприятиях нефтепромышленного комплекса города Салавата. В начале 80-х годов переехал в город Уфу и начал преподавать в Уфимском нефтяном институте. Через некоторое время был избран освобожденным секретарем первичной партийной организации Башкирского государственного университета, где успешно трудился в течение долгих лет. После партийной работы вернулся в Уфимский нефтяной институт и продолжил научно-преподавательскую работу. Он автор ряда фундаментальных трудов в области нефтепереработки и нефтедобычи.

4. Ахметов Мухаметхай окончил филологический факультет Башкирского государственного университета. Работал заместителем директора Алагузовской восьмилетней школы. В 1969-1972 годы учился в аспирантуре Казахского государственного университета. Затем успешно защитился и начал работать в Башкирском государственном университете. С 1972 себя посвятил научно-преподавательской деятельности. Написал ряд трудов, посвященных орхоно-енисейкой рунической письменности. Он считал, что орхоно-енисейская письменность является древнейшей письменностью башкирского этноса. Активно помогал односельчанам. Алагузы всегда его вспоминают добрыми словами.

5. Ахмедьянов Тафкалин. Высшее образование получил в Башкирском сельскохозяйственном институте. Трудился в должности главный инженер Абдрезяковского совхоза. Сегодня работает в одной из коммерческих фирм, занимающихся сроительством нефтепроводов.

6. Ахмедьянова Зульфия. Окончила Башкирский государственный педагогический институт. Трудится учителем математики в Республиканской художественной гимназии-интернате имени Касима Давлеткильдеева.

7. Ахмедьяров Равиль. Окончил Башкирский селькохозяйственный институт. Работает в одной из организаций Стерлитамакского района.

8. Ахметова Лилия. Окончила Башкирский государственный педагогический институт. В 80-е годы руководила коллективом Алагузовской восьмилетней школы.

9. Ахметова Ляля. Окончила Башкирский государственный университет по специальности «Башкирский язык и башкирская литература». Трудится в Абзаевской средней школе.

10. Ахметова Фариза. Фариза успешно закончила Стерлитамакский государственный педагогический институт. Сегодня трудится в одной из школ села Верхние Киги. Она является «Заслуженным учителем Республики Башкортостан».

11. Ахметшина Светлана. Окончила Башкирский государственный унивеситет по специальности «Башкирский язык и башкирская литература».

12. Баймухаметов Эдуард. После окончания Башкирского государственного медицинского института работал хирургом, главным врачом Кигинской районной больницы. В настоящее время возглавляет отдел труда Администрации Кигинского района. Является «Заслуженным работником здравоохранения Республики Башкортостан»

13. Байрамгулов Зекерья. Трудился в должности управляющего Алагузовского отделения. Высшее образование получил в Башкирском сельскохозяйственном институте.

14. Байрамгулов Ильшат. Обучался в Омском автотранспортном институте, затем перевелся в Башкирский сельскохозяйственний институт, где и получил высшее образование. Ныне по полученной специальности трудится в северном регионе страны в качестве руководителя автотранспортного преприятия.

15. Байрамгулов Мунир. Окончил Пензинский лесотехнический институт. Занимал различные должности районного уровня. Ушел на заслуженный отдых с должности директора предприятия Кигинский «Межколхозлесхоз».

16. Байрамгулова Альфира. Окончила Башкирский медицинский институт. Всю трудовую жизнь посвятила кигинскому здравоохранению.

17. Баширов Эрнест. Окончил военное училище. Капитан Советской Армии.

18. Биктимеров Алимбай. Алимбай окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. Работал главным инженером Абдрезяковского совхоза Кигинского района.

19. Биктимерова Алия. Окончила Башкирский государственный унивеситет по специальности «история». Трудится в качестве заместителя директора Республиканской художественной гимназии-интерната имени Касима Давлеткильдеева

20. Биктимерова Мавлида. Окончила Башкирский государственный педагогический институт. Ныне успешно трудится.

21. Валиахметов Урал. Окончил Стерлитамакский педагогический институт. Работал директором Алагузовской, Абзаевской, Кулбаковской школ Кигинского района.

22. Валиахметова Гульназира. Окончила БГУ. Ныне трудится в селе Верхние Киги.

23. Гайнуллин Гайфулла. Завершил Уфимский педагогический институт. Посвятил себя учительскому труду. Он является одним из первых учителей Алагузовской восьмилетней школы с высшим образованием.

24. Гильманов Мударис. Нефтяник. Окончил Уфимский нефтяной институт. Трудится на руководящей работе.

25. Гильманова Гульнур. Окончила Башкирский государственный педагогический институт. Учительствовала. В настоящее время в селе Месягутово она имеет собственное дело в сфере предпринимательства.

26. Гильманова Закира. Она окончила Уфимский нефтяной институт. Сегодня трудится в этом же институте.

27. Гимадиев Ринат. Окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. Трудился в должностях управляющего Алагузовского отделения Абдрезяковского совхоза, директора Абдрезяковского совхоза Кигинского района.

28. Закиров Адис. Окончил Башкирский государственный педагогический институт. Был директором Урманской средней школы Иглинского района. Он является известным в республике певцом и танцором. Воспитывает нескольких патронатных детей.

29. Закиров Надир – сын Закирова Адиса. Окончил Башкирский государственный педагогический институт. Трудится в Уфе.

30. Закирова Клара. Челябинский педагогический институт. Учительствует в Аргаяшском районе Челябинской области.

31. Закирова Фирюза. Окончила Башкирский государственный педагогический институт по специальности «башкирский язык и литература». Ныне учительствует.

32. Исламов Ильдар. Завершил Уфимский технологический институт сервиса по специальности «Экономика». Многие годы был руководителем филиала Социнвестбанка. Сегодня он занят предпринимательской деятельностью.

33. Исламова Наиля. Окончила Башкирский государственный университет. Географ. Учитель Верхнекигинской средней школы №2.

34. Исламова Тансулпан. После окончания Стерлитамакского государственного педагогического института начала работать в Алагузовской восьмилетней школе Кигинского района. Затем перешла в республиканскую башкирскую гимназию. Несколько лет назад заняла второе место на республиканском конкурсе учителей башкирского языка. Она – «Заслуженный учитель Республики Башкортостан».

35. Казыев Лерон. Окончил высшее учебное заведение в г.Кемерово. Трудится в Сибири.

36. Казыев Мавлет. Окончил Месягутовский учительский институт. Преподавал дисциплину «математика» в Алагузовской восьмилетней школе. Он был любимцем большинства детей. Вел общественную работу в качестве парторга отделения.

37. Латыпов Галимьян. Окончил учительский институт. Работал учителем Алагузовской восьмилетней школы.

38. Латыпов Ильгам. Окончил Башкирский государственный унивеситет по специальности «башкирский язык и башкирская литература». Сегодня учительствует в родной деревне.

39. Латыпов Ильгиз. Окончил Башкирский государственный педагогический институт. Трудился в Кульметовской средней школе Кигинского района.

40. Латыпов Сафуан. Окончил Башкирский государственный унивеситет по специальности «Башкирский язык и башкирская литература».

41. Латыпова Айгуль. Окончила Башкирский государственный педагогический институт по специальности «Башкирский язык и башкирская литература». Ныне работает в Алагузовской школе.

42. Латыпова Гадиля. Окончила Башкирский государственный педагогический институт. Работает по специальности «башкирский язык и башкирская литература».

43. Латыпова Разия. Окончила Стерлитамакский педагогический институт. Работала учителем начальных классов Алагузовской восьмилетней школы.

44. Магафуров Ильдар. Завершил Стерлитамакский государственный педагогический институт. Несколько десятилетий своего труда отдал административной работе в Белокатайском районе.

45. Магафуров Миндихан. Окончил Месягутовский учительский институт. Работал директором Алагузовской восьмилетней школы. Неоднократно избирался председателем участковой избирательной комиссии.

46. Магафурова Эльза (младшая). Окончила Башкирский государственный педагогический институт. Себя реализует в одной из школ города Уфы.

47. Магафурова Эльза (старшая). Закончила Стерлитамакский государственный педагогический институт. Живет и работает в Белокатайском районе.

48. Миндиахметов Рафис. Окончил Башкирский селькохозяйственный институт. Сегодня трудится в Сибири.

49. Мирхаева Гайникамал. После окончания Башкирского государственного института посвятила себя воспитанию детей и успешно трудилась в Большеустикинской средней школе. Затем переехала в город Уфу. Трудилась в качестве народного заседателя в Верховном суде Республики Башкортостан. В свободное время занималась писательской деятельностью. Выпустила ряд книг. Две из них посвящены родному краю: «Северо-восточный Башкортостан», «Тарих языр инем ташыңа...». В 90-е являлась одной из активных участников движения за суверенитет республики.

50. Мирхайдаров Фанис. Окончил Башкирский государственный педагогический институт. Трудился директором Алагузовской восьмилетней школы.

51. Мирхайдарова Зиля. Окончила Башкирский государственный унивеситет по специальности «Башкирский язык и башкирская литература». Трудовую деятельность начала в Алагузовской восьмилетней школе и продолжила ее в Аскаровской средней школе №1 Абзелиловского района. Обладатель гранта Президента Российской Федерации в сфере образования.

52. Мирхайдарова Хадиса. Специальность высшей квалификации она получила в Стерлитамакском государственном педагогическом институте. Всю свою жизнь посвятила воспитанию детей деревни Алагуз.

53. Муллабаев Юлай. Окончил Башкирский селькохозяйственный институт. Трудится за рубежом.

54. Муллабаева Ильгиза. Окончила Башкирский государственный университет по специальности «Башкирский язык и башкирская литература». В 90-е годы выехала из страны. Сегодня занимается бизнесом.

55. Мулюкова Оксана. Она – выпускница Башкирского государственного медицинского университета.

56. Рахимов Равиль. Он окончил Башкирский селькохозяйственный институт. Трудится в Мечетлинском районе республики.

57. Рахимов Фидият. Выпускник Фрунзенского военно-пехотного училища. Лейтенант. Во время войны был заместителем командира роты. Один из организаторов антифашисткого подполья во Франции. Награжден самой высокой наградой Франции – орденом «Почетный легионер». Живет в Уфе.

58. Сабирова Хабира. Вузовское образование получила в Стерлитамакском государственном педагогическом институте. После института посвятила себя работе с населением. Возглавляла Абзаевский сельский совет Кигинского района. В 80-е и 90-е годы трудилась в школе №20 г. Уфы. Сегодня находится на заслуженном отдыхе.

59. Сайфитов Мавлетбай. Окончил военное училище. Дослужился до полковника. Жил и умер в городе Ленинграде.

60. Сайфитова Алина. Окончила Башкирский государственный педагогический институт по специальности «дошкольное образование».

61. Сайфитова Ирина. Окончила Башкирский государственный педагогический институт по специальности «дошкольное образование».

62. Сайфитова Рауза. Окончила Месягутовский учительский институт.

63. Сайфуллин Аскадулла. Выпускник Академии МВД СССР. Многие годы работал начальником Учалинского РОВД.

64. Сафина Танзиля. В начале 80-х годов окончила Башкирский государственный унивеситет по специальности «математика». Работает в системе российской почтовой связи.

65. Сахаутдинов Газизьян – выпускник механического факультета Башкирского сельскохозяйственного института. В 70-е годы прошлого столетия работал директором Альмухаметовского элеватора в Абзелиловском районе, а в 80-е – директором Сулеинской межрайбазы «Башпотребсоюза».

66. Султанова Фанзира. Стерлитамакский государственный педагогический институт остается важной вехой жизни Фанзиры. После окончания вуза она трудилась в Душамбековской средней школе. В последнее время находится на муниципальной службе в качестве председателя совета Душамбековского сельского поселения.

67. Тагиров Барий. Окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. Стал одним из сподвижников кооперативного движения на северо-востоке Башкортостана. Сегодня является председателем крестьянско-фермерского хозяйства «Алагуз».

68. Тагиров Ирек. Окончил Башкирский государственный педагогический университет, сотрудник фирмы «Уфанет».

69. Тагиров Саммат. Он окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. Работал управляющим Атаршинского отделения Алагузовского совхоза Белокатайского района, главным бухгалтерем крестьянско-фермерского хозяйства «Алагуз». Ныне занимается коммерцией.

70. Тагирова Зухра. Окончила Башкирский государственный унивеситет по специальности «Башкирский язык и башкирская литература». Была освобожденным председателем профсозного комитета Стерлитамакского химико-технологического техникума, трудилась на штатной основе ответственным секретарем общества «Знание» города Стерлитамак. Неоднократно избиралась депутатом Уфимского и Стерлитамакского городского Советов.

71. Фассахов Ирек. Один из алагузов, посвятивших себя военному делу. Окончил Омское военное училище. Сегодня занимается предпринимательством. Имеет собственный бизнес.

72. Фасхитов Мухаметнур. Окончил Свердловский юридический институт. Вырос до судьи Верховного Суда БАССР. Находится на пенсии.

73. Фатыхов Гарей. Окончил Месягутовский учительский институт. Он был известен как самобытный поэт. Не вернулся из войны.

74. Фатыхов Камиль. Окончил Месягутовский учительский институт.

75. Фатыхов Рафиль. Окончил Уфимский институт искусств по специальности «живопись». Является директором Республиканской художественной гимназии-интерната имени Касима Давлеткильдеева. Он «Заслуженный работник образования Республики Башкортостан».

76. Фатыхова Азалия. Окончила Башкирский государственный педагогический институт в Месягутовском филиале этого учебного заведения. Свое место в трудовой жизни нашла в Алагузовском дошкольном учреждении.

77. Фатыхова Альфинур. Окончила Башкирский государственный педагогический институт по специальности «Психология».

78. Фатыхова Анфиса. Закончила Бирский государственный педагогический институт по специальности «Дошкольное образование».

79. Хабибуллин Филат. Место обучения – Уфимский авиационный институт. Коммерсант.

80. Хабибуллина Гульнур. После завершения Башкирского государственного медицинского института трудилась в Кигинской районной больнице, затем в учреждениях здравоохранения города Уфы.

81. Хабибуллина Лениза. Окончила Башкирский государственный унивеситет по специальности «Башкирский язык и башкирская литература». Работает в одном из уфимских школ.

82. Хабибуллина Луиза. Окончила Башкирский государственный унивеситет по специальности «башкирский язык и башкирская литература». Посвятила себя педагогической деятельности.

83. Хабибуллина Ямиля. Окончила Месягутовский учительский институт.

84. Хажиев Вакиль. Завершил Уфимский педагогический институт в 1939 году.

85. Хакимов Мухамет. Окончил Месягутовский учительский институт.

86. Халимова Манзума. Манзума окончила Уфимский медицинский институт. Многие годы работала в медицинских учреждениях г.Уфы. Имеет звание «Заслуженный работник здравоохранения Республики Башкортостан».

87. Халимова Тагзима. Окончила Стерлитамакский педагогический институт.

88. Хасанова Альфинур. Окончила Башкирский государственный университет по специальности «история».

89. Хафизов Марс. Окончил Казанский юридический институт. Работал в государственных учреждениях Татарстана.

90. Хизбуллина Гульнара. Окончила Башкирский государственный университет по специальности «башкирский язык и башкирская литература». Сегодня является начальником отдела Республиканского учебного, научно-методического центра Министерства образования республики.

91. Шаихов Фанур. Окончил Башкирский сельскохозяйственный институт по специальности «агрономия». Работал последним управляющим Алагузовского отделения Абдрезяковского совхоза.

92. Шарипов Глимхан. Глимхан окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. В последние годы своей ижизни он был известен как один из крупных бизнесменов северо-восточного региона республики.

93. Шарипов Мухаметьян. Окончил Месягутовский учительский институт.

94. Шарипов Сабирьян. Окончил Месягутовский учительский институт. Трудился в Белокатайском районе. По достижению выслуги лет вернулся в родной Алагуз.

95. Юмагужин Рафик. Башкирский селькохозяйственный институт. Работал главным бухгалтером совхозов «Аллагузовский», «Абдрезяковский», «Кировский».

96. Яндурин Гайнетдин. Классификацию инженер-механик ему присвоили после завершения Башкирского сельскохозяйственного института. Сегодня работает в одном из транспортных преприятий города Сатки Челябинской области.

 

д) Пассионарии Алагуза

Яркий след в новой истории деревни оставили следующие мои односельчане.

1. Шигапов Хамза – первый председатель колхоза имени Фрунзе.

2. Гильманов Дильмухамет – второй председатель колхоза имени Фрунзе.

3. Баймухаметов Галимьян – третий председатель колхоза имени Фрунзе.

4. Хабибуллин Сибагат – четвертый председатель колхоза имени Фрунзе.

5. Фаисханова Кифая – участница сельскохозяйственных выставок в ВДНХ СССР в 1938-1939 годы.

6. Сайфутдинов Хуснетдин – председатель райкомзема Кигинского района.

Председатели сельских советов:

7. Сайфитов Саляхи.

8. Хакимов Салимьян.

9. Гильманов Салимхан.

10.Баширов Мавлет.

Управляющие Алагузовского отделения Абдрезяковского совхоза Кигинского района, председатели Крестьянско-фермерского хозяйства «Ик», «Алагуз»:

11. Баишев Аслям. Не является алагузом.

12. Гильманов Салимхан.

13. Байрамгулов Зекерья.

14. Гимадиев Ринат.

15. Шаихов Фанур.

16. Карипов Урал.

17. Тагиров Барий.

18.Ахтарьянов Гарифьян Ахтарьянович – участник Великой Отечественной войны, кавалер орденов боевого Красного знамени двух степеней и множества медалей. Он единственный из алагузов, участников второй мировой войны, сегодня является живым свидетелем той боевой поры.

19. Ханипов Фазулла – «Заслуженный животновод БАССР». Один из лучших завферм Кигинского района в 70-х годах прошедшего столетия.

20. Сабирова Венера – «Заслуженный животновод БАССР». Живет и работает в Белокатайском районе.

21. Фатыхов Салимьян – «Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Башкортостан». Ныне является пенсионером.

22. Гильманов Борис – кавалер ордена «Трудовой Славы». Посвятил свою трудовую жизнь нефтедобыче и нефтепереработке. Живет в селе Ново-Белокатай.

23. Исламов Альтаф. Многие годы был лучшим комбайнером Абдрезяковского совхоза и Кигинского района.

24. Исламов Муллаахмет. Он, как и брат Альтаф, трудился комбайнером. Неоднократно был признан победителем районного социалистического соревнования среди тружеников сельского хозяйства.

25. Тагиров Зуфар – основатель мечети «Тагир» в деревне Алагуз, меценат. В 80-е годы в качестве советского специалиста находился в Ираке и участвовал в подъеме его нефтяной промышленности. Многие годы трудился в Республике Коми. Ныне он предприниматель, трудится в родной Республике Башкортостан.

 

е) Вопросы спорта

В Алагузе спорту всегда уделяли пристальное внимание. Лыжи, легкая атлетика, игровые виды спорта занимали особое место в их увлечениях спортом. Алагузовская школа всегда была победителем районных соревнований. Из стен школы вышли известные спортсмены. Ильдар Исламов занимал первые места среди лыжников в Дальневосточном военном округе, Зульфия Ахмедьянова неоднократно становилась чемпионом республики среди лыжниц, Газизьян Сахаутдинов в студенческие годы был одним из лучших самбистов Башкортостана в своей весовой категории, Каюм Тагиров в 2008 году стал вице-чемпионом г. Уфы по быстрым шахматам. Имеется много других побед алагузов. Но этого недостаточно. Нужно воспитать профессиональных спортсменов на уровне республики и страны. Если ты ученый, то нужно стать, хотя бы, нобелевским лауреатом, а если ты спортсмен, то чемпионом мира или олимпийских игр стать обязан. Чтобы осуществить наши мечты в быль необходимо создавать условия для развития спорта в деревне. Должен быть высокооснащенный спортивный зал. Нужно иметь хорошие футбольное, волейбольное, баскетбольное поля. В зимнее время нужно иметь хороший каток и приличную хоккейную коробку. И конечно нужно иметь определенное количество специалистов и тренеров.

ж) Вопросы экологии

В современном бушующем и хаотичном мире все более возрастает роль экологической безопасности людей. Глобальное загрязнение природы может привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому учить наших граждан оберегать природу нужно с детства.

В экологическом плане необходимо нам предусмотреть не только мероприятия, направленные на недопущение загрязнения окружающей среды, но и на профилактику недопущения чрезмерного влияния на природу. Должно быть определенное количество выращиваемой живности, не должно быть некомпетентного отношения к земледелию. И в растениеводстве, и в животноводстве должны быть разумные, обоснованные научные и практические, подходы к их жизнедеятельности. Экологическая экспертиза современного состояния деревни и прогноз ее экологического благополучия – должна стать одним из основных задач предполагаемого плана.

 

з) Проблемы демографии

Вопросы демографии становятся актуальными. В 60-е годы прошлого столетия в Алагузе наибольшая численность населения достигала более тысяча человек. За предыдущие 40 лет функционирования деревни численность жителей уменьшилась до 700 человек. Наиболее оптимальная численность для Алагуза, по-моему, составляет приблизительно 900 человек. Поэтому разницу в 200 человек нужно восполнить путем увеличения рождаемости. В деревне должно проживать не менее 150 человек детородного возраста. Средняя рождаемость должна составлять 3-4 ребенка на семью. Чтобы достичь этих цифр в демографической статистике деревни следовало бы предпринять ряд последовательных шагов. Во-первых, обеспечить достойный уровень жизни молодежи. Во-вторых, создать новые рабочие места с хорошей оплатой труда. В-третьих, заиметь современную социальную инфраструктуру. В-четвертых, проводить целенаправленную политику в сфере воспитания юношества и взрослого поколения.

и) Вопросы связи алагузов с выходцами из деревни

Важным направлением деятельности алагузов должна стать связь с земляками. Она должна вестись обоюдно, на взаимовыгодной и равноправной основе. Это сотрудничество нужно для сохранения преемственности между поколениями алагузов, обеспечения нормальной жизнедеятельности деревни. Алагузы, проживающие в деревне – истинные патриоты. Они осознанно связали свою жизнь с родным краем, чтобы участвовать в ее развитии. А те, кто выехал и не может повседневным своим трудом участвовать в деле созидания нового Алагуза, тоже душой и сердцем болеют за его будущее. В целях осуществления полноценной и эффективной связи между коренными алагузами и выходцами из Алагуза следует создавать три попечительских совета: в самом Алагузе, в городе Уфе, из выходцев-алагузов, проживающих на пределами республики. При этом попечительскому совету Алагуза следует передать правовой статус. Необходимо разработать его устав и зарегистрировать этот совет как юридическое лицо. Затем открыть специальные счета совета. Все средства, накопленные на этом счете должны, быть направлены на развитие деревни.

 

В заключении хочу поблагодарить родителей – Кавия и Канифу Тагировых, сестру Хафизову Зухру, брата Тагирова Зуфара, уважаемых родных и близких для меня людей: Ахмедьянову Мнавару, Мирхаеву Гайникамал, Сахаутдинова Газизьяна, Мирхайдарову Хадису, Фатыхова Рафиля, Исламову Тансулпан, Латыпова Ильгама, Хизбуллину Гульнару за оказанную помощь при сборе фактического материала, пожелать им здоровья, новых успехов, благополучия и счастья.

 

 

Заключение

 

Свое обещание – связать самого древнего нашего родственника (известного нам) с сегодняшним его самым молодым потомком – я выполнил. Эта нить такова: «Алтынбай – Иргали – Киекчи – Бакын – Мусакалим – Ирали – Шарип – Сахаутдин – Тагир – Кавый – Каюм – Тагир».

В ходе исследования было доказано многое. Алагузы являются дуванцами-автохтонами. Дуванцы являются самой древней этнической группой современного северо-восточного региона Башкортостана (пока известны археологические памятники о них, датируемые четвертым веком нашей эры (Мажитов Н.А. Археология Башкирии. - Уфа, 1968.).

Дуванцы оставили яркий след в истории башкирского этноса. Мы много говорили о государственности башкир. Хотя нет письменных источников, в первом тысячелетии нашей эры, несомненно, башкиры имели свою государственность. Государственность башкир во втором тысячелетии нашей эры наблюдается у северо-восточных башкир. Это относится к периоду – вторая половина XVI века и первая четверть XVII века. Государственность башкир выражали три крупные этнические группы: дуванцы, айлинцы, катайцы. Хотя ни в башкирской, ни в русской истории об этом не говорится, но такой факт в истории башкир имеется.

Примерно 70 лет дуванцы имели свою страну. К сожалению, она не зафиксирована в исторической летописи.

В этнической группе дуванцев особо выделяются алагузы. Пассионарный потенциал алагузовского рода всегда был высок. Алагузы участвовали в создании самостоятельного государства трех этнических групп в территории современной северо-восточной Башкирии.

После присоединения к русскому государству они умело защищали свои права и свободы. Когда их притесняли центральные власти, дуванцы-алагузы становились самыми активными организаторами и участниками многих актов сопротивления. Для меня имена дуванцев Алтынбай, Иргали, Киекчи, Бакын, Алагуз, Кабыл также священны, как и имя Салавата для каждого башкира.

В настоящей работе представлены практически имеющиеся научно-исследовательские материалы, касающиеся жизнедеятельности поселения с начала XVII века. В книге рассказано о жизни и быте алагузов, их обычаях и традициях. Огромный интерес для читателя представляет изыскания о родословной Киекчи. Подробно описано гнеалогическое древо Шарипа Иралина.

Одним из важных моментов работы остается описание современного состояния развития деревни и перспективы его развития. Этот аспект рассмотрен в различных ипостасях. Каждый из них представляет собой большую ценность. Но наиболее востребованным из них остается образование. Поэтому этой части своего повествования я уделил значительное внимание. Определение основных направлений развития деревни, прогноз демографических, социальных, интеллектуальных перспектив Алагуза поможет будущим поколениям односельчан наилучшим образом обустроить мой родной край.

Эта работа ценна – она является одним из первых книг об истории башкирской деревни, рассмотренной через научно-исследовательскую призму.

Книга дорога и тем, что изложена на основе исторических документов, архивных материалов и современных научных трудов. Я считаю, что результаты данного исследования являются очень актуальными, и думаю, что они вносят в кладезь истории, этнологии, национальной педагогики и национальной философии северо-восточных башкир значительный и весомый вклад.

 

Библиография

1. Абрамзон С.М. Этнический состав киргизского населения северной Киргизии. - М., ТКАЭЭ, т.IV, 1960.

2. А

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.