Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теория зарождения и формирования башкирского этноса и этнической группы – дуванцы



Археологические данные и этнографические описания жизни народов, задержавшихся в своем развитии на стадии общинно-родового строя, позволяют говорить, что при всех различиях и особенностях в проведении инициаций у разных народов возникшее в позднее родовом обществе формы передачи молодежи накопленного культурного наследия в значительной степени сохранились до нашего времени.

Исторические корни башкир, как автохтонного этноса, современные исследователи обнаруживают еще до нашей эры. Известный советский ученый Дж. Г. Киекбаев в своей монографии «Введение в урало-алтайское языкознание» определил, что древне башкирский язык обособился от основы тюркского языка очень рано, примерно 4000 лет назад.[1] По мнению С.И.Руденко местное население Урала в VIII-VII веках до нашей эры то же разговаривало на древнебашкирском языке. Башкирский язык имеет довольно сложную диалектную систему. Специфические особенности этого языка, отличающие его от большинства тюркских языков (употребление звука h или Vв начале слова и начале аффиксов, вместо исконно тюркского с,межзубного звука şв конце слова), полнее и ярче выражены в южном и восточном диалектах.[2] Эти звуки свойственны только башкирскому языку и сохранились они, преимущественно, в этом языке. Данное обстоятельство показывает, насколько постоянно существуют эти звуки в башкирском языке. На основании исследований профессора Дж. Г. Киекбаева, С.И.Руденко, и многих ученых в области языкознания можно утверждать, что реликтовый характер башкирского языка определяется автохтонным характером существования башкирского этноса. На автохтонную основу башкир указывает и народный фольклор. В 922 году арабский путешественник Ибн-Фадлан в своих трудах зафиксировал легенду о журавлях «Сынрау торна». «Историческая память народа сквозь даль тысячелетия пронесла и сохранила не только легенду о журавлях, но и ее мелодию, которую и сейчас исполняют башкирские кураисты»[3]. По нашему мнению, этот памятник музыкального народного творчества имеет более глубокие исторические корни.

Сторонниками местной основы тюркоязычного населения Волго-Уральского региона являются этнограф С.И.Руденко, археологи К.В.Сальников, Н.А.Мажитов, лингвист М.З.Закиев, философ Д.Ж.Валеев и другие.

«Имеются памятники материальной культуры башкир с IV века» - писал археолог Н. А. Мажитов.[4] К такому выводу пришел он, изучая археологические памятники дуванцев. Монеты античного времени, недавно найденные в Пермской области, также говорят о древних корнях протобашкир на Предуралье[5]. С первого века нашей эры можно рассматривать башкир «как единую группу племен с бытом, обусловленным в какой-то мере кочевническим скотоводством в сочетании с охотой в степной полосе, в горной же и лесной полосе с преобладанием занятий охотой, пчеловодством, в известной мере земледелием в сочетании с оседлым скотоводством»[6]. Ареал протобашкирского сообщества широкий. Исторически башкирскому этносу принадлежали территории между Камой и Волгой до Самары, Оренбурга и Орска, и на востоке по Миассу, Исети, Пышме, Тоболу и Иртышу до Оби[7].

Археологические исследования российских ученых подтверждают, что на территориях проживания башкирского этноса еще до нашей эры существовали свыше пятидесяти древних башкирских городских поселений. Проведенные раскопки одного из таких поселений, как Аркаим, доказали высокий уровень развития производственных сил региона. Об Аркаиме археолог Зданович Г.Б. пишет: «Несмотря на то, что Аркаим имеет вполне почтенный возраст – существовал он 3600-3700 лет тому назад – основные контуры поселения хорошо читаются на современной степной поверхности … петровские рисунки и символы, вероятно, застаем на самом начальном этапе превращения их в письменность»[8]. Развитое ремесло, передовая кустарная металлургия, специфическое городское строительство, особенная архитектура поселения отражают прогрессивный характер жизнедеятельности этноса, богатство его культуры, духовности, традиций и обычаев. Основой достижений была приобщение этноса к философии, математике, геометрии, горному делу, строительству и другим передовым технологиям. Башкирская культура по уровню своей динамики не отставала от ряда передовых цивилизаций античности. Ученые-археологи Таиров А.Д., Любчанский И. Э., изучив Большекараганский могильник (2-3 века нашей эры) в Челябинской области, отметили высокий уровень развития протобашкир: «Погребальный инвентарь весьма разнообразен: это и золотые подвески, инкрустированные зернь; бронзовые зеркала с элементами китайской орнаментики; египетские мозаичные и стеклянные с внутренней позолотой бусы; украшения из халцедона и голубого опала и многое другое…»[9].

Историко-культурные памятники древности позволяют говорить о сильной этнической системе образования башкир. Первоначально мы можем выделить традиционные методы и формы обучения и воспитания. Это больше относится к процедуре инициации. Целенаправленная подготовка молодежи к проведению инициационных обрядов делали их своего рода прообразом школы. Если мальчиков готовили как будущих воинов, то девочек воспитывали как хранительниц обычаев и традиций этноса.

Каждое национальное образование первоначально развивалось на бесписьменной основе и постепенно приобретало свою письменность. Так, ученый Сагит Мирасов в своей книге «Первая культура человека» пишет: «В V-VIII веках нашей эры руны орхоно-енисейских памятников использовались в письменном языке тюрки».[10] Профессор Бикбаев Р.Т. считает, что башкирская литература находит свое отражение в орхоно-енисейских памятниках. Он соглашается с оценками башкирского академика

Г.Б. Хусаинова о периодах развития башкирской литературы: «Древние источники, берущие начало из орхоно-енисейских рунических надписей, из общих тюркских памятников, как например: «Диван-лугат-ит-тюрк» Махмуда Кашгарского, «Кудатбу билик» Юсуфа Баласагунского и др…»[11].Изучению вопроса отношения языка памятников древнетюркской письменности к башкирскому языку посвящена работа М.А.Ахметова «Глагол в языке орхоно-енисейских памятников», где автор определил следы древних говоров в области глагола, а также проследил существование глагольных основ и форм( а также их значений и функций) языка памятников в современном башкирском языке и его диалектах.[12] Как известно, литература является одним из краеугольных камней национального образования. Но самыми первыми источниками письменности у башкир были наскальные знаки, тамги на камнях, рисунки и письмена на горах Башкортостана, которые впервые были систематизированы археологом Р.Ахмеровым. «Еще в 1904 году Д.Н.Соколов в своей работе «О башкирских тамгах» писал о возможности возникновения тюркских, в том числе башкирских тамг, из орхоно-енисейских рунических писем. Это подтверждают и другие ученые. Эпиграфисты определяют эволюцию писем-начертаний так: от идеографики к пиктографике, от пиктографии к тамгообразным буквам, алфавиту. Или, проще говоря, обычные тамги постепенно сменили схематические рисунки фигур человека, животных и вещей. На их смену пришли рисунки с надписями, аллегорические письмена. Затем выделялись буквы, из букв составляли алфавит. Алфавит породил руническое письмо».[13] Это означает, что руническая письменность являлась основой письменной башкирской национальной школы.

В I-III века, как и в последующее время, башкиры имели разноаспектное хозяйство. Одни занимались скотоводством, другие охотой. Особенно было развито коневодство. Коневодство давало такие ценные продукты как мясо, кумыс и другие. Традиционным видом деятельности башкир было и бортничество, которое передавалось из поколения в поколение. Оно сохранилось. Исторические корни имеет и собирательство. Благодаря данным видам деятельности складывались национальная самобытность, народные традиции и обычаи, история и философия и этническая культура народа. Черты характера, образ жизни, взаимоотношения с природой и окружающими башкир этносами складывались многие столетия, и они ярко проявляются сегодня.

Башкирское этническое образование основывается первоначально на богатстве бесписьменных памятников. Каждый ребенок получает свое воспитание на опыте, традициях и обычаях старшего поколения. Свой младенческий период дитя проводит с матерью. Именно в это время он получает максимальное свое развитие. В младенческом возрасте ребенок впитывает от матери азы родного языка, адекватного поведения в окружающем мире сородичей, отношения к природе. Все, что связано с дальнейшим развитием ребенка, является результатом воспитания матери. Младенец получает от матери первоначальные основы родной субкультуры, а затем и этнической культуры. Мать знакомит свое чадо богатством народного фольклора, эпоса, народных песен, сказок, легенд, плясок и т.д. В воспитании ребенка неоценимую роль играют родные братья и сестры, которые делятся с ним ранее полученными ими знаниями, навыками и умениями. Близкие к ребенку люди не только учат правильно понимать, слышать, видеть окружающий мир, но оказывают ему непосредственную помощь войти в этот мир без огромных физических усилий и эмоциональных затрат. Со временем бремя воспитательной работы передается пожилым людям. Они содействуют тому, чтобы ребенок через устный фольклор, легенды, песни и танцы получил общее преставление об этносе, окружающих этнических культурах. Так как многие башкирские племена вели преимущественно передвижной образ жизни и имели огромные табуны, то они постоянно выезжали на летние пастбища. В летнее время практически все взрослое население готовилось к зимнему периоду: заготавливало запасы продуктов; готовило одежду и обувь; утепляло свое жилье, заготавливало корма для животных и т.п. В этот период года существовали «юртовые» школы. Под присмотром опытных, пользующихся уважением в общине, пожилых людей находились маленькие дети. Одна группа взрослых организовывала и проводила различные игры и состязания, учила детей простым физическим упражнениям и тем самым приучала их к труду, а другая – готовила пищу, организовывала отдых мальчиков и девочек. Школу мы назвали «юртовой» в связи с ее расположением в местности и сосредоточием детей около одной из юрт. Для башкирских этнических групп обучать детей в «юртовых» школах было обыденным явлением. Такая этническая школа отличалась своей спецификой. Она наиболее точно и реально соответствовала интересам этноса и полнее удовлетворяла его потребности. Дети старшего возраста, как и взрослые, занимались физическим трудом. Эта категория детей в тогдашнем понимании понятия «учебы» проходили обучение в труде вместе с наставниками-взрослыми.

По данным историков, бесписьменная башкирская этническая школа действовала еще до нашей эры, а в начале новой эры она перешла на письменную – руническую основу. В воспитании и обучении многих поколений протобашкир и башкирского этноса огромную роль сыграл народный эпос. В целом же эпические традиции, сложившиеся в течение многих столетий, не только не исчезают, но привлекают к себе все больше и больше внимания, продолжают звучать как голос самого народа, идущий к нам из глубины веков.[14] Одним из знаменитых башкирских литературных памятников является эпос «Урал батыр». Через этот гениальный эпос

воспитывались многие поколения. На основе неувядающего, духовного и нравственного богатства, заложенного в этой исторической, народной сокровищнице, у башкирских детей формировались чувства прекрасного, любви к своей родине, передавался огромный пласт трудового, жизненного опыта и знаний многих поколений башкирских племен, а далее и башкирского народа. В эпосе «Урал-Батыр» дается всесторонняя, многоплановая и разноаспектная характеристика этносу. Она такова: «Это – беречь богатство своей страны, не проливать человеческую кровь, «поровну все и на всех делить», «обездоленных не обижать», « с умом выбирать друзей», быть всегда победителем (плен – позор для рода), почитать родителей и т.д.». Народные мугаллимы широко использовали эпос «Урал-батыр» в воспитании у детей этих черт характера, которые со временем превратились в традиционные, специфические компоненты культуры башкирского народа, башкирской этнической педагогики. Эпос «Урал-батыр» – уникальный исторический памятник, запечатлевший богатую, самобытную и гениальную культуру протобашкир, педагогическую культуру этноса. Следовательно, башкирское национальное образование обнаруживает свои корни еще в древней башкирской литературе и народной педагогике.

Сегодня имеется ряд точек зрения к башкирской истории. Одна из них, башкиры – плод скрещения азиатского скотоводческо-степного и восточно-европейского оседло-земледельческого (и лесного) компонентов, то есть пришлых тюрков и местных (бахмутинской культуры) финских племен, составивших основу северных башкир (С.А.Токарев, И.С.Акимова).[15] Однако ни контакт с северными финно-угорскими племенами, ни проникновение на территорию Башкирии гуннских, позднее татаро-монгольских, казахских племен, ни взаимосвязи с калмыками и, наконец, позднейшее проникновение с запада таких народностей, как казанские татары и мишари, коренным образом не изменили ни физического типа, ни языка, ни быта башкир.[16] По нашему мнению, эта точка зрения является наиболее реалистичной и научной, башкиры были и оставались автохтонным этносом. Как пишет член-корреспондент Российской Академии Образования, профессор Башкирского государственного педагогического университета К.Ш.Ахияров: «Формирование педагогических воззрений башкирского народа в древнейшие времена шло под действием соответствующих представлений самых разных народов. На Южном Урале и в прилегающих к нему степях на стыке двух континентов – Европы и Азии – происходила первоначальная консолидация башкирской народности, в которой участвовали разноязычные племена – тюркские, угро-финские, монгольские, иранские. Ведущую роль в этом сложном этноисторическом процессе, протекавшем почти одно тысячелетие на огромной территории от Алтая до Черного моря, играли древние тюркские кочевники. Наличие в башкирских преданиях и легендах мотивов, связанных с волком, мифическим прародителем древних тюрков, богатырская сказка об Алпамыше, распространенная и среди других тюркских народов, свидетельствуют в пользу этого. Кроме того, известно, что бог у древних тюрков именовался Тэнгри, у башкир и поныне он остается объектом поклонения. … Башкиры смогли сохранить своеобразие языка, материальную культуру, которые сложились значительно раньше и отличали их от всех соседних народов».[17] Академик К.Ш.Ахияров подтверждает современный подход к происхождению башкир – автохтонный характер зарождения и развития башкирского этноса.

Язык, будучи одной из этических категорий, обнаруживает в своей истории исключительную стабильность, постоянство и стойкость. Особенно это относится к тюркским языкам: они до сих пор сохраняют свои первоначальные, существенные черты и изменились в незначительной степени, хотя с тех пор, как эти языки были засвидетельствованы, прошло более тысячелетий. На базе этой языковой константы можно охарактеризовать существующую в Древней Башкирии сферу образования. Такой анализ мы можем провести благодаря сохранившимся устным литературным памятникам этноса. Как мы уже говорили, язык определяет суть этноса. «Для того чтобы существовать, т.е. переходить от поколения к поколению, язык данного племени и народа не нуждается в письме».[18] Поэтому в историческом плане с появлением бесписьменных школ возникли и различные формы и методы педагогических приемов, направленных на формирование тех или иных черт характера подрастающего поколения. Воспитание происходило под непосредственным влиянием окружающей среды и природных условий. Взрослым оставалось помочь детям только в познании этого социоприродного ареала. Другим важным средством воспитания в башкирской педагогической системе оставался принцип природосообразности. Если действия были направлены на значительный и невосполнимый ущерб, то башкиры эти действия не проводили. Эти же ограничения существовали в сфере духовной жизни. Как известно, до принятия ислама башкиры придерживались языческих взглядов. Каждый из башкирских этнических сообществ имел свой культ преклонения, свои обряды и обычаи. А затем, в период интеграции племен и зарождения этноса, развивали свою общую культуру, язык и письменность.

Особенными чертами характера башкир всегда оставались толерантность и терпимость. Башкиры всегда проживали на больших территориях. Поэтому как таковое понятие нетерпимости у них и не существовало. Башкиры естественно и исторически оставались толерантными и терпимыми к другим народам. Например, после падения Казанского ханства многие народы, спасаясь от притеснения русского государства, искали более спокойные, мирные земли для проживания. Таким краем всегда оставались башкирские территории.

Башкиры проявили дружеское, терпимое и даже участливое отношение к переселенцам. И русские, и татары, и чуваши, и мордва, и мари, и удмурты, и другие народности в Башкирии нашли свою вторую родину.

 

Отличительными чертами характера башкир оставались их простота, доверчивость, благодушное отношение к окружающему миру. В литературных памятниках эта специфика башкир подчеркнута особо. История не стерла этот генетический штамп. В древности в процессе обучения и воспитания детей и подростков накопленный духовный потенциал, педагогический опыт, как отмечают отечественные ученые К.Ш.Ахияров, Г.Н.Волков, С.Д. Намсараев, З.Г.Нигматов и другие, постоянно транслировался педагогами. Сложившиеся столетиями принципы воспитания не только успешно использовались в формировании подрастающего поколения, а оставались сутью и содержанием башкирской народной педагогики в течение долгого времени. Новые методы и формы подготовки молодого поколения к будущему постоянно кристаллизовались в элементы этнической педагогики. Древняя башкирская педагогика, хотя и была бесписьменной, существовала и совершенствовалась не только на базе башкирского этноса, но и этносов, проживающих в соседстве с ним. В эти периоды на башкир оказывали значительное влияние сначала скифские, а затем и угорские племена, позднее и тюркские этнические группы. Данным обстоятельством объясняются различные исторические переломы в жизни башкирских племен.

Вероятно, в начале нашей эры у башкир существовала своя государственность. На основе археологических изысканий и его результатов Н.А.Мажитов доказывает наличие государственности башкир именно в этот период. Это государство, наиболее вероятно, называлось Великой Венгрией. Птоломея указывает о существовании Пасакартии в Парттской области Хорасан.[19] Как пишет Н.М.Карамзин, «Рубруквис именуют сию страну Pascatir, т.е. Башкириею: из тех же, или окрестных мест, вышли, как вероятно, в V веке и древнейшие Угорские племена, Унногуры, Гуннагары прочие».[20] Какие еще формы государственности имели башкиры до Великой Венгрии? В какой форме существовал сам этнос? Все это является предметом для дальнейших научных изысканий.

Ясно одно – этническая система образования протобашкир, а позже и башкир, существовала эффективно и достигала высоких результатов. А трудовое воспитание является основой становления, формирования и совершенствования любого субэтноса и этноса. В каждой системе образования трудовое воспитание и обучение занимает важное место. Любая национальная система образования имеет свои специфические особенности трудового воспитания. Место трудового воспитания и особенности его проведения зависят от культуры и интеллектуальной составляющей консорции, субэтноса и этноса. Немаловажное значение в трудовом воспитании детей занимает климатическое, географическое, природное, геополитическое расположение этноса. В большинстве случаев эти условия определяли характер трудовых отношений этноса, в одних случаях преобладал физический, а в других – умственный труд. Уместно подчеркнуть, что всегда главным условием выживаемости любого этноса была и остается его близость к умственному труду. Субэтносы и этносы, которые не смогли поднять свой интеллектуальный потенциал на глобальный уровень или были не способны вносить свой вклад в общемировую или региональную культурную кладезь, были обречены на постепенное исчезновение. Яркий пример адаптации и привыкания к новым культурным условиям, а также наращивания своего интеллектуального потенциала всегда показывала еврейская нация. Имеются примеры и негативного толка. В нынешнее время в России проживает несколько десятков северных народов. Они не имеют достаточной пассионарной энергетики и человеческого потенциала. Многие из них находятся на грани социально-культурного вымирания. В условиях «космических» изменений политической, экономической и социальной жизни цивилизаций будущее этих народов более прозаическое, чем реальное. Для северных народов физический труд был и остается наиболее близким, чем умственный. В течение многих столетий эти субэтносы не смогли создать себе жизненные условия, определяющие предпосылку, перспективу их развития через интеллектуальный и умственный труд.

Основной аспект физического воспитания и развития заключается в подготовке подрастающего поколения к будущей трудовой деятельности. Трудовое воспитание является ядром народной (этнической) системы воспитания, определяющее сущность всей сознательной жизнедеятельности личности, общественных групп, субэтносов и этносов. По мере развития производительных сил общества и роста общественно-исторической практики обогащался духовный мир народа, который в свою очередь способствовал более широкому и глубокому познанию окружающей среды. В устном творчестве, в фольклорных произведениях, в бесписьменных школах труд рассматривался как великий источник жизни, возбудитель творческой энергии человека. Отношение башкирской народной педагогики к труду закреплено в народной памяти афоризмами: « Жизнь, прожитая в труде – золотая жизнь», «Счастье мужчины в труде», «Нет труда – нет почета» и т.д. В них заключена ведущая идея народного воспитания, которая пронизывает все устное поэтическое творчество.[21] На протяжении многовековой исторической жизни педагогическое осмысление значения труда и трудовой деятельности в жизни человека получило художественное олицетворение в образах фольклорных героев – Алпамыш, Кузыйкурпес, Урал, Таз и др., воплощающих достижения народного педагогического гения. Отсутствие письменных этнографических материалов по более ранним периодам исторической жизни башкирского народа (I-VI века) вынуждает нас рассматривать вопросы трудового воспитания через призму литературных памятников – героического эпоса «Урал-Батыр», фольклорных источников «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылыу» и др. В них мы находим сведения о том, что наряду с присвоением готовых продуктов природы, башкирские племена занимались охотой, скотоводством, бортничеством и другими видами деятельности. Следует заметить, что разделение труда практически отсутствовало, кроме полового и возрастного. Члены общности располагали индивидуальными орудиями труда, но они не допускали обособления личности от общности. Слабость каждого индивида перед непонятными для него силами природы защищалась коллективным трудом и совместным существованием. Следовательно, труд и непосредственно связанное с ним трудовое воспитание осуществлялись общими усилиями и носили общественную форму. То, что производилось в процессе коллективной деятельности, также сообща и потреблялось. Это можно увидеть в сценах массового угощения из большого котла. В эпосе «Урал-Батыр» глава рода распоряжается, чтобы сварили в огромном котле мясо крупного животного для угощения всего рода. В эпических произведениях «Урал-Батыр», «Акбузат», «Зухра и Алдар» и других памятниках устного творчества народа трудовая деятельность обычно выступает в форме коллективного плотничества и скотоводства, причем подчеркивается, что охотничий промысел является уделом только отважных и смелых членов общины. В эпических сказаниях мы обнаруживаем и некоторые сведения об изготовлении орудий труда, обучении приемам обращения с детьми. Примечателен с педагогической точки зрения тот факт, что орудия труда вручаются батыру старейшиной рода, аксакалом от имени всего рода и общины[22]. Приведенные известным российским ученым К.Ш.Ахияровым примеры показывают, что башкирское общинное и родовое образование было направлено на дальнейшее социально-политическое и нравственное развитие башкирского этноса.

В каждом этносе имеются традиционные виды трудовой деятельности. Раскроем эту проблему на конкретных примерах. Мы уже говорили о бортничестве у башкир. Эта деятельность по продолжительности во временном пространстве наиболее характерна башкирскому этносу. Бортничество имеет тысячелетнюю историю. Еще Ибн Фадлан писал: «В их лесах много меду в жилищах пчел, которые они /жители/ знают и отправляются для сбора этого…».[23] Задолго до присоединения Башкортостана к Русскому государству башкирский мед вместе с пушниной и лошадьми стал в ряд наиболее привлекательных ценностей. В одном из исторических преданий, повествующих о взаимоотношениях башкир с булгарами, пчеловодство называется, наряду с охотой, старинным промыслом.[24] Борти (солок), выдолбленные чаще всего на стволах сосен, а также лип и других деревьев, исчислялись десятками и сотнями. Деревья с бортями («дельные деревья» или «дупляные деревья»), как правило, помеченные знаками собственности – тамгами (тамга), передавались по наследству, дарились, отдавались в залог, продавались, переходили на срок в оброчное владение. При смене владельца ставилась новая тамга.[25] «Есть места, особенно вверх по реке Инзеру, где на сто деревенских семей считается круглым счетом по тысяче и даже двух тысяч бортей».[26] Все знания и умения о бортничестве передавались из поколения в поколение. Бортничество – труд, требующий большого терпения, умения, спокойствия. Суетливый, нервный человек не может посвятить свою жизнь этому ремеслу. Поэтому не сведущему человеку практически трудно, а во многих случаях и невозможно, заняться бортничеством. Башкиры своих детей учили с ранних лет разным премудростям бортничества. Занятие бортничеством у детей вырабатывало такие качества, как трудолюбие, добросовестность, терпеливость, внимательность, любознательность, усидчивость, любовь к природе и всему живому, высокие эстетические, патриотические и нравственные чувства. Бортничество, как традиционная форма трудовой деятельности, сохранилось, прежде всего, у башкир. Другие соседствующие этносы широко не пользовались этой деятельностью в связи с отсутствием такой необходимости, да и с отсутствием у них такой культурной ментальности. Накопленный опыт получал подрастающее поколение. «Учителями» и наставниками в трансляции знаний и умений выступали представители старшего поколения. Этот пласт знаний являлся синтезом многовекового опыта и этнической культуры. Поэтому ребенок, осваивая это богатство, становился не только продолжателем редкостной формы деятельности как бортничество, но и ретранслятором накопленной этнической бортнической культуры. То есть башкирский этнос даже в такой форме деятельности, как бортничество, отличается от других этносов, включая и соседствующие с ним народы.

Такой же отличительной особенностью у башкирского народа от других этносов являются формы и методы ведения коневодства. Все эти примеры приводятся нами не ради того, чтобы различать башкирский и другие этносы, а чтобы ярче и четче представить элементы и характер трудового воспитания и обучения у башкир. Башкирская лошадь имеет ценные качества. Они легко переносили длинные переходы и круглогодичное содержание на подножном корму. Впоследствии неприхотливая и выносливая порода башкирских лошадей, приспособленная и к вьюку, и к верховой езде, обрела широкую известность в России и Европе. Лошадь давала почти все, что было необходимо для жизни… Конское мясо и жир, кумыс из кобыльего молока занимали значительное место в пищевом рационе башкир. Из кожи изготовляли утварь, колчаны, налучья, щиты, конскую сбрую, из сухожилий – тугую и крепкую тетиву боевых и охотничьих луков. Шкурой лошади или жеребенка покрывали скользящую поверхность лыж. Из конского волоса делали рыболовные и охотничьи снасти, вили веревки. Особое отношение к лошади выросло в культовое почитание, нашедшее воплощение в фольклоре. Для устного народного творчества традиционны образы мифологических коней-толпаров и аргамаков[27]. Мальчика с трех лет сажали на коня. Наряду с получением удовольствия от езды на скакунах дети приучались к труду. Дети начинали с выполнения посильной работы: уборки стойла, своевременного кормления, купания коня. В тех семьях, где отсутствовали мужчины, уход за конем выполняли девочки и молодые женщины, которые ни в чем не уступали мужчинам[28]. Вывод своеобразен: трудовое воспитание в разных этносах практически одинаково по форме и методу ведения, но отличается по содержанию. Трудовое воспитание в башкирской национальной системе образования является одним из важных компонентов и остается таковым все годы своего существования.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.