Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Алагузы – дуванцы-автохтоны: научно-историческое обоснование и введение результатов исследования в научный оборот



Алагузы относятся к дуванскому разветвлению башкир. Дуванцы являются автохтонной (коренной) ветвью башкирского этноса. Однако, многие ученые, за исключением некоторых из них, считают башкир-дуванцев, как и всех башкир, переселенцами.

По предположению одних исследователей башкиры приехали из Монголии, других – из Венгрии, третьих – из Сибирских просторов, четвертых – из Центральной Азии, пятых – из Кавказа. Есть и такое мнение – башкиры являются потомками древних арабов. Если бы я был представителем одного из «мозаичного» течения к происхождению башкир, то предположил следующее – башкиры переселились на Урал из Испании и являются родственным народом к этносу басков. И это утверждение под собой имеет реальную почву. Слово «баски» ассоциируется со словом «башки» и недалеко остается до интерпретации этого слова как «башкиры». Есть и другой взгляд на эту интерпретацию. Баскский язык является одним из древних языков. По утверждению авторитетного башкирского ученого Дж.Г. Киекбаева башкирский язык тоже является языком давнешним. Следовательно, эти языки на каком-то этапе развития бакского и башкирского этносов не отличались друг от друга. В новых географо-климатических, этносоциальных, социально-политических условиях проживания переселившихся баксков баскский язык басков-башкир потерял свою специфичность и превратился в башкирский язык башкир-басков. Можно утверждать и обратное. Но я не являюсь сторонником этнопереселенческого характера башкир. Поэтому не поддерживаю такие утопические мировоззрения к истории возникновения, становления и генезиса башкирского этноса. Башкиры были и остаются титульным этническим образованием. Различные толкования о происхождении башкир, как о результате синтеза этнических взаимодействий одновременно нескольких этнических групп, для меня не вполне понятны. Представление о башкирах, как о суррогате народов различной веры, культуры и уклада жизни, не является научной и вызывает серьезные сомнения. Вот одно из них. По мнению историка Р.Г.Кузеева племена дуван и уран прошли тот же этап этнического развития на Сырдарье и Средней Азии, что и древние башкирские племена бурзян, усерган, тамьян. Предки дуванцев и уранцев, таким образом, будучи выходцами из среды монгольских племен Центральной Азии, на пути движения на запад длительное время пребывали в присырдарьинских степях и Приаралье, где подверглись окончательной тюркизации, испытав при этом и определенное влияние ираноязычного населения Средней Азии. После ухода части древнебашкирских племен дальше на запад дувано-уранские образования еще несколько столетий оставались в азиатских степях, пережив многие этапы этнической трансформации, и с начала II тыс.н.э. они попали последовательно в сферу кара-катайского, табынского и кыпчакского этнополитического воздействия. Он же утверждает, что этноним дуван можно идентифицировать с названием монгольского племени дурбан (дурбэн), который, по Рашид ад-дину, вместе с племенами салджиут, татар и катакин был сначала во враждебных отношениях к Чингизхану. Персидский историк сообщает, что дурбаны «близки к племени баарин: они разветвлились из одного корня. Если баарин закономерно отождествить с башкирским родом барын в составе табынцев, что, …, совершенно очевидно, то мы получим новое доказательство родства, но не тождественности табынского и дуванского образований. Роль дурбанов в формировании ряда тюркских народов не раз отмечалась историками и этнографами. Миграция дурбанов (дуванов) на запад относится к XIII веку и связана с монгольскими походами. Сами дуванцы, однако, растворились в кыпчакской среде, не утратив при этом древнего этнонима. В дуванских тамгах количественно преобладают кыпчакские тамги (ворота, вилы), хотя сохранилось несколько старинных.

Р.Г. Кузеев считает, что дуванцы первоначально кочевали в долине реки Сакмара, двигаясь отсюда к северу, они постепенно заняли обширные земли по реке Белой. В период общего движения племен с Бугульминской возвышенности часть дуванцев через северо-западную Башкирию направилась во второй половине XIV века в долину реки Ай. Дуванские кочевники расселились в Айском бассейне не позднее конца XIV века, так как сарты, переселившиеся на Ай в XV веке, застали дуванцев довольно давними аборигенами и были вынуждены просить у них пастбища для своих стад. Другая часть дуванцев направилась вместе с табынскими родами выше по реке Белой, вплоть до XVIII века имели вотчинные права на старинные земли по реке Белой, где оставалось еще небольшое число их соплеменников.

Р.Г.Кузеев писал: «Племя дуван шесть-семь столетий назад было одним из крупных образований в Башкирии. В XVII-XIX вв., кроме дуванского племени на р. Ай, был род в составе племени табын, а в XVII- XVIII вв. на р. Белой в районе города Бирска была обширная Дуванская волость. Дуванские сказания обычно сообщают, что предок дуванцев батыр Кормый пришел «с Алтая», «с Иртыша», «с юга», «со стороны Мекки» и сначала жил на Ике, затем на Белой, а потом с 13 сыновьями переселился в долину Ая. По пути они нашли якобы четырнадцатого ребенка, «назвали его Табынды [Табын] и взяли с собой на Ай. В составе айлинских дуванцев есть родовые подразделения табынды и табын. Эти предания и этнонимические совпадения, отмеченная выше общность тамг дуванцев и некоторых западнотабынских родов, говорят о существовании в прошлом этноисторичских связей племени дуван с крупным племенным объединением табын».

Дж. Киекбаев предложил (основываясь на закономерности звукового перехода гласного перехода а в у) трактовать этнонимы дуван и табын как тождественные; давань>табын > дуван.

Судя, однако, по историко-этнографическим материалам, дуван и табын родственные, но самостоятельные образования. Этноним дуван зафиксирован в форме дубан в составе киргизского племени черик[29], дувана – племени тама узбеков-кураминцев[30], джуван или джуван таяк аргын – казахов Младшего Жуза[31].

Если верить гипотезе Р.Г.Кузеева, что дуванцы являются потомками монгол. Однако, не монгольское происхождение дуванцев можно установить даже по их внешним признакам, не отвлекаясь на их антропологические данные. А близкое родство башкир со среднеазиатскими народами такой же блеф, что и родство пигмеев с бушменами. Еще увлекательнее и парадоксальнее становится, когда этнограф начинает утверждать, что дуванцы переселились на современные места своего проживания только в конце XIV века.

Рассуждайте сами. По утверждению Р.Г. Кузеева, будто наперво дуванцы переселились в Среднюю Азию, а потом в Приаралье. Далее, прежде чем переселить дуванцев на северо-восток Башкортостана, он решил несколько столетий их закаливать в суровых степях кыпчаков и только потом перебросить на западные территории Башкортостана, хотя можно было их разместить сразу на северо-востоке этого края. Я подумал, что судьба дуванцев незавидна, почти не отличается от истории ни цыган, ни евреев. С цыганами все понятно, переселение – образ их жизни. С евреями – еще проще, их вынуждала уходить с исторически нажитых мест вначале сподвижничество самих евреев, а затем, как следствие первого шага, поиск новых мест проживания в среде обитания иных этносов. А в случае дуванцев все обстоит иначе. Если бы это касалось еще только дуванцев. Такую же историческую участь приготовил автор всему башкирскому этносу. Ведь по утверждению Р.Г. Кузеева все башкирские племена пришли из территории Средней Азии.

Для опровержения гипотезы историка Р.Г. Кузеева приведем несколько результатов научных изысканий.

Член-корреспондент Российской Академии Образования, профессор Башкирского государственного педагогического университета К.Ш.Ахияров пишет: «Формирование педагогических воззрений башкирского народа в древнейшие времена шло под действием соответствующих представлений самых разных народов. На Южном Урале и в прилегающих к нему степях на стыке двух континентов – Европы и Азии – происходила первоначальная консолидация башкирской народности, в которой участвовали разноязычные племена – тюркские, угро-финские, монгольские, иранские. Ведущую роль в этом сложном этноисторическом процессе, протекавшем почти одно тысячелетие на огромной территории от Алтая до Черного моря, играли древние тюркские кочевники. Наличие в башкирских преданиях и легендах мотивов, связанных с волком, мифическим прародителем древних тюрков, богатырская сказка об Алпамыше, распространенная и среди других тюркских народов, свидетельствуют в пользу этого. Кроме того, известно, что бог у древних тюрков именовался Тэнгри, у башкир и поныне он остается объектом поклонения. … Башкиры смогли сохранить своеобразие языка, материальную культуру, которые сложились значительно раньше и отличали их от всех соседних народов». Таким образом, академик К.Ш.Ахияров утверждает, что автохтонный характер зарождения и развития башкирского является очевидным.

Изложим взгляды другого известного и авторитетного ученого. Так, обследовав курганы близ деревни Юкалекулево Кигинского района Башкирии, еще в 60-е годы XX века археолог Н.А.Мажитов писал: «Имеются памятники материальной культуры башкир с IV века»[32]. А известный краевед Мирхаева Г.А., чьи работы рецензировались башкирскими учеными, напоминает: «В 1962 году около деревни Каранаево Мечетлинского района археологической экспедицией обнаружен древнебашкирский курган. На месте захоронения найдены горшки с башкирским орнаментом, изделия из золота и серебра: кольца, браслеты, серьги и зеркала»[33]. Найденные археологические материалы указывают на высокий уровень развития башкирского этноса в северо-восточном регионе Башкирии. Изображение башкирского орнамента на ювелирных изделиях доказывает об интеллектуальном и мировоззренческом уровне развития северо-восточных башкир еще в начале нашей эры.

 

Нет сомнения в том, что еще в начале первого тысячелетия башкиры имели сильное, развитое государство. Вполне возможно, что центр этого государства находился на северо-востоке современного Башкортостана. Не случайно, эта земля, как один из передовых и цивилизованных уголков башкирского края воспитала многих знаменитых башкир, как Кол Гали, известного в мире древнего башкирского просветителя и поэта, Салавата Юлаева, легендарного героя башкирского народа, предводителя национально-освободительного движения в России, и многих других. Только сильные генетические и духовно-нравственные корни этноса могли породить и воспитать таких людей. Поэтому, я без каких-либо колебаний, могу повторять, что дуванцы всегда были автохтонным населением северо-востока Башкортостана и таковым останутся и в будущем.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.